Статья
14 Ноября 2010 0:04

Саммит АТЭС в Японии

Президент РФ Дмитрий Медведев принял участие в 18-м саммите АТЭС в японском городе Иокогама. Саммит завершился принятием декларации, в которой страны АТЭС договорились продлить запрет на протекционистские меры до 2013 года.

«Продолжая выступать против протекционизма, мы согласились продлить до 2013 года одобренную нами в 2008 году приверженность воздерживаться от создания новых барьеров в инвестиционной деятельности или торговле товарами и услугами, введения новых экспортных ограничений и осуществления любых несоответствующих правилам ВТО мер, включая стимулирование экспорта», - говорится в «Иокогамской декларации о достижениях в реализации "Богорских целей" и задачах на последующий период», которая принята на саммите АТЭС.

Лидеры АТЭС выразили приверженность предпринимаемым шагам, направленным на отмену препятствующих торговле мер, введенных в период кризиса. «В дальнейшем мы продолжим проявлять максимальную сдержанность в принятии мер, которые могут считаться совместимыми с правилами ВТО, если они обладают существенным протекционистским эффектом, и своевременно корректировать такие меры в случае их принятия», - цитирует документ Интерфакс.

В итоговом документе также говорится, что АТЭС выступит в роли «инкубатора» Азиатско-тихоокеанской зоны свободной торговли (АТЗСТ), обеспечивая руководство и интеллектуальное насыщение процесса ее развития. «Мы полагаем, что АТЗСТ должна быть сформирована в виде всеобъемлющего соглашения о свободной торговле за счет развития и продвижения уже существующих региональных начинаний, таких как АСЕАН+3, АСЕАН+6, Транстихоокеанское партнерство и другие», - говорится в документе. В дальнейшем АТЗСТ «призвана не только обеспечить либерализацию в узком смысле, но и стать всеобъемлющим и высококачественным форматом, решать задачи в сфере торговли и инвестирования "следующего" поколения».

В Иокогамской декларации стороны зафиксировали, что будут стремиться к повышению гибкости валютных курсов и воздерживаться от их девальвации для увеличения конкурентоспособности. «Эти меры помогут снизить риск чрезмерной волатильности потоков капитала, с которым сталкиваются некоторые развивающиеся экономики», - считают лидеры АТЭС.

Участники саммита приняли также Стратегию в сфере развития, предусматривающую поиск новых подходов в области обеспечения стабильного и устойчивого экономического роста. «Мы стремимся к росту внутри и за пределами наших экономик посредством проведения макроэкономической политики и структурных реформ, направленных на постепенное выравнивание дисбалансов и повышение экономического потенциала», - подчеркивается в Стратегии.

В документе констатируется, что страны АТЭС стремятся к тому, чтобы «все наши граждане имели возможность участвовать в глобальном экономическом развитии, содействовать ему и получать от него преимущества». «Мы стремимся к росту, соответствующему мировым усилиям по защите окружающей среды и переходу к "зеленой" экономике», - отмечается в Стратегии. В документе также декларируется стремление к созданию экономической среды, которая способствует инновациям и развитию новых секторов экономики.

Документ также содержит План действий в рамках Стратегии АТЭС в сфере развития, который подразумевает проведение структурной реформы, развитие людских ресурсов и предпринимательства, создание условий для «зеленого» роста, стимулирование экономики, основанной на знаниях, а также обеспечение безопасности личности.

Лидеры стран АТЭС намерены в будущем рассмотреть вопрос о присоединении к Форуму новых членов, говорится в Иокогамской декларации.

Президент РФ Дмитрий Медведев в ходе рабочего заседания форума сообщил о намерении России провести следующий саммит на острове Русский 8-9 сентября 2012 года. Выступая на заседании, Дмитрий Медведев сообщил, что Россия сделала вклад в Фонд развития в размере $3 млн.

Комментарии экспертов
<p>Какого-то радикального перехода России и большинства стран на азиатские рынки не отмечается. Азия играет значительную роль в мировом экономическом обмене, но при этом, если посмотреть на страны Евросоюза, то более 65% внешней торговли каждой страны – это торговля внутри самой Европы и эта тенденция сохраняется. Не думаю, что Европа так резко и радикально смещается в сторону Азии. Она остается самодостаточным и экономически стабильным континентом. Америка больше завязана на азиатские товары, но при этом она не столько экспортирует, сколько получает товары из Китая и Юго-Восточной Азии.</p>
<p>Моя позиция заключается в том, что такого сдвига, о котором так часто говорят, на самом деле не происходит. Европа и Америка остаются очень мощными экономическими игроками, которые значительно менее зависимы от внешнего мира, особенно Европа.</p>
<p>Если европейские страны и США экспортируют в Азию, в первую очередь, товары высокотехнологичные или статусного спроса, то мы поставляем туда то же самое, что и во все остальные страны: нефть, уголь, природные богатства, лес, металлы. Таким образом идея диверсификации поставок с Европы на Азию ничего не меняет в ресурсном характере нашей экономики.</p>
<p>Центр развития экономики перемещается в Азиатско-Тихоокеанский регион, и именно отсюда исходят основные тренды современного капитализма. Вслед за производственными мощностями туда даже устремляется и интеллектуальный капитал, который очень тесно связан с производством.</p>
<p>К Азиатско-Тихоокеанскому региону Россия обращена своей малоосвоенной территорией – Приморским краем, той частью территорий, где ощущается острый дефицит объектов современной производительной экономики. Это большая проблема, и сейчас об этом достаточно много говорится.</p>
<p>Здесь есть как вызов, так и возможность. Есть шанс построить новую экономику выгодного партнерства с существующими лидерами развития, при этом важно соблюсти баланс между различными центрами силы и избежать ловушки китайской гегемонии. Для этого необходимо активно сотрудничать с такими странами, как Южная Корея или Вьетнам. Южная Корея особенно актуальна в связи с визитом Дмитрия Медведева в Сеул. В этой стране существуют очень большие промышленно-технологические потенциалы и большая заинтересованность в сотрудничестве.</p>
<p>Что касается опыта восточно-азиатских модернизаций для России, то этот опыт достаточно различен. Есть китайская модель, в основе которой лежало использование дешевой рабочей силы. Построение этой модели для России нежелательно и невозможно. Есть Японская модель. В ней тоже был эффект сдерживаемого потребления, но эта модель достаточно быстра стала более похожа на европейскую, которая основывается на высококвалифицированной и высокооплачиваемой рабочей силе, то есть, на высокой производительности труда.</p>
<p>Этот опыт представляется наиболее интересным. Ставка японской экономики на модернизацию обернулась массированным импортом интеллектуального капитала в форме интеллектуальной собственности, а также иностранных специалистов. Но при этом введено очень жесткое ограничение иммиграции из-за рубежа. В Японии реализуется очень жесткий принцип: все, что не хотят делать японцы, должны делать роботы. То есть, они за счет жесткой миграционной политики стимулируют максимально возможную механизацию ручного труда. И в регионе, и в мире в целом Япония  является одним из немногих лидеров высокотехнологичной индустриальной экономики. </p>
<p>Если говорить о проблемах заимствования опыта, то я думаю, что можно заимствовать концентрацию государства и капитала на приоритетных направлениях модернизации. Нужна активная промышленная позиция государства совместно с частным капиталом. При этом мы вряд ли можем и должны заимствовать эффект дешевой рабочей силы, свойственный,  прежде всего, Китаю. Не подходит России и эта увлеченность импортом интеллектуального капитала, которая была свойственна странам Азии на стартовом этапе модернизации.</p>
<p>Нам необходимо задействовать свой потенциал, который у нас существует - необходимо выставить собственную модель интеграции науки в массовое производство на основе того, что у нас уже есть.</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".