Статья
3619 8 июля 2020 12:01

Серьезный кризис: как авиаотрасль борется с последствиями пандемии

6 июля Президент России Владимир Путин провел рабочую встречу с главой компании «Аэрофлот — Российские авиалинии» Виталием Савельевым, на которой был поднят вопрос о выходе отрасли авиаперевозок страны из кризиса, вызванного пандемией коронавриуса. «Актуальные комментарии» о том, в каком состоянии сегодня находится российская авиационная отрасль.

В начале встречи Владимир Путин подчеркнул, что отрасль авиаперевозок на сегодняшний день является одной из наиболее пострадавших от пандемии.

Глава государства попросил руководителя компании дать оценку сложившейся ситуации и предложить пути выхода из кризиса.

Кроме того, Путин подчеркнул, что данный вопрос уже обсуждался неоднократно, но настало время вернуться к нему ещё раз, чтобы наметить конкретные шаги для решения проблемы.
За «закрытыми дверями» Савельев доложил главе государства и о новой стратегии компании, которая позволит снизить цены на билеты и увеличить пассажиропоток. Но перед этим поделился отчетом «Аэрофлота» за 2019 год.

Год, по его мнению, оказался успешным. Компания заработала 678 миллиардов рублей, а услугами авиаперевозчика воспользовались 60,7 миллиона пассажиров — по этому показателю компания вошла в двадцатку глобальных мировых перевозчиков. Основным драйвером роста группы, с его слов, стала авиакомпания «Победа».

По мнению Савельева, успешные показатели прошлого года помогают авиаперевозчику держаться на рынке во время нынешнего кризиса.

«Это очень серьёзный кризис. В апреле перевозки упали на 95%, загрузка кресел была всего лишь 33 %. Это было для нас абсолютно тяжёлое состояние. Это очень мало, если мы сравниваем с 2019 годом — мы обычно в сутки перевозим 110 —120 тысяч человек. Но мы видим: существенный рост идёт, россияне начинают летать, для нас это очень важно», — приводит цитату Савельева сайт президента. — Мы предполагаем, что сможем восстановиться на 50 процентов, то есть около 30 миллионов пассажиров мы сможем перевезти в этом году", — добавил глава компании.

Также он подчеркнул, что, несмотря на тяжелые условия, компания выполняет свои обязательства по плоским тарифам при небольшой по оценке специалиста загрузке пассажиропотока в 50 %.

Савельев рассказал и о защитных мерах от распространения коронавируса в самолетах.

Он сообщил, что машина представляет герметичную капсулу и на каждой установлен фильтр класса HEPA. Прибор максимально очищает воздуха до состояния, как в операционной. Благодаря фильтрации воздух в салоне меняется каждые 3-5 минут.

Также, он сообщил, что ввиду слабой загрузки (до 50%) компания делает шахматную рассадку. При этом Виталий Савельев отметил, что на борту самолета очень низкий риск заражения коронавирусом.

«Формально на борту заболеть очень сложно. Это показывает и статистика обслуживающего персонала. Наши бортпроводники на борту практически не заболевали, у нас небольшой процент всего лишь. Это и мировая практика. Поэтому мы договорились, что на борту будут маски, будут перчатки», — отметил Савельев.

Виталий Савельев сообщил президенту и о новой акции по поддержке спроса на перелеты: авиакомпания «Победа» предлагает билеты по цене 999 рублей. Это со скидкой 60%.
При этом, с его слов, по причине ограничительных мер в регионах загрузка при отправлении самолета небольшая. Не смотря на то, что билеты раскупаются практически полностью.
Владимир Путин, подчеркнул, что ситуация меняется к лучшему и сегодня многие губернаторы докладывают ему о планах постепенного снятия ограничений.

Как сообщил Виталий Савельев, если компания начнет летать, то уже к декабрю сможет вернуться на уровень 2019 года по перелетам внутри страны.

По международным перевозкам, в случае возобновления полетов, к декабрю удастся восстановить 80% от прошлогоднего объема.

Глава «Аэрофлота» также подчеркнул важность транзитных перевозок для финансового состояния компании.

В минувшие три года перевозчик был лидером среди иностранных конкурентов по транзиту из Китая в Европу. Пассажиропоток составлял около 10 миллионов человек.

Напомним, в конце марта Россия закрыла международное авиасообщение с другими странами. Серьезно пострадали и авиаперевозки между регионами страны. Ранее РБК сообщало, что из-за отмены международных рейсов перевозчики ежесуточно теряют до 500 миллионов рублей.

Эксперты Bain & Company специально для РБК подсчитали потери от отмены международного сообщения. По мнению экспертов, речь идет о сумме до 360 миллиардов рублей.
Ранее Российская ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта направляла письмо в Правительство с просьбой оказать поддержку отрасли по ряду позиций.

Среди предложений: обнулить НДС на перелеты через Москву, выплатить авиакомпаниям обещанную компенсацию за подорожавший керосин и увеличить финансирование субсидий на перевозки между регионами страны.

Сами авиаперевозчики активно вели переговоры с лизинговыми компаниями о снижении стоимости и отсрочке по платежам. Как ранее сообщал «Коммерсант», компании «Аэрофлот» первой удалось отсрочить лизинговые платежи по 67 самолетам.

На сегодняшний день правительство уже приняло ряд мер по поддержки гражданской авиации.

Федеральное агентство воздушного транспорта в связи с кризисной ситуацией из-за пандемии осуществляет субсидированную поддержку, как авиакомпаний, так и аэропортов.

«Меры государственной поддержки авиапредприятиям гражданской авиации направлены на обеспечение их бесперебойной деятельности в период ограничения пассажирских перевозок из-за распространения новой коронавирусной инфекции», — сообщает официальный портал ведомства.

В Росавиацию с середины мая поступили 54 заявки на субсидии от 40 авиакомпаний.

«С 14 мая Росавиацией уже приняты положительные решения по заявлениям 18 авиакомпаний на сумму 9,454 млрд рублей. Субсидии предоставлены авиакомпаниям «Аэрофлот», «Россия», «Аврора», «Азимут», «Азур Аэйр», «Ред Вингс», «СмартАвиа», «Уральские авиалинии», «Сибирь», «Северсталь», «АйФлай», «Роял Флайт», «Икар», «Северный ветер», «Авиакомпания „ЮТэйр“, „ЮТэйр-вертолетные услуги“, ЗАО „ЮТэйр“, „РусЛайн“. Указанные авиакомпании получили субсидии на погашение расходов за коммерческие перевозки, выполненные за период с февраля по апрель 2020 года», — уточняется на официальном портале ведомства.

Кроме того, три международных аэропорта —"Шереметьево«, «Бегишево» и «Казань» получили государственную поддержку в размере 808,1 миллионов рублей.

Компании могут получать субсидии ежемесячно. Обязательное условие: средства должны пойти на содержание имущества, оплату стоянок, аэропортовых расходов, лизинговых платежей. При этом отмечается, что не менее 60% субсидии необходимо направить на оплату труда сотрудников компаний.

Агентство продолжает работу по выделению субсидий. Только за месяц поступило 128 заявок от 89 аэропортов. Прием заявок продлится до 15 августа.

Напомним, владелец S7 Владислав Филев еще в апреле в интервью «Коммерсанту» назвал приблизительную сумму господдержки, которая потребуется для сохранения отрасли на прежнем уровне. По мнению эксперта, понадобится около 350 — 400 миллиардов рублей.

Также бизнесмен дал общий прогноз относительно кризиса отрасли. По его мнению, международные перелеты смогут полностью возобновиться лишь через год. Также он подчеркнул, что шансы выжить у «частников» есть и вряд-ли кто-либо из серьезных «игроков» покинет рынок. Но без поддержки государства компании ожидает серьезное сокращение авиапарка.
Филев привел пример собственной компании, когда после кризиса 2008 года парк самолетов S7 уменьшился до 38 машин. До кризиса их было 80.

Без господдержки пассажиропоток по сравнению с прошлым годом уменьшится вдвое — со 120 до 60 миллионов человек, считает эксперт.

В настоящее время авиасообщение между регионами страны частично возобновляется.

Аэропорт Симферополя 5 июля обслужил 200 рейсов, тем самым восстановив объем полетов до пандемии — сообщила пресс-служба аэровокзала.

Авиакомпания «ИрАэро» на конец июля планирует открыть рейсы из Красноярска в Игарку, Благовещенск и Тюмень. Перевозчик «Азимут» увеличивает количество рейсов из аэропорта Платов Ростова-на-Дону в Казань и Симферополь. В пресс-службе аэропорта пояснили, что данные направления популярны среди туристов.

Авиакомпания «Сила» с 12 июля вводит дополнительный субсидируемый рейс из Читы в Улан-Удэ. Как сообщили в пресс-службе министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края, будут действовать 4 рейса.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".