Статья
4808 19 февраля 2015 19:08

Сернистая нефть на перепутье

На первый взгляд, тема сернистой нефти (содержание вещества 1,8–3,5% объема) кажется чисто технологической, однако она имеет серьезный не только коммерческий, но и политический характер.

«Сегодня конкуренция на мировом рынке обостряется, и для удержания позиции России необходимо улучшать качество нефти, поставляемой и на мировой, и на внутренний рынки», — полагает председатель Экспертного совета, генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов.

Высокосернистая нефть как отдельный поток транспортировки стала темой обсуждения Экспертного совета ОАО «АК Транснефть», состоявшегося 18 февраля.


Локальный поток


По мнению вице-президента ОАО «АК Транснефть» Михаила Маргелова, тема качества нефти в магистральных трубопроводах не новая, она обсуждается в экспертном сообществе довольно продолжительное время.

«В чем смысл снова и снова к ней обращаться? Не секрет, что качественный состав нефти, принимаемый в систему магистрального трубопровода от грузоотправителей, в последние годы ухудшается. Прогнозные данные, представленные нефтяными компаниями, показывают, что такая динамика будет устойчивой».

Вице-президент ОАО «АК Транснефть» напомнил, что правительство поручило компании проработать вопрос перераспределения высокосернистой нефти в «системе магистральных нефтепроводов с целью не ухудшения качества нефти на отечественных НПЗ». По словам Маргелова, компания видит исполнение этого поручения в локализации отдельного потока высокосернистой нефти с поставкой его на экспорт через порт Усть-Луга. В «Транснефти» считают, что выделение высокосернистой нефти приведет к улучшению качественных показателей нефти, перерабатываемой на российских НПЗ, а также даст возможность увеличить поставку малосернистой нефти в восточном направлении.

В свою очередь, вице-президент компании «Транснефть» Сергей Андронов обращает внимание на то, что объем транспортировки по новому направлению может составить около 23 млн тонн нефти, аналогичной по качеству тяжелым сортам Kirkuk и Basrah Blend. Затраты на реализацию проекта могут составить порядка 2,5 млрд рублей. Срок строительства трубопровода — приблизительно один год с момента принятия решения.

Вопрос с выделением высокосернистой нефти, которая сейчас поставляется в общем потоке под маркой Urals, возник из-за ухудшения показателей конечного продукта. По данным «Транснефти», ежегодный прирост объема такой нефти в системе составляет 3-3,5 млн тонн, в целом с 2009 года на западном экспортном направлении доля низкосернистой нефти снизилась с 218 млн тонн до 184 млн тонн.

«При этом механизм распределения долевого участия нефтяных компаний в экспорте высокой серы в настоящее время прорабатывается Минэнерго. И по нашему мнению, он должен затронуть всех участников нефтяного рынка», — заявил Андронов.

Нефтяники: за и против

Представители нефтяных компаний оценивают предложение«Транснефти» по-разному. Так, директор департамента трубопроводного транспорта и развития инфраструктуры ОАО «НК "Роснефть"» Петр Дегтярев заметил, что можно решать вопрос (как происходит сейчас), постепенно ухудшая все и дойдя до какого-то предела, когда потребуется "хирургическое вмешательство"». А можно найти принципиальный выход. «В целом, как идею мы поддерживаем выделение потока, но для принятия решения необходима более подробная информация. Нужны данные о формировании самого потока, прогноз о качестве нефти. Получив такие данные, мы сможем сделать свои прогнозы, в том числе в инвестиции для нефтепереработки», — заявил Дегтярев.

Начальник управления транспортной логистики компании «ЛУКОЙЛ» Мусса Аушев также заявил, что в целом компания поддерживает идею локализации сернистых потоков. «Сегодня есть необходимость найти решение. Это требует обсуждения с точки зрения экономики и потребления. Давайте разберемся, какое решение наиболее подходящее», — считает Мусса Аушев.

А вот основные поставщики высокосернистой нефти — «Татнефть» и «Башнефть» — высказались против строительства.

Читайте также Лондонская нефтяная неделя

Начальник департамента нормативно-правового обеспечения корпоративных программ ОАО «Татнефть» Радик Давлетшин категорически против создания отдельного экспортного потока для высокосернистой нефти. По его мнению, появление нового сорта нефти в конечном итоге приведет к тому, что нефтяники будут терять доходы, а бюджет — недополучать прибыль. «За счет чьей нефти была построена система всей советской нефти? За счет нефти, добытой преимущественно в Татарстане. А сейчас мы вступили в этап старения месторождений. И если государство готово создавать систему, тогда надо принимать решение комплексно, в том числе совершенствовать налоговую политику. Доход от нас получают разные компании, а НДПИ платят все от одной цены», — не без обиды заметил Давлетшин. По его мнению, альтернативой «сернистому потоку» нефти могло бы стать увеличение переработки высокосернистой нефти на НПЗ «ТАНЕКО».

Читайте также Нефтянка ждет перемен

Представители «Татнефти» и «Башнефти» сходятся в том, что формирование отдельного экспортного потока высокосернистой нефти приведет к снижению доходности поставок. Директор департамента снабжения и реализации углеводородного сырья ОАО АНК «Башнефть» Тимур Каримов заявил, что позиция компании такова, что выделение отдельного потока сернистой нефти не соответствует принципу доступности путепроводной системы и ограничивает эти компании в выборе направлений, что, в свою очередь, приведет к увеличению конкуренции со всеми вытекающими последствиями. «А снижение доходности реализации высокосернистой нефти может привести к падению уровня добычи. Понизятся доходы как региональных, так и федерального бюджета», — согласился Тимур Каримов со своим коллегой.

По мнению главного редактора Нефтегазового журнала «ИнфоТЭК» Натальи Шуляр, главное на сегодняшний день — решить вопрос, кому предстоит продавать новый сорт нефти. «Задача номер один — пересчитать балансы перспектив. За последние несколько лет закрылись 16 крупных заводов в Европе. Без пересчета европейских балансов по нефти, нефтепродуктам мы не сдвинемся никуда», — уверена Шуляр.

Эксперты относятся к строительству подобного трубопровода достаточно осторожно

Так, заместитель председателя комитета по энергетике Госдумы Павел Завальный пояснил «Актуальным комментариям», что ценится больше малосернистая нефть, например, такая, как добывается в Сибири, а в трубе все перемешивается: и малосернистая, и высокосернистая — и в целом качество нефти ухудшается. Поэтому есть определенное требование: чем меньше серы, тем лучше. «А отделять серу на нефтепромыслах сложно. Для этого требуется достаточно серьезная технология производства». Также, по мнению эксперта, надо учитывать повышенные требования к качеству трубы. «Сера — это коррозия. Можно построить трубу для транспортировки высокосернистой нефти, чтобы не заниматься этим делом непосредственно на нефтепромыслах. Но для транспортировки подобной нефти должны быть специальные трубы — либо из нержавеющей стали, либо защищенные внутренним покрытием», — считает Павел Завальный.

Комментируя инициативу, он приводит в пример гигантское нефтегазовое месторождение Каршаган в Казахстане, которое до сих пор не разработано именно потому, что это месторождение высокосернистой нефти. «И если бы нефтепровод был построен, он очень быстро пришел бы в негодность. И теперь, чтобы эту нефть подать на нефтепереработку, будет строиться новый нефтепровод, на 100 процентов состоящий из нержавеющей стали», — говорит Павел Завальный.

По мнению депутата, в нашем случае очень важно посмотреть насколько это экономически выгодно. Надо внимательно изучить, какое это месторождение, куда выгодно подавать, сколько этой нефти, где ее будут перерабатывать. «Вот тогда и надо делать вывод, строить ли такой нефтепровод», — считает Завальный.

Президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль заявил «Актуальным комментариям», что строительство такого трубопровода требует серьезного финансирования.

«Думаю, было бы правильно, если бы компании сами занимались очисткой, доведением нефти до тех кондиций, которые существуют. Один из моих коллег все время говорит, что "надо не оборудование подстраивать под нефть, а нефть подстраивать под то оборудование, которое есть". Это более рационально и дешевле. Вряд ли сегодня мы в состоянии транспортировать сернистую нефть, да и надобности такой особо нет. Дело в том, что у нас такой нефти не так много. Она есть в Татарии, немного в Башкирии. Я думаю, что когда посчитают, то увидят, что это не очень целесообразно. Я считаю, что нужно больше развивать нефтепереработку и нефтеочистку, если надо — сероочистку. Это будет лучше и для нефти, и для экономики», — уверен Геннадий Шмаль.   

Напомним, что 10 марта Минэнерго должно передать вице-премьеру Аркадию Дворковичу предложения по повышению качества нефти в системе трубопроводов. В 2014 году Дворкович поручил проработать вариант строительства трубы до Усть-Луги (от Татарстана) для прокачки сернистой нефти. После консультаций с чиновниками и компаниями целесообразность этого варианта обсудят на заседании правительства.   

_______________________

Справка: Сернистая нефть — разновидность нефти, в которой содержится более 0,5% различных соединений серы. В зависимости от концентрации серы выделяют три типа сернистой нефти: малосернистую (содержащую около 0,5% серных соединений), непосредственно сернистую (содержащую 0,51-2% серы) и высокосернистую (содержащую более 2% сернистых соединений).

Основные поставщики высокосернистой нефти — «Татнефть» и «Башнефть».

По оценкам «Транснефти», общий объем добываемой в России сернистой нефти — около 80 млн тонн в год. За последний год ее приток в нефтетранспортную систему увеличился на 4,9 млн тонн, за десять лет — на 28,2 млн тонн.

Марина Соколовская

13 февраля 2024 Новости  Саудовская Аравия отказывается от наращивания нефтедобычи: оценки экспертов Отказ Саудовской Аравии от плана по увеличению нефтедобычи стал неожиданностью для экономистов, отмечают эксперты американских аналитических центров. По их словам, это решение привело к падению цен на нефть, что в свою очередь создает угрозу региональной стабильности.  25 августа 2023 Новости  Рынок нефти и рост цен на бензин: оценка американского эксперта Рынок нефти движется к дефициту предложения в четвертом квартале 2023 года, но масштабы этого дефицита неопределенны, считает старший научный сотрудник Программы энергетической безопасности и изменения климата Центра стратегических и международных исследований (CSIS) Бен Кэхилл. По его словам, экономические проблемы в Китае могут ослабить спрос на эту продукцию в четвертом квартале и в 2024 году. 7 июня 2023 Новости  Перераспределение нефтяного рынка: анализ и прогноз Санкции ЕС и G7 против России привели к перераспределению потоков российской сырой нефти и нефтепродуктов, а ключевыми потребителями стали Китай и Индия. На товарном рынке реорганизация все еще продолжается, но помимо Китая и Индии есть и другие рынки сбыта, такие как Ближний Восток, Азия, Африка и Латинская Америка. 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".