Статья
15 Декабря 2008 0:01

Сессия Европарламента

<p>В Страсбурге открылась пленарная сессия Европарламента, которая продлится до 18 декабря. Планируется голосование по одобрению общеевропейского плана по борьбе с изменениями климата и подведение итогов председательства Франции в ЕС.</p>
<p>В ходе сессии президент Франции Николя Саркози обсудит с депутатами Европарламента итоги прошедшего саммита ЕС, посвящённого вопросам борьбы с финансовым кризисом, защиты климата и работе по ратификации Лиссабонского договора, а также итоги французского председательства в целом. На сессии планируется голосование по проекту бюджета Евросоюза на 2009 год и по законопроекту об увеличении размера максимальных выплат банковского страхования до 100 000 евро.</p>
Комментарии экспертов
<p class="MsoNormal">Французское председательство в ЕС ознаменовалось беспрецедентной активностью Парижа. Можно спорить о том, насколько она была эффективна, удалось ли выстроить большие политические проекты или нет, однако очевидно, что активность Саркози вдохнула в Европейский союз новую жизнь. И если до сих пор ЕС воспринимался как довольно аморфная и бестолковая структура, то Франция показала, что ЕС может выступать в качестве автора новых идей и посредника в острых региональных конфликтах. Поэтому председательство Франции было одним из наиболее интересных опытов для Евросоюза. Несмотря на расплывчатость итогов этого председательства, думаю, никто в Европе во Францию камня не бросит.</p>
<p class="MsoNormal">Что касается антикризисной повестки дня, то Евросоюз является структурой, где нет большого опыта антикризисного управления. Как площадка для согласования интересов ЕС пригоден, но нельзя утверждать европейские меры сработают более эффективно, чем другие предложения, звучавшие на международной арене. Хотя сейчас все предложения, как международные, так и внутригосударственные, отличаются определённой расплывчатостью. Причиной тому - недостаточное понимание природы и глубины нынешнего кризиса.</p>
<p class="MsoNormal">Лиссабонский договор по-прежнему останется в европейской повестке дня, и списывать со счетов его всё же не стоит. Однако вряд ли было бы своевременным форсировать работу по нему сейчас, в том числе, например, в связи с растущим евроскептицизмом Чехии. Я думаю, что тема Лиссабонского договора либо уйдёт на посткризисный период, либо будет забивать европейскую повестку дня в случае, если Евросоюз не будет справляться с кризисом.</p>
<p class="MsoNormal">Увеличению доли возобновляемых источников энергии уделяется внимание в различных энергетических стратегиях – в том числе и в энергетической стратегии США (которая разрабатывалась знаменитой комиссией Чейни). В специальных органах Европы (в частности, в ведомстве европейского комиссара по энергетике) ведётся регулярная работа в этом направлении. Долгосрочный тренд роста цен на нефть и её исчерпания (несмотря на текущее конъюнктурное падение цен на неё) существенным образом стимулирует и волю политиков, и научные разработки для уменьшения зависимости от энергоресурсов, по созданию альтернативных источников энергии. Но при этом ясно, что такие инициативы, как массовый водородный двигатель или использование автомобилей на электрической тяге - пока ещё экзотика. Для того, чтобы эти технологии стали весомой частью национальных экономик развитых стран, потребуется не одно десятилетие. Это разумная заявка и адекватное реагирование на угрозу, которая стоит перед экономикой развитых стран, но ответ на эти вызовы и снятие угроз произойдёт ещё очень нескоро. </p>
<p class="MsoNormal">В условиях, когда топливо становится более доступным по цене, эти проекты, скорее всего, будут временно заброшены. Хотя Европа и европейские институты отличаются серьёзным подходом к экономическому планированию, но любое планирование корректируется под воздействием ситуации. Когда цены на нефть падали, все эти разработки в области водородного двигателя и всего прочего замедлялись. Когда бензин дёшев, потребитель не будет бегать и искать по рынку какие-то специальные гибридные двигатели или машины на электрической тяге. Пока они попросту неудобны – их надо перезаряжать на определённых пунктах, они ещё не везде распространены и т.д. – там масса проблем. Гораздо проще, если бензин недорог, купить обычную машину с бензиновым двигателем, тем более, что не только бензин, но и машины сейчас падают в цене. Но когда эта проблема обострится вновь, тогда и политики, и специалисты в этой области, и инженеры, и энергетики, да и рядовые потребители озаботятся этим. Тогда наступит новая волна инноваций и поисков в сфере альтернативной энергетики.</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".