Статья
27 Января 2011 17:27

Шлифовка образования

Шлифовка образования
Фото: Shutterstock

<p>Около семи тысяч предложений в связи с подготовкой нового закона об образовании поступило на интернет-сайт, где идет общественная дискуссия по данному документу. Об этом сообщил заместитель секретаря президиума генсовета партии Юрий Шувалов во время обсуждения данного законопроекта партийными клубами «Единой России».<br />
<br />
«Этот закон, как и закон о полиции, прошел процедуру широкого общественного обсуждения; подобная практика зарекомендовала себя положительно, она позволяет учесть максимальное количество предложений гражданского общества», - сказал Шувалов.<br />
<br />
Он обратил внимание на то, что речь, по сути, идет о реформе системы образования.<br />
<br />
«Думаю, что в результате совместной работы удастся создать действительно качественный законопроект, который мы примем уже в весеннюю сессию», - сказал представитель руководства «Единой России».<br />
<br />
Как подчеркнул Шувалов, «главная цель реформы - сохранить богатые традиции и глубину отечественного образования, встроить нашу систему в мировой образовательный процесс, создать единую систему образования в стране: от начальной школы до высшего учебного заведения».<br />
<br />
Законопроект об образовании активно обсуждается в Интернете. С 1 декабря текст документа размещен на сайте zakonoproekt.ru.<br />
<br />
«Нужно выйти на сбалансированный, оптимальный документ, который будет отражать представление наших людей о современном образовании - образовании ХХI века, о том, какие принципы должны быть в образовании, каким образом оно должно финансироваться, каких целей должно достигать», - отмечал президент России Дмитрий Медведев перед началом общественного обсуждения законопроекта.<br />
<br />
Президент подчеркнул, что ко всем поступающим предложениям «нужно относиться внимательно, накапливать их и анализировать». «Самое сложное - отказывать в реализации предложений, которые являются обоснованными или небезынтересными, поэтому у тех, кто будет администрировать сайт, будет много работы», - прогнозирует он.<br />
<br />
Дмитрий Медведев пояснил, что «будет много хороших предложений, но не все войдут в закон, так как есть финансовая составляющая и юридические каноны». Поэтому специальной комиссии предстоит заниматься «анализом и извлечением наиболее ценных предложений, которые будут поступать от граждан», добавил он.<br />
<br />
Нынешний закон «Об образовании» действует с 1992 года. Несколько месяцев назад на официальном сайте министерства образования и науки были размещены первичные предложения по новому проекту. Как сообщил глава Минобрнауки РФ Андрей Фурсенко, эти материалы обсуждались в парламенте, Общественной палате РФ, Союзе ректоров. Затем была создана специальная комиссия, которую возглавил советник президента Вениамин Яковлев. Эксперты и подготовили проект закона к публикации в Интернете.</p>
Комментарии экспертов
<p>Обсуждая любой вопрос, наверное, нужно сначала ознакомиться с источником обсуждения. Судя по публикациям в СМИ и комментариям, многие просто не читали законопроект об образовании. Поэтому, свою политическую задачу и политическую ответственность мы видим в том, чтобы донести до общественности достоверную информацию. Без этого не может состояться профессиональный, ответственный экспертный диалог.<br />
<br />
Важно то, что президент предложил сделать обсуждение этого законопроекта всенародным. Ведь это не отраслевой закон, он общенациональный. Документ закладывает смысл всей государственной, общественной и политической жизни страны. «Единая Россия» и ГПК после появления проекта закона обратились к родителям, педагогам с предложением начать его обсуждение. Как известно, этот документ был разработан экспертным сообществом из Российской академии наук, это их видение. Это не продукт партии, и даже не продукт Минобразования. Мы только предоставили свои площадки для его обсуждения с жителями регионов.<br />
<br />
Когда при обсуждении стандартов образования старших классов мы пригласили журналистов, то надеялись, что они владеют предметом. К сожалению, это оказалось не так. Поэтому, хочу сообщить, что и в действующем законе, и в новом проекте есть конкретная норма, исходя из которой следует, что образовательные стандарты разрабатываются по заказу органов исполнительной власти экспертным сообществом, то есть, специалистами, профессионалами, предметниками, учеными. И это их точка зрения. Задача партии — дать высказаться всем и всех услышать. Только тогда можно найти правильный путь решения.<br />
<br />
Говоря о ценностном выборе и патриотическом воспитании, следует, как мне кажется, обратиться к национальной доктрине образования. Есть и такой документ, он долгосрочный, стратегический (до 2025 года). Под многими тезисами доктрины мы можем подписаться. Например, «система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранения, распространения и развития национальной культуры». Или - «воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности, обладающих высокой нравственностью» и т.д. Этот документ является основополагающим с точки зрения логики и образовательных стандартов, и закона об образовании.<br />
<br />
Можно сколько угодно ерничать на тему, нужны ли нам патриоты, но модернизировать страну невозможно без формирования в обществе соответствующей культуры, культурной среды. Нельзя быть патриотом без знания своей истории, культурных традиций. Ни одна страна в мире не станет заниматься образованием без воспитания своего гражданина. В нашей системе образования также стоит задача воспитания целостной личности, у которой есть понимание того, что такое национальная культура, мировоззрение, цивилизационная идентичность.<br />
<br />
Стратегическая задача русской культуры — это сохранение и защита русского языка. К сожалению, русский язык сегодня выхолощен, опошлен. В новых образовательных стандартах предлагаются не уроки патриотического воспитания, а знание культуры русского языка, культуры наших народов, культуры тысячелетней истории нашей страны.<br />
<br />
Сегодня нам нужно выработать ценностные критерии, ценностные установки, которые будут одинаковы для всех — для СМИ, учреждений культуры, органов власти и гражданского общества. Преподавание в школе любого предмета с точки зрения ценности, целостности и значимости российской культуры, формирования гражданина, для которого такие установки, как добро, терпимость, созидание, патриотизм, уважение станут жизненно необходимыми — это гораздо сложнее, чем научить, сколько будет дважды два.<br />
<br />
Мы полагаем, что сегодня в преподавание, педагогику, учебную литературу гораздо важнее заложить глубокое знание культуры нашей страны и уважительное отношение к русскому языку.</p>
<p>Сегодня мы фактически подводим итоги общественного обсуждения закона об образовании. Эта тема имеет принципиально важное значение для партии «Единая Россия», для нашей страны ведь речь идет о воспитании и развитие будущих поколений российских граждан.<br />
<br />
Этот закон, равно как закон о полиции, прошел процедуру широкого общественного обсуждения. Подобная практика зарекомендовала себя, так как она позволяет учесть максимальное количество предложений гражданского общества. На сайт, где шла дискуссия относительно закона об образовании, поступило около 7 тысяч предложений.<br />
<br />
Думаю, что в результате совместной работы удастся создать действительно качественный законопроект, который мы примем уже в весеннюю сессию.<br />
<br />
Отмечу, что в последнее время закон об образовании оппозиция использует в предвыборных целях. Вокруг документа создаются идеологемы, не имеющие никакого отношения к закону.<br />
<br />
Главная цель реформы – сохранить богатые традиции и глубину отечественного образования, встроить нашу систему в мировой образовательный процесс, создать единую систему образования в стране: от начальной школы до высшего учебного заведения.<br />
<br />
Напомню, что выступая на форуме в Давосе, президент России Дмитрий Медведев заявил, что Россия готова в одностороннем порядке пойти на то, чтобы автоматически признавать дипломы и учёные степени, полученные в ведущих университетах мира. Надеюсь, что и дипломы наших вузов будут признаны в других странах.</p>
<p>Проблема, которую мы сегодня обсуждаем - комплексная. Новый законопроект имеет массу плюсов и решает огромное количество проблем, висевших в возрасте. Сейчас действуют несколько законов, которые регламентируют разные процессы в сфере образования. Ни о какой единой системе образования в стране в такой ситуации не может идти и речи. Поэтому сейчас мы обсуждаем, по сути, образовательный кодекс страны.<br />
<br />
Создатели этого закона обладают ограниченными ресурсами, поэтому проект закона об образовании имеет определенные недостатки, и сегодня мы их и должны обсудить. В частности это проблема дополнительного образования, которое в случае отсутствия госгарантий, коммерциализируется.<br />
<br />
Тема, которую мы затронули - комплексная, и задача Партии постоянно держать ее на контроле. Наша рабочая группа должна продолжить работу над этим законопроектом.</p>
<p>Общественное обсуждение закона об образовании - инициатива профильного комитета. В регионах сейчас проходят конференции, посвященные этому закону, на которых выступают те, кому придется непосредственно работать по этому закону - представители школы и вузов.<br />
<br />
Мне бы хотелось сделать акцент на двух аспектах образования - это семейное образование и дополнительное образование. Это те две сферы, которые менее всего регламентируются новым законом.<br />
<br />
В новом законе появилось понятие »семейное воспитание«, но при этом оно не определенно, не прописаны механизмы контроля за этим процессом. Раньше семейное воспитание было в первую очередь дошкольным, но сейчас в развитых странах появилось понятие семейного образования детей школьного возраста. В нашем новом законе оно никак не регламентируется. Над этим нужно поработать.<br />
<br />
Вторая проблема - в законопроекте »Об образовании« не предоставляется государственных гарантий дополнительного образования. Оно даже не упоминается как отдельный вид образования. А это 8000 дополнительных учреждений, огромное количество рабочих мест, но главное, это та сфера, которая непосредственно влияет на формирование гражданской позиции, выбор будущей профессии. Без государственных гарантий все дополнительное образование уйдет в сферу частного образования.<br />
<br />
Теперь экономический аспект - содержание ребенка в спортивной школе стоит 13-18 тысяч рублей в год, а в исправительном учреждении - 100-150 тысяч в год. Дополнительное образование - это способ отвлечь детей от алкоголя и наркотиков, развить их физически. Сейчас 60% детей в школе имеют отклонения в здоровье, это связано в том числе и с наркотикам, табакокурением и алкоголизмом. Самый быстрый и эффективный ответ на эти угрозы - спорт.<br />
<br />
Теперь о проблемах образования в школах. Стандарты в области физического воспитания 30 лет пишут одни и те же люди. Этих людей явно уже давно нельзя назвать профессионалами - они не знакомы с современными веяниями. 5% школ в России вообще не имеют спортивных сооружений, только в 2% есть бассейны. Каждый год огромное количество людей гибнут на воде - многие, просто потому, что не умеют держаться на воде. Детей нужно учить держаться на воде, реагировать на экстремальные ситуации - это задача преподавателей ОБЖ. В новом законе об образовании это, к сожалению тоже никак не прописано и нужно над этим поработать.<br />
<br />
Образование нужно для того, чтобы у нас растить полноценных физически и психически людей, готовых решать задачи, стоящие и перед ними, и перед обществом в целом.</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".