Статья
359 27 Января 2011 17:27

Шлифовка образования

Шлифовка образования
Фото: Shutterstock

Около семи тысяч предложений в связи с подготовкой нового закона об образовании поступило на интернет-сайт, где идет общественная дискуссия по данному документу. Об этом сообщил заместитель секретаря президиума генсовета партии Юрий Шувалов во время обсуждения данного законопроекта партийными клубами «Единой России».

«Этот закон, как и закон о полиции, прошел процедуру широкого общественного обсуждения; подобная практика зарекомендовала себя положительно, она позволяет учесть максимальное количество предложений гражданского общества», - сказал Шувалов.

Он обратил внимание на то, что речь, по сути, идет о реформе системы образования.

«Думаю, что в результате совместной работы удастся создать действительно качественный законопроект, который мы примем уже в весеннюю сессию», - сказал представитель руководства «Единой России».

Как подчеркнул Шувалов, «главная цель реформы - сохранить богатые традиции и глубину отечественного образования, встроить нашу систему в мировой образовательный процесс, создать единую систему образования в стране: от начальной школы до высшего учебного заведения».

Законопроект об образовании активно обсуждается в Интернете. С 1 декабря текст документа размещен на сайте zakonoproekt.ru.

«Нужно выйти на сбалансированный, оптимальный документ, который будет отражать представление наших людей о современном образовании - образовании ХХI века, о том, какие принципы должны быть в образовании, каким образом оно должно финансироваться, каких целей должно достигать», - отмечал президент России Дмитрий Медведев перед началом общественного обсуждения законопроекта.

Президент подчеркнул, что ко всем поступающим предложениям «нужно относиться внимательно, накапливать их и анализировать». «Самое сложное - отказывать в реализации предложений, которые являются обоснованными или небезынтересными, поэтому у тех, кто будет администрировать сайт, будет много работы», - прогнозирует он.

Дмитрий Медведев пояснил, что «будет много хороших предложений, но не все войдут в закон, так как есть финансовая составляющая и юридические каноны». Поэтому специальной комиссии предстоит заниматься «анализом и извлечением наиболее ценных предложений, которые будут поступать от граждан», добавил он.

Нынешний закон «Об образовании» действует с 1992 года. Несколько месяцев назад на официальном сайте министерства образования и науки были размещены первичные предложения по новому проекту. Как сообщил глава Минобрнауки РФ Андрей Фурсенко, эти материалы обсуждались в парламенте, Общественной палате РФ, Союзе ректоров. Затем была создана специальная комиссия, которую возглавил советник президента Вениамин Яковлев. Эксперты и подготовили проект закона к публикации в Интернете.

Комментарии экспертов

Обсуждая любой вопрос, наверное, нужно сначала ознакомиться с источником обсуждения. Судя по публикациям в СМИ и комментариям, многие просто не читали законопроект об образовании. Поэтому, свою политическую задачу и политическую ответственность мы видим в том, чтобы донести до общественности достоверную информацию. Без этого не может состояться профессиональный, ответственный экспертный диалог.



Важно то, что президент предложил сделать обсуждение этого законопроекта всенародным. Ведь это не отраслевой закон, он общенациональный. Документ закладывает смысл всей государственной, общественной и политической жизни страны. «Единая Россия» и ГПК после появления проекта закона обратились к родителям, педагогам с предложением начать его обсуждение. Как известно, этот документ был разработан экспертным сообществом из Российской академии наук, это их видение. Это не продукт партии, и даже не продукт Минобразования. Мы только предоставили свои площадки для его обсуждения с жителями регионов.



Когда при обсуждении стандартов образования старших классов мы пригласили журналистов, то надеялись, что они владеют предметом. К сожалению, это оказалось не так. Поэтому, хочу сообщить, что и в действующем законе, и в новом проекте есть конкретная норма, исходя из которой следует, что образовательные стандарты разрабатываются по заказу органов исполнительной власти экспертным сообществом, то есть, специалистами, профессионалами, предметниками, учеными. И это их точка зрения. Задача партии — дать высказаться всем и всех услышать. Только тогда можно найти правильный путь решения.



Говоря о ценностном выборе и патриотическом воспитании, следует, как мне кажется, обратиться к национальной доктрине образования. Есть и такой документ, он долгосрочный, стратегический (до 2025 года). Под многими тезисами доктрины мы можем подписаться. Например, «система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранения, распространения и развития национальной культуры». Или - «воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности, обладающих высокой нравственностью» и т.д. Этот документ является основополагающим с точки зрения логики и образовательных стандартов, и закона об образовании.



Можно сколько угодно ерничать на тему, нужны ли нам патриоты, но модернизировать страну невозможно без формирования в обществе соответствующей культуры, культурной среды. Нельзя быть патриотом без знания своей истории, культурных традиций. Ни одна страна в мире не станет заниматься образованием без воспитания своего гражданина. В нашей системе образования также стоит задача воспитания целостной личности, у которой есть понимание того, что такое национальная культура, мировоззрение, цивилизационная идентичность.



Стратегическая задача русской культуры — это сохранение и защита русского языка. К сожалению, русский язык сегодня выхолощен, опошлен. В новых образовательных стандартах предлагаются не уроки патриотического воспитания, а знание культуры русского языка, культуры наших народов, культуры тысячелетней истории нашей страны.



Сегодня нам нужно выработать ценностные критерии, ценностные установки, которые будут одинаковы для всех — для СМИ, учреждений культуры, органов власти и гражданского общества. Преподавание в школе любого предмета с точки зрения ценности, целостности и значимости российской культуры, формирования гражданина, для которого такие установки, как добро, терпимость, созидание, патриотизм, уважение станут жизненно необходимыми — это гораздо сложнее, чем научить, сколько будет дважды два.



Мы полагаем, что сегодня в преподавание, педагогику, учебную литературу гораздо важнее заложить глубокое знание культуры нашей страны и уважительное отношение к русскому языку.

Сегодня мы фактически подводим итоги общественного обсуждения закона об образовании. Эта тема имеет принципиально важное значение для партии «Единая Россия», для нашей страны ведь речь идет о воспитании и развитие будущих поколений российских граждан.



Этот закон, равно как закон о полиции, прошел процедуру широкого общественного обсуждения. Подобная практика зарекомендовала себя, так как она позволяет учесть максимальное количество предложений гражданского общества. На сайт, где шла дискуссия относительно закона об образовании, поступило около 7 тысяч предложений.



Думаю, что в результате совместной работы удастся создать действительно качественный законопроект, который мы примем уже в весеннюю сессию.



Отмечу, что в последнее время закон об образовании оппозиция использует в предвыборных целях. Вокруг документа создаются идеологемы, не имеющие никакого отношения к закону.



Главная цель реформы – сохранить богатые традиции и глубину отечественного образования, встроить нашу систему в мировой образовательный процесс, создать единую систему образования в стране: от начальной школы до высшего учебного заведения.



Напомню, что выступая на форуме в Давосе, президент России Дмитрий Медведев заявил, что Россия готова в одностороннем порядке пойти на то, чтобы автоматически признавать дипломы и учёные степени, полученные в ведущих университетах мира. Надеюсь, что и дипломы наших вузов будут признаны в других странах.

Проблема, которую мы сегодня обсуждаем - комплексная. Новый законопроект имеет массу плюсов и решает огромное количество проблем, висевших в возрасте. Сейчас действуют несколько законов, которые регламентируют разные процессы в сфере образования. Ни о какой единой системе образования в стране в такой ситуации не может идти и речи. Поэтому сейчас мы обсуждаем, по сути, образовательный кодекс страны.



Создатели этого закона обладают ограниченными ресурсами, поэтому проект закона об образовании имеет определенные недостатки, и сегодня мы их и должны обсудить. В частности это проблема дополнительного образования, которое в случае отсутствия госгарантий, коммерциализируется.



Тема, которую мы затронули - комплексная, и задача Партии постоянно держать ее на контроле. Наша рабочая группа должна продолжить работу над этим законопроектом.

Общественное обсуждение закона об образовании - инициатива профильного комитета. В регионах сейчас проходят конференции, посвященные этому закону, на которых выступают те, кому придется непосредственно работать по этому закону - представители школы и вузов.



Мне бы хотелось сделать акцент на двух аспектах образования - это семейное образование и дополнительное образование. Это те две сферы, которые менее всего регламентируются новым законом.



В новом законе появилось понятие »семейное воспитание«, но при этом оно не определенно, не прописаны механизмы контроля за этим процессом. Раньше семейное воспитание было в первую очередь дошкольным, но сейчас в развитых странах появилось понятие семейного образования детей школьного возраста. В нашем новом законе оно никак не регламентируется. Над этим нужно поработать.



Вторая проблема - в законопроекте »Об образовании« не предоставляется государственных гарантий дополнительного образования. Оно даже не упоминается как отдельный вид образования. А это 8000 дополнительных учреждений, огромное количество рабочих мест, но главное, это та сфера, которая непосредственно влияет на формирование гражданской позиции, выбор будущей профессии. Без государственных гарантий все дополнительное образование уйдет в сферу частного образования.



Теперь экономический аспект - содержание ребенка в спортивной школе стоит 13-18 тысяч рублей в год, а в исправительном учреждении - 100-150 тысяч в год. Дополнительное образование - это способ отвлечь детей от алкоголя и наркотиков, развить их физически. Сейчас 60% детей в школе имеют отклонения в здоровье, это связано в том числе и с наркотикам, табакокурением и алкоголизмом. Самый быстрый и эффективный ответ на эти угрозы - спорт.



Теперь о проблемах образования в школах. Стандарты в области физического воспитания 30 лет пишут одни и те же люди. Этих людей явно уже давно нельзя назвать профессионалами - они не знакомы с современными веяниями. 5% школ в России вообще не имеют спортивных сооружений, только в 2% есть бассейны. Каждый год огромное количество людей гибнут на воде - многие, просто потому, что не умеют держаться на воде. Детей нужно учить держаться на воде, реагировать на экстремальные ситуации - это задача преподавателей ОБЖ. В новом законе об образовании это, к сожалению тоже никак не прописано и нужно над этим поработать.



Образование нужно для того, чтобы у нас растить полноценных физически и психически людей, готовых решать задачи, стоящие и перед ними, и перед обществом в целом.


© 2008-2018 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".