Статья
2362 23 декабря 2017 11:03

Скромное обаяние рутины

Последнюю неделю перед (католическим) Рождеством и началом зимних каникул, французские школьники 14-15 лет посвящают обязательной стажировке на любом рабочем предприятии, которое согласится принять их в качестве бесплатных стажеров.

Цель такой стажировки — позволить ученикам лично окунуться в любого рода деятельность и понаблюдать саму систему «зарабатывания средств себе на существование» изнутри.

Это может быть книжный магазин, юридическа контора, булочная, шарикоподшипниковый завод, парикмахерская, редакция, швейная фабрика, отель-ресторан, фото-ателье, мастерская по починке обуви.

Никаких ограничений. Что угодно, где вас согласятся потерпеть целую неделю в учениках, наблюдателях и подсобныx работниках — как получится и как повезет, — на ваших харчах и удобствах.

В отличие от очень похожей трудовой практики, которую когда-то проходили мы, примерно в том же возрасте, в советских школах, французский колледж не занимается поиском стажа для вашей маленькой, учащейся уму-разуму персоны, а только подписывает обязательный «контракт», фиксирующий необходимое количество рабочих часов в неделю.

Ученикам предоставляется полная свобода выбора — хоть кинозал подметай, хоть на Луну летай в подсобке, но найти место своей стажировки и договориться обо всем с предпринимателем они должны сами.

По окончании этой кратковременной практики, полностью вырывающей подростков из традиционного учебного процесса и погружающей их в реальный рабочий мир, стажеры должны предъявить родному колледжу оценочный лист, подписанный директором предприятия и личный отчет в письменной форме, подробно объясняющий, какие выводы они сделали из увиденного, что поняли, как и чему научились.

Я уже много лет наблюдаю самые различные вариации таких стажировок и могу с полной ответственностью заявить, что это очень полезное начинание. Конечно, когда речь не идет об «отсидке для галочки» где-нибудь, куда тебя пристроили по хорошему родительскому знакомству — что, как легко догадаться, тоже встречается не так уж редко, во все времена, у всех народов.

В первую очередь такая практика дает представление о реальной изнанке «врослой» жизни, в которой подавляющему большинству сегодняшних школьников, не имеющих гарантии будущего постоянного дохода, благодаря, например, родительским большим деньгам, придется застрять на долгие годы и осознать, что такое на самом деле вставать в любую погоду, при любом настроении, ни свет ни заря, и таскаться на любимую или (что значительно хуже) нелюбимую работу, чтобы иметь возможность оплачивать не терпящие отлагательств счета...

Как правило, такие стажировки хоть в некоторой мере впечатляют неразумную юность, давая самое простое (за неделю-то!), но действенное представление о рутинной рабочей жизни, даже в самых, казалось бы романтических ее вариантах.

Несколько лет назад, моя старшая дочь, в то время сильно увлекавшаяся балетом и мечтавшая поступить в труппу одной частной балетной школы, сама не своя от счастья, «проработала» неделю на стажировкe y любимой преподавательницы и по совместительству директрисы.

Неделя «познания» театральной изнанки принесла всем нам такую массу информации и впечатлений, что многое из обнаруженного с успехом используется до сих пор, например, в качетсве аргументов.

Мы узнали, что поздние спектакли не отменяют ранних подьемов и всех прочих дел, которые необходимо решать директрисе балетной школы и балетной труппы.

Мы узнали, как проходят ежедневные многочасовые тренировки и репетиции, как придумываются и осваиваются новые элементы хореографии, как своими руками создаются костюмы, из найденных собственными усилиями и закупленных на свои средства тканей, как ведется бухгалтерия и оплачиваются помещения в различных театрах и концертных залах (что несказанно облегчило нам понимание стоимости билетов...)

Одним словом, все то, чего никогда не видят мамы, приводящие своих детей в балетную секцию и девочки, мечтающие когда-нибудь занять место, подобное любимой директрисе, повседневная жизнь которой легко проецируется восторженными ученицами на вечный праздник театральной бутафории, с блестками феерической мишуры.

Моя вторая дочь, не имевшая ни малейших склонностей к медицине, совершенно неожиданно оказалась на стажировке в клинике рентгенологии, медицинского сканирования и МРТ, где вместе с подружкой помогала в приемной секретариатa и получила ни с чем не сравнимый психологический опыт работы с людьми, приходящими узнать о себе хорошие, или очень плохие новости.

Мой сын, мечтавший о стажировке в спортивной секции военной школы, где ему не хватило места, когда пришел его черед, тоже весьма неожиданно очутился в одной из самых рафинированных компаний по продаже лучших сортов всех видов чая, попал в нескончаемый водоворот интереснейших историй, узнал целый ворох любопытнейших традиций и целую неделю облагораживал весь дом изысканнейшими запахами бергамота, перечной мяты и бесконечных букетов самых разных ароматов, которыми он ежедневно пропитывался при фасовке изящных пакетов и фирменных банок, каждая из которых сама по себе была произведением искусства.

Сын одного моего коллеги, предназначенный собственными родителями на инженерное поприще, внезапно вдохновленный таким вот стажем, к первоначальному ужасу родных и близких, овладел профессией мясника и ныне является вполне успешным препринимателем, владельцем мясной лавки.

Дочь знакомых достаточно вяло «поучивалась» в последние школьные годы, перед баккалавриатом, пока не побывала с неделю в шкуре простой, никоим образом не квалифицированной секретарши и не поняла, что если ей не хочется отсиживать по восемь часов в день абы где, делая абы что всю оставшуюся жизнь, придется поднажать уже сейчас, чтобы иметь хоть какой шанс заниматься когда-нибудь именно тем, что тебе нравится.

Еще одна дочь еще одних знакомых, мечтавших для нее о карьере «художницы», нежданно-негаданно нашла себя в кулинарном искусстве, побегав на подхвате в приличном ресторане, и сегодня продолжает успешную учебу вовсе не в художественной школе, a в очень известном и почитаемом кулинарном техникуме.

A cын знакомых, усердно бивший баклуши в колледже и подвизавшийся стажером на побегушках в редакции одной из крупных ежедневных газет, сегодня фактически повторяет путь Карла Бернстина, который начав в профессии с 16 лет, курьером не все случаи жизни, позднее стал крепким профессионалом и вместе с Бобом Вудвордом, раскрыл аферу Уотергейта.

Перебирая бумажки и делая фотокопии в какой-нибудь скучной конторе, из которой тебе ни ногой, целый рабочий день; помогая подносить коробки с обувью в бутике класса люкс, или распаковывая картонки в подсобном помещении отеля-ресторана; подавая инструменты мастеру в гараже или подметая салон после чьей-то стрижки можно получить намного более ясное представление об ожидающей вас рутине взрослой жизни, нежели поверить в ее реальность, выслушивая все родительские нотации и угрозы, в течение многих лет.

Рутина, в конечном счете, гораздо более наглядный и более стимулирующий фактор бытия, незаслуженно обойденный вниманием закостенелой зауми великих психологов.

Рутина учит мудрости, причем, всех: и родителей, давно ею «привитых» и потому воспринимающих ее, как неотъемлемое должное, и подростков, познающих ее на практике и еще не до конца понимающих ее будущую неизбежность, в любой профессии.

Рутина исцеляет и закаляет. И потому нам следует учить собственных детей уважительному к ней отношению, если мы не хотим, чтобы она когда-нибудь с потрохами съела все их самые трепетные надежды.

А главное, мне кажется, что свою рутину нашим детям полезнее всего будет отыскать и приручить самим.

Есть сегодня в российских школах обязательная производственная практика, раздобыть которую требуют от учеников самостоятельно, без категоричного направления администрации?

Елена Кондратьева-Сальгеро, журналист, главный редактор литературного альманаха «Глаголъ», Франция.  

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".