СМИ: закон об НКО могут ужесточить
В Совете Федерации готовят новые поправки в закон об НКО. Как пишет «Независимая Газета», речь идет об ужесточении уже действующих положений.
В частности, предлагается наделить Минюст правом самостоятельно решать – является ли некоммерческая организация «иностранным агентом». Кроме того, ведомство сможет штрафовать их за несвоевременное предоставление отчетности.
По мнению членов верхней палаты российского парламента, деньги, получаемые НКО из-за рубежа, могут быть использованы против власти – на финансирование выступлений и демонстраций. В качестве примера приводят Украину, где большинство некоммерческих организаций поддержали оппозицию.
На недавней встрече с членами Совета верхней палаты Владимир Путин не исключил внесения изменений в работу НКО. Путин призвал «не оставлять лазейки тем, кто занимается не защитой интересов российских граждан».
Новая редакция закона об НКО была принята в ноябре 2012 года. Согласно документу, все некоммерческие организации, которые так или иначе занимаются политической деятельностью и финансируются из-за рубежа, должны зарегистрироваться как иностранные агенты. В противном случае их деятельность должна быть прекращена.
Этот закон вызвал бурные общественные дискуссии и критику за рубежом.
Данные поправки в закон об НКО я воспринимаю как фактор давления на судебную систему. Известно, что 6 марта в Конституционном Суде (далее КС) состоялось заседание по закону «об иностранных агентах», решение по которому пока не принято.
Возможно, поправки и не будут приняты, но в самом этом акте я вижу скрытые цели. Целью является не реальное ужесточение закона, а информационный посыл, как представителям НКО, так и судьям, принимающим решения, что может быть еще хуже.
Тем более, что сейчас доступен отличный пример с Украиной, где чуть ли не каждое оппозиционное движение обвиняется в сотрудничестве с западом и попытках подрыва государственного строя. Именно эта риторика и звучала на заседании КС, где представители власти всячески использовали данный пример, считая, что украинский сценарий может произойти и в России, если никак не сдерживать иностранное финансирование.
По моему мнению, всем участникам данной дискуссии необходимо ответить на три важных вопроса:
1. Является ли всякая иная/оппозиционная точка зрения (отличная от государственной) вредной и угрожающей основам государственного строя? Здравая критика и адекватная реакция на нее – это важнейшие составляющие прогресса.
2. Что является политическим? Проблема заключается в том, что понятие политического очень размыто, сами политологи не всегда могут определить, какой процесс является политическим, а какой, например, политико-социальным или социальным (еще более широкое понятие). А предоставление исключительного права решения данного вопроса Минюсту приведет к серьезным злоупотреблениям и ошибочным выводам.
3. Справедливо ли использование красочного и наглядного примера с Украиной для российского политического процесса? Сторонники ужесточения закона об НКО, приводя пример с Украиной, забывают уточнить о том, что у нас разные политические системы, разные формы государственного устройства и уже разные политические культуры. Причина событий на Украине заключается не в деятельности НКО на иностранные деньги, а в нестабильной политической системе и других сложных и многогранных аспектах.
Дальнейшие изоляционные меры, на мой взгляд, могут привести к тому, что мы возведем рукотворный занавес, который отсечет нас от остального мира, поэтому я надеюсь, что преждевременные и чрезмерно радикальные решения не будут приняты.