Статья
1316 28 ноября 2008 0:02

Совещание ОДКБ

Министры обороны стран ОДКБ встретились в Ереване. В рамках встречи рассмотрены вопросы, касающиеся Коллективных сил быстрого развёртывания, а также состояния и перспектив развития системы Единой противовоздушной обороны ОДКБ. На заседании также рассмотрен план совместных мероприятий на 2010-2014 год и план работы Совета министров обороны на 2009 год.

Комментарии экспертов

Исходно ОДКБ был задуман как военно-политический союз переходного периода. При этом на повестке дня были две взаимоисключающие задачи: цивилизовано «развестись», либо наоборот, собраться воедино и заключить некий новый «брак». До сих пор никто в странах СНГ не принял решение о том, какова же конечная цель ОДКБ. И пока не сделано решительного политического выбора, всё находится в неопределённом положении. Я общался с людьми в руководстве ОДКБ и внимательно слежу за ситуацией. Все они говорят, что главная проблема ОДКБ в том, что никто из них не получает ясных долгосрочных установок, все установки ситуативные, на один день. Они могут утром быть одни, а вечером они другие. Так серьёзный военно-политический союз не строится. Необходимо построение однозначной, чёткой и однонаправленной стратегии как в отношении ОДКБ, так и в отношении постсоветского пространства.

Кроме того, не вполне определён формат ОДКБ – является ли он военно-политическим блоком или нет. Руководители нашего государства и государств ОДКБ заявляют, что это не военный блок. При этом де-факто организация военным блоком является. Кроме того, и Россия, и другие участники ОДКБ сохраняют формат двусторонних отношений между своими государствами и НАТО. Армения и вовсе готовит свои вооружённые силы по стандартам НАТО. При этом любые возражения России могут логично отметаться аргументом, что сама Россия выстраивает с НАТО двусторонние отношения, и претензии к другим странам-участникам ОДКБ станут проявлением «двойных стандартов». Россия должна перейти от двустороннего формата к формату ОДКБ-НАТО. Пока Россия сохраняет двусторонние отношения с НАТО, ОДКБ будет парализовано, а превращение ОДКБ в полноценный военно-стратегический блок будет заблокировано.

Сложив военный потенциал стран, входящих в ОДКБ, мы не получим чего-то принципиально более мощного в военном отношении. Военно-стратегический потенциал других стран, кроме России, не представляет какого-то большого интереса и без России не может предоставить серьёзной защиты кому бы то ни было. Но территории, стратегические пространства этих стран, входящих в ОДКБ, их политический и дипломатический вес – вот это действительно является важнейшим политическим капиталом, и ОДКБ может его сосредоточить в своих руках.

Но главное, что парализует полноценную работу ОДКБ – это отсутствие политической воли, её колебания и неопределённость. Россия абсолютно не готова к тому, чтобы поставить вопрос ребром о создании на основе ОДКБ нового военно-политического блока и приступить к настоящей военно-политической интеграции на постсоветском пространстве. Я опасаюсь, что и новое заседание будет лишь «молоть воду в ступе». Решения принимаются в голове нашего политического руководства, которое до конца не осознаёт, что же нужно делать. Москва до сих пор не знает, с Западом она или нет. Вроде всё уже подводит к тому, что не с Америкой, не с НАТО и не с Западом, уже совсем нам нечего там получить, и всё же мы продолжаем сдерживать себя в нашей внутренней и внешней политике. Это не позволяет занять ясную позицию и парализует и ОДКБ, и в целом военную политику России на постсоветском пространстве. Большинство проблем интеграции на постсоветском пространстве упираются в нерешительность Москвы.

Но если ничего не делать, то угрозы для нашей безопасности будут постоянно увеличиваться – Америка уже запустила руку во все военно-стратегические процессы, которые протекают на постсоветском пространстве.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".