Совещание по регионам
Владимир Путин провёл в Новокузнецке правительственное совещание по вопросам регионального развития. Он заявил о необходимости безусловного и приоритетного выполнения регионами своих обязательств по социальным статьям.
По словам премьера, объём финансовой помощи регионам вырастет на 300 миллиардов рублей. Помощь включает в себя дотации для обеспечения сбалансированности региональных бюджетов в размере 150 млрд рублей и дополнительные бюджетные кредиты сроком до 3-х лет в том же размере. Премьер отметил, что раньше такие кредиты выдавались только сроком на 1 год. Владимир Путин также сообщил о мерах правительства по компенсации выпадающих вследствие кризиса налоговых доходов регионов: были пролонгированы прошлогодние бюджетные кредиты на сумму 16,1 млрд рублей, с января в бюджеты субъектов зачисляется 100% акциза на бензин, затем будет перечисляться 0,5% налога на прибыль, что в совокупности даст около 100 млрд рублей дополнительных доходов для регионов. Также в рамках дополнительной помощи регионам снижены требования по уровню софинансирования расходов для получения федеральных субсидий. Правительство одобрило также изменения в Бюджетном кодексе, расширяющие полномочия органов власти субъектов по предоставлению финансовой помощи нуждающимся в ней муниципалитетам.
Как сообщает «Интерфакс», премьер заявил, что дополнительная помощь будет предоставляться только тем регионам, которые «обеспечат безусловное выполнение расходных обязательств по этим (социальным - ред.) приоритетным статьям – прежде всего по ним». Владимир Путин также подчеркнул, что нельзя допустить ситуации неплатежей в экономике. Он потребовал гарантии 100%-ной оплаты топливно-энергетических ресурсов и коммунальных услуг государственными и муниципальными учреждениями.
Владимир Путин высказал мнение, что 2009 год будет «весьма трудным». В связи с этим он обратил внимание на необходимость серьёзной корректировки региональных и местных бюджетов и существенного повышения эффективности бюджетных расходов. По словам премьера, приоритетными статьями расходов должны быть выплата зарплаты бюджетникам, социальные обязательства, финансирование нацпроектов и программ поддержки занятости и малого бизнеса. Он также подчеркнул, что региональные власти должны сделать всё от них зависящее для обеспечения платежеспособности муниципалитетов.
Говоря об инвестициях в инфраструктурные проекты и строительства, Владимир Путин подчеркнул необходимость сосредоточиться на завершении строительства объектов высокой степени готовности и не допускать долгостроев. Он подчеркнул, что приоритет необходимо отдавать инвестиционным проектам, которые обещают существенную экономию бюджетных средств в будущем, прежде всего в области энергосбережения в бюджетном секторе и жилищно-коммунальной сфере. Менее приоритетные программы Владимир Путин призвал отложить из-за складывающихся кризисных условий в экономике.
фото: ИТАР-ТАСС
Главным критерием эффективности руководства регионов сейчас станет социальная стабильность. Именно она будет являться тем самым важным критерием, по которому будет оцениваться, успешен ли губернатор или нет. Именно поэтому от правительства к регионам идёт конкретный месседж: все ваши долгосрочные проекты развития должны быть отложены до окончания кризиса, не стоит распылять деньги на всё, на что только их можно выделить.
В первую очередь необходимо обеспечить выплату заработных плат, льготы для существующих льготников и стабильность в выплате пенсий. То есть, от губернаторов требуют сейчас стать, скажем так, «усатыми нянями» и заниматься в первую очередь социальным спокойствием в регионе. Кризис – это не одномоментная ситуация, он не закончился, он продолжается, и с ним необходимо жить. Впадать в анабиоз и ждать, что когда в США сейчас всё станет хорошо, то и у нас сразу тоже всё станет хорошо, мы не имеем права. И поэтому нужно работать, но при работе сознательно выбирать наименее рисковый вариант. В момент кризиса наименее рисковым является вариант первоочередного обеспечения социальных нужд населения. Реализация амбициозных проектов может пока подождать.
Последние выборы, прошедшие 1 марта, показали, что в России существует огромный протест. Пока этот протест тихий, и он направлен на местную, муниципальную власть. Это показывают и данные социологических исследований: рейтинги федеральной власти, лично президента и председателя правительства не падают, рейтинги губернатора и региональной власти падают в меньшей степени, а наибольшее недовольство отражается на местных выборах, на рейтингах местной власти. В большинстве регионов, где проходили муниципальные выборы, пришли те, кто строил свою компанию на протесте, на протестном электорате.
Этот протест необходимо гасить, и гасить его предполагается не просто федеральными вливаниями денег в бюджеты регионов и муниципалитетов, но и стимулированием – ставится задача заставить региональную и местную власть самим работать на процесс пополнения бюджетов. Задача состоит в том, чтобы включить в процесс работы с населением все уровни власти.
Конечно, ещё рано говорить о том, насколько действия федеральной власти в этом плане будут успешными, но проблема есть. Власть её увидела, власть её пытается решить. Насколько хорошо она будет решена? Посмотрим через полгода. Один из индикаторов этого – региональные выборы, которые пройдут в октябре, через полгода. Давайте посмотрим на их результат.
Здесь хотел бы заметить, что выборы – это именно индикатор, а не «большой соцопрос». Индикатор тем и отличается от соцопроса, что если какой-то показатель зашкаливает за определённую отметку (даже если это и не кажется критическим) – это свидетельствует о серьёзных проблемах и угрозах. Поэтому к результатам следующей серии региональных и местных выборов следует отнестись со всей серьёзностью.
В ходе «правительственного часа» в Совете Федерации, состоявшегося 4 марта текущего года, Министр здравоохранения и социального развития Российской Федерации Татьяна Голикова сообщила, что 569 градообразующих предприятий уже заявили о планах по сокращению работников. Таким образом, ситуация на рынке труда в т.н. «моногородах» или населенных пунктах с моноэкономической структурой занятости действительно обстоит наиболее остро.
Рост безработицы, неоплачиваемые отпуска и задержки заработной платы – это факторы, подрывающие основу функционирования экономики – платежеспособный спрос населения. К чему приведет сокращение доходов работников градообразующего предприятия? Оно неизбежно вызывает цепную реакцию и сворачивание малого бизнеса в сфере услуг и торговли. Снижение доходов местных бюджетов, целиком формируемых за счет градообразующего предприятия, негативно отражается на социальной инфраструктуре, приводит к сокращению рабочих мест в бюджетном секторе.
В результате эффективность мер, предпринимаемых для снижения напряженности на рынке труда, будет в «моногородах» резко снижаться. Высвобожденные работники не смогут трудоустроиться в пределах населенного пункта даже после переобучения, поскольку рабочих мест просто нет. Также они не смогут начать собственное дело, так как спрос на товары и услуги резко сократится.
Данная ситуация усугубляется тем, что многие «моногорода» территориально удалены от региональных административных и промышленных центров. К ним, например, относятся города, где большая часть населения занята в угледобывающей отрасли: Черемхово (Иркутская область), Артем (Приморский край), Миасс (Челябинская область), Воркута (Республика Коми), Гусино-Озерск (Республика Бурятия); на металлургических предприятиях: Петровск-Забайкальский (Читинская область), Белово (Кемеровская область), Тавда, Полевской и Каменск-Уральский (Свердловская область), Орск (Республика Башкирия); в лесной промышленности: Кандалакша, Медвежьегорск и Кемь (Республика Карелия), Котлас (Республика Коми), Лесосибирск (Красноярский край) и др. Если же добраться до районного центра можно только вертолетом, то возможность трудоустройства в другой местности значительно усложняется.
Важно не допустить значительного снижения уровня жизни населения в таких «депрессивных» территориях. Для этого, помимо выплаты пособия по безработице и организации временных и общественных работ как меры социальной поддержки безработных, целесообразно предусмотреть оказание материальной помощи семьям, где работающие родители находятся в отпусках без сохранения заработной платы.
В настоящее время нельзя говорить о стимулировании иждивенчества в отношении социальной поддержки населения «моногородов». Каждый рубль, направленный в домохозяйства - это инвестиции в экономику населенного пункта. Обеспечение уровня потребления в данной ситуации позволит поддерживать поставки продовольственных товаров и функционирование ЖКХ, что является жизненно важным для населения.