Статья
12 Января 2009 0:01

Совет министров ЕС

В Брюсселе состоится экстренное заседание Совета министров ЕС на уровне министров энергетики. Будет обсуждаться ситуация с поставками российского газа в ЕС через территорию Украины.

Координационная группа ЕС в Брюсселе 9 января потребовала от «Газпрома» и «Нафтогаза Украины» немедленно восстановить транзит газа в ЕС. Российская Федерация и Европейский союз договорились об организации контроля за транспортировкой российского газа через Украину – об этом Россия и ЕС подписали соответствующий официальный протокол. 11 января протокол был подписан и украинской стороной, при этом она попыталась внести в текст договора рукописные дополнения. Жёсткая позиция президента России Дмитрия Медведева вынудила Украину отказаться от дополнений. Таким образом, 12 января протокол о контроле транзита был окончательно подписан.

Контроль предусматривает создание специальной комиссии и непосредственный мониторинг транзита газа на границе России и Украины, границах Украины и европейских государств, а также на территории самой Украины. В состав комиссии войдут представители ЕС и правительства России, «Газпрома», «Нафтогаза Украины», представители потребителей, а также эксперты международных мониторинговых организаций.

Комментарии экспертов

У ЕС нет единой позиции по Украине и «газовому конфликту», что заметно как по заявлениям, так и по общим действиям. Можно условно выделить четырех ключевых актора, занимающих четыре различные позиции.


Первое действующее лицо – это, конечно же, председательствующая в ЕС Чехия, президент которой которой во многом придерживается проукраинской позиции. Но здесь есть важная тонкость, связанная с тем, что внутренние позиции у руководителей Чехии достаточно слабые и нуждаются в дополнительном укреплении. Кроме того, как известно, между президентом Чехии и ЕС есть определённый конфликт в связи с конституционным (Лиссабонским) договором. В таких условиях главе Чехии необходимо позиционировать себя в качестве эффективного менеджера и переговорщика, способного решить «газовую проблему». Отчасти такому позиционированию способствует то обстоятельство, что Чехия – восточно-европейская страна и может представлять другие государства этого региона.


Второй актор – это Германия и страны «Старой Европы», имеющие более мягкую по отношению к России позицию. Так, министр финансов Германии уже несколько раз выступал в пользу «Северного потока», обращая внимание, что ситуация с Украиной лишний раз свидетельствует в пользу его строительства. Примерно ту же позицию, хотя и в более дипломатичной форме, заявляла и Меркель. Можно выделить «пророссийские» страны, которые занимают лояльную к России позицию. Речь идёт об Италии, о Германии и Франции, и несомненно, о Болгарии, поскольку представители именно этой страны активно критиковали главу «Нафтогаза Украины» Дубину. Ко второй позиции примыкают и крупные энергетические компании, которые либо являются клиентами «Газпрома», либо активно сотрудничают с ним.


Третий актор – это сама Еврокомиссия. Её позиция скорее проукраинская, но она имеет собственную логику. Эта позиция не столько проукраинская, сколько «пронабукковская» - Еврокомиссия пытается оживить мертворожденный проект Nabucco в качестве альтернативы поставкам газа из России, и сейчас активно ведёт соответствующие переговоры. Реализуя эту политику, она всячески пытается снизить контрольные полномочия России и представителей «Газпрома» на газовых станциях. Она также поддерживает позицию Украины по недопуску некоторых ревизоров на подземные хранилища газа, где находится украденный российский газ. В текущих событиях Еврокомиссия играет собственную политическую игру.


Есть и четвёртый актор – пояс восточноевропейских стран, страны Прибалтики и Польша. В условиях «газового конфликта» они пытаются укрепить собственные позиции как стран-транзитёров и больше всех поддерживают Украину. Ющенко активно пользуется их политической поддержкой и стремится использовать их как лоббистов своей позиции. С этим связано, например, готовящееся турне Ющенко, предполагающее, среди прочего, и посещение Польши.


В целом, российско-украинский «газовый конфликт» в очередной раз показал различия интересов основных политических игроков в Европе. Россия абсолютно адекватно выстраивает отношения с теми из них, кто занимает наиболее дружественную и адекватную с её точки зрения позицию. Это, прежде всего, крупнейшие европейские экономики, страны «старой Европы» - такие, как Германия, Франция Италия, а также европейские энергетические компании.


Что касается возможных решений Совета министров ЕС, то, как показывает практика работы данного органа по другим вопросам, скорее всего дело закончится обращением. Вероятно, оно будет касаться энергетической безопасности, в нём будет содержаться требование обеспечить стабильность поставок. Возможно, там будет упомянут недавно подписанный протокол о контроле за транзитом газа через территорию Украины. Другое дело, что по некоторым данным текст, подписанный на Украине, существенно отличается подписанного в России (как в своё время было с Грузией), и этот вопрос, быть может, и не войдёт в повестку дня. Но скорее всего, положение о контроле транзита войдёт в той или иной форме в итоговый документ. В теории может быть поднят и вопрос о компенсации убытков, вызванных перекрытием Украиной транзита газа в Европу. Но наиболее вероятно, что до разрешения конфликта, т.е. ближайшую неделю-две, этот вопрос будет подниматься только «Газпромом». После того, как стабильные поставки восстановятся, тогда, быть может, европейские энергетические компании начнут подавать иски о компенсации убытков. Надо сказать, что эти убытки весьма значительны. Учитывая, что экономика Украины переживает весьма сложную эпоху, требование компенсаций может стать для неё и для бюджета Украины смертным приговором.


© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".