Статья
12 Августа 2009 0:01

Советские массовые праздники

История советского массового праздника и его роли в организации культурного и политического пространств в сталинской России.
Комментарии экспертов
<p class="text">Одна из первых ассоциаций на слова «Советский союз» — Красная площадь, по которой что-то или кто-то марширует. Тем более удивительно, что идея массового мероприятия в России не так уж стара. За исключением крестных ходов, пользовавшихся большой популярностью ещё со средних веков, внимания заслуживают разве что торжества начала двадцатого века, посвящённые трёхсотлетию дома Романовых, столетию Бородинского сражения и т.д.
Подлинный расцвет массового мероприятия приходится на момент становления большевистской России, собственно, именно ему посвящена большая часть книги Мальте Рольфа «Советские массовые праздники» вышедшая в России в серии «История сталинизма».</p>

<p class="text">Рольф выдвигает идею колонизации общественного пространства тоталитарными режимами с помощью праздников (определение советской России как «тоталитарного режима», кстати, единственный случай оценочного суждения автора) и проводит её через всю историю массового праздника в раннесоветской России. Мысль автора не слишком «свежая и оригинальная». В СССР, когда любая история, это почти всегда «история дефицита» был нужен простой и недорогой способ решить следующие проблемы: 1) подготовки в наикратчайшие сроки административных кадров (для организации массовых праздников всегда прибегали к кадрам наиболее высокой квалификации, состав оргкомиссий иногда просто удивляет), 2) продвинуть новую советскую идеологию в преимущественно неграмотную массу, 3) прививать новую этику и эстетику советского человека.
Лучше всего на роль решения подходила модель массового праздника — своеобразного искусственного, срежиссированного пространства, в котором виден идеальный образ советского государства, со своими примерами и ценностными ориентирами. Т.к. сама советская Россия находилась в рамке срочной модернизации, ситуация доходила до смешного: не успевал закончиться один праздник, как уже начинали готовиться к новому. А так как освещение подготовки к празднику в СМИ было непременным атрибутом самого праздника, в редакции многих центральных и периферийных газет была атмосфера «постоянного праздника».</p>

<p class="text">Отдельного внимания заслуживает компаративистика советского (диктаторского) и американского (демократического) праздника. Несмотря на то, что тенденции во всех государствах были одни и те же, а именно: стирание структурных различий и всеобщность, «демократический праздник» принципиально не ориентировался по форме и структуре на «центр», это находило выражение даже в отсутствии идеи «вождя праздника». В лучшем случае им мог быть местный герой или символ. Но приходится согласится, что сравнение какого-нибудь техасского человека-початка и Иосифа Сталина не корректно.</p>

<p class="text">Мальте Рольф, «Советские массовые праздники», РОССПЕН, 2009, М.: 439 стр.</p>

<p class="text">Книга любезно предоставлена магазином «Фаланстер».</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".