Статья
9 Марта 2010 0:01

Список программ пополнится

<p>Премьер-министр Владимир Путин провел совещание по вопросу о финансировании федеральных целевых программ в 2011 году и последующие годы. Фактически был открыт новый бюджетный процесс, в рамках которого будет сформирован бюджет страны на следующий .</p>
<p> Владимир Путин заявил на совещании, что «следует вернуться к традиционным процедурам финансового планирования». Отход от них был связан к финансовым кризисом, и как отметил глава правительства, антикризисные программы в целом сработали». «Теперь, когда ситуация стабилизируется, решения по разработке бюджета вновь будут приниматься в плановом порядке», - заявил премьер. Поставлена задача получить качественный бюджет 2011 года, который будет работать на решение задач долгосрочного развития, обеспечит выполнение социальных обязательств перед гражданами России.</p>
<p>Важнейшей задачей Владимир Путин назвал последовательной сокращение дефицита бюджета, кроме того, следует сконцентрировать ресурсы на приоритетах политики, предусмотренных основными направлениями деятельности правительства РФ. Новые программы, предлагаемые к финансированию, будут, по словам премьера, проходить жесткий отсев по критериям соответствия приоритетам государства, обоснованности, эффективности и своевременности.</p>
<p>На совещание были вынесены концепции разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти 17 новых федеральных целевых программ и четырех подпрограмм, предлагаемых к реализации за счет средств федерального бюджета начиная с 2011 года. Кроме того, были предложены проекты трех новых редакций действующих федеральных целевых программ с продлением срока их реализации до 2015 года.</p>
<p>Эти программы направлены на решение ключевых задач и достижение конкретных целей социально-экономического развития страны с учетом приоритетов, установленных Бюджетным посланием президента РФ о бюджетной политике в 2010-2012 годах, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, а также основными направлениями деятельности правительства на период до 2012 года. Программы будут реализовываться в рамках приоритетов: «Социальная инфраструктура», «Развитие высоких технологий», «Жилье», «Безопасность».</p>
<p>Выступая на совещании, премьер-министр указал также на необходимость «заблаговременно подготовиться к вступлению в силу закона о совершенствовании статуса государственных учреждений». Он напомнил, что в этом законе предусмотрены принципиально новые подходы к формированию и исполнению расходных статей бюджета. «В частности, вместо привычных смет учреждений будут использоваться такие инструменты, как задание по оказанию образовательных, медицинских и других социальных услуг. Будут определены не только суммы выделяемых средств, но и требования к объемам и качеству работ", - пояснил Владимир Путин. «Смысл этих изменений в том, чтобы развернуть медицину, образование, всю нашу бюджетную сферу лицом к гражданам, создать стимулы для внимательного отношения к их потребностям и запросам», - подчеркнул премьер-министр.</p>
<p> </p>
<p><br />
<br />
 </p>
Комментарии экспертов
<p>Федеральные целевые программы – это наиболее отлаженная в административном отношении формула, которая используется на протяжении последних полутора десятков лет. Это не значит, что там нет проблем – проблемы есть. Они как раз возникают на стыке административно-бюрократических единиц с реальной жизнью, в том числе с бизнесом. Главный вопрос - как сделать так, чтобы эти конкретные затраты в рамках программы реализовались в изменения в реальной жизни. <br />
<br />
Список федеральных программ то сокращается, то увеличивается, что свидетельствует как раз о неудовлетворённости тем, как они развиваются. Между программами и нацпроектами существует определенная разница. Проект, как правило, имеет начало, конец, чётко фиксированную цель. И с этой точки зрения национальные проекты тоже не вполне были проектами. Но они были прорывным направлением, связанным с социальными обязательствами. Если оценивать результаты проектов, то неплохо работал национальный проект в области здравоохранения. В его рамках были повышены зарплаты, обновлено медицинское оборудование, были восстановлены очень многие станции скорой помощи, они получили машины, оборудование и т.д. То есть произошли достаточно большие позитивные изменения. Но работа должна идти дальше.<br />
<br />
Проект сельского хозяйства тоже был программой, он тоже имел позитивные результаты. Хотя он поначалу рассматривался как самый трудный, но неожиданно дал позитивные результаты по достаточно бурному росту сельскохозяйственного производства. И даже в кризис это сельскохозяйственное производство упало меньше, чем думалось. В проекте сельского хозяйства с самого начала было ясно, что нужно бы расшить «узкие места», то есть создать закупочные компании, локальные рынки, укрепить семенные хозяйства, то есть увеличить системность сельскохозяйственной политики. Это было сделано, и результат был очень позитивный. <br />
<br />
По образованию, например, было ясно, что нужно поднять зарплату учителям. По здравоохранению тоже было ясно, что нужно поднять зарплату врачам, тем, кто непосредственно работает, и увеличить закупки оборудования. И это тоже было сделано. А по жилью, мне кажется, был взят ошибочный концепт о том, что нужно стимулировать спрос путём развития ипотеки. <br />
<br />
В результате у нас предложение сдерживалось рядом факторов, то есть монополизацией, тем, что была недостаточно развита инфраструктура, была недостаточная индустриализация этого производства. Строительство жилья во многом скатилось с фабричного к штучному, ремесленному. И в этих условиях, поскольку была взята ошибочная стратегия стимулирования спроса путём ипотеки, произошло вздутие цен на жильё, и хотя объёмы вводимого жилья увеличились, цены росли значительно быстрее, чем объёмы вводимого жилья и доходы населения. В результате доступность жилья в реальности упала. <br />
<br />
Организаторы вместо признания ошибок пытались уйти от ответственности, стали говорить, что доступное жильё – это не значит дешёвое жильё. Хотя всё достаточно просто: доступное жильё – это отношение стоимости квадратного метра к зарплате. Сколько человек на свою зарплату может купить квадратных метров или сантиметров жилья – это суть доступного жилья. И ипотеку, которая является пятидесятилетней кабалой с огромными процентами, тоже нельзя считать фактором доступности.<br />
<br />
Мне кажется, самая главная ошибка здесь заключалась в том, что этот проект во многом делался под слишком большим давлением строительных компаний, которые оказались заинтересованными в максимальном вздутии цен на жильё -  не в получении прибыли за счёт увеличения объёмов, а в получении прибыли за счёт максимизации цен. <br />
<br />
Из этого нужно извлечь уроки. Нужно было вкладывать инвестиции в производство. Получалось, что государство тратило и тратит огромные деньги на стимулирование жилья, но, поскольку они идут на спрос, а не на предложение, то в результате этого цены и недоступность жилья растут. <br />
 </p>
<p>В национальных проектах речь идет о стандартных государственных программах развития крупных макроотраслей или экономических блоков. Взять, например, жильё или сельское хозяйство – это обширные образования со сложной структурой, и задачи здесь  многообразны и многоплановы и т.д. То есть речь идёт о систематической работе по этим направлениям. <br />
<br />
А вот как раз проектов у нас не хватает. Например,  строительство серии технополисов – это уже, пожалуй, определённый национальный проект. Другое дело, что в условиях кризиса многие из таких начинаний, к сожалению, плохо финансируются, не находятся в центре достаточного внимания и т.д. И в таких проектах должна быть и проектная организация осуществления, то есть должна выделяться головная организация, ответственная за осуществления этого проекта, и она должна координировать действия всех участников, в том числе иметь полномочия на уровне закона.</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".