Комментарий
605 4 Сентября 2014 14:24

США ослабляют конфронтацию

Владимир Сажин востоковедВладимир Сажин

Владимир Сажин
востоковедВладимир Сажин

Представители США и Ирана встретятся в четверг в Женеве для обсуждения предстоящих переговоров по ядерной программе Исламской Республики, сообщают СМИ.

Об отношениях США и Ирана и предстоящих переговорах этих стран по ядерному вопросу «Актуальным комментариям» рассказал эксперт института Востоковедения РАН Владимир Сажин:

- Американо-иранская встреча, которая должна пройти 4-5 сентября в Женеве, будет посвящена довольно узкой, очень важной, иранской ядерной проблеме. Министр иностранных дел Мохаммад Джавад Зариф и глава дипломатии Евросоюза Кэтрин Эштон уже встречались по этому вопросу 1 сентября. Они обсуждали возможные пути решения иранской ядерной проблемы.

Ранее, в июле, в переговорном процессе был взят небольшой тайм-аут, и 18 сентября в Женеве эти переговоры возобновятся. Я имею в виду переговоры «шестерки» международных посредников, их так и называют - «Группа 5+1». Это пять постоянных членов Совета Безопасности ООН плюс Германия и Иран.

И все американо-иранские встречи, - и 1 сентября, и 4-5 сентября в Женеве, - посвящены путям решения иранской ядерной проблемы. Напомню, что 24 ноября прошлого года «Группа 5+1» и Иран договорились о совместном плане действий, который был рассчитан до 20 июня. То есть каждая из сторон - «шестерка» и Иран - брали на себя обязательства по определенным действиям, позволяющим приблизится вплотную к составлению и подписанию окончательного широкомасштабного всеобъемлющего документа, - договора по решению иранской ядерной проблемы. Но, как говорят, было составлено 50% текста этого договора, и стороны решили продолжить переговорный процесс до 24 ноября.

И сейчас, в преддверии нового этапа процесса, который должен состояться 18 сентября в Нью-Йорке, идет подготовка. Частью этой подготовки являются встреча 1 сентября министра иностранных дел с главой дипломатии ЕС и предстоящая 18-го сентября в Нью-Йорке американо-иранская встреча в Женеве. Последняя будет приурочена к проходящей там как раз в эти дни сессии Генассамблеи ООН. И в рамках именно этой ассамблеи будут проходить переговоры «Группы 5+1» с Ираном по ядерной проблеме.

- Идёт активная подготовка американо-иранской встречи 18 сентября в Нью-Йорке, но, тем не менее, США 29 августа ввели санкции против 25 человек и организаций Ирана. Чем вызваны такие противоречивые шаги?

- Действительно, в прошедшую пятницу американцы объявили о том, что вводят новый пакет санкций против Ирана. Это неконструктивно. В принципе, переговорный процесс по решению ядерной проблемы успешно идет, несмотря на все сложности, колебания и внутренние противоречия между двумя сторонами. И если уж не 24 ноября, то к концу года такой договор будет подписан, потому что все стороны заинтересованы в решении иранской ядерной проблемы. Так же как и Иран, потому что санкции, которые были введены в отношении него в 2012-м году Евросоюзом и Соединенными Штатами, принесли Исламской Республики существенные сложности.

По сути, Иран находится под санкциями буквально с момента зарождения Исламской Республики Иран, то есть с 1979-го года. Но это были  санкции относительные. В 2006-м году Совет Безопасности ООН принял резолюцию, которая начала новый санкционный этап против Ирана. И в этот раз международные санкции уже были официальные. И с 2006-го по 2010-й годы Советом Безопасности ООН были приняты четыре антииранских резолюции. Впрочем, они были больше политические и не оказали серьезного влияния ни на экономику Ирана, ни на решение иранцев продолжать свою ядерную деятельность.

А вот в 2012-м году американцы и европейцы ввели очень серьезные санкции в отношении нефти, банковской системы Ирана и иранских судов, что очень сильно ударило по иранской экономике. Встал вопрос о выживании при нынешнем режиме. Последовали определенные изменения. Иранская элита поняла, что идти дальше тем путем, которым шел бывший иранский президент Ахмадинежад, - нельзя, нужно все-таки искать контакты с мировым сообществом, прежде всего, с Соединенными Штатами и с Западом. И как раз, благодаря этому пониманию, в 2013-м году на пост президента Ирана был избран относительно либеральный политик Хасан Рухани.

В Иране пост президента – это второе лицо, первое – это Али Хаменеи, который является и главой государства, и верховным главнокомандующим, и духовным лидером. Президент исполняет обязанности премьер-министра, он формирует правительство и ведет  ежедневную практическую работу. А генеральную линию вырабатывает верховный лидер. И верховный лидер понял, что надо менять политическую ориентацию. В итоге был избран нынешний президент, который сформировал относительно либеральное, даже прозападное правительство, сменил всю команду переговорщиков по иранской ядерной проблеме. И в ноябре прошлого года начались существенные подвижки в решении этого вопроса, который не могли решить больше десяти лет.

Сейчас наступил очень выгодный момент: все заинтересованы в решении иранской ядерной проблемы, хотя и по разным причинам. И вот американцы вдруг вводят этот непонятный новый пакет санкций. В масштабах тех санкций, которые были введены в 2012-м году американцами и Европой, этот пакет санкций, конечно, ничтожен – 25 человек и организаций, плюс еще несколько пунктов. Это практически никак не влияет на Иран, это, скорее, политический акт. Всё это — показатель борьбы в американской элите, потому что не все в Америке выступают за решение иранской ядерной проблемы, за какие-то договоры с Ираном. Есть группа, которая выступает против переговоров с Ираном, против того, чтобы иранскую ядерную проблему решить дипломатическим путем. Эта группа хотела бы ещё больше затянуть удавку санкций против Ирана. А если Иран не пойдет на уступки, - то и прибегнуть к использованию военной опции. Израиль выступает с тех же позиций, он не верит новому либеральному правительству Ирана, считает, что Иран нужно давить.

После пятничных санкций иранцы заявили, что продолжат переговоры. Конечно, недовольство было выражено и президентом Рухани, и министром иностранных дел, и всеми официальными лицами. Но реально этот пакет санкций не повлияет на переговорный процесс, потому что все заинтересованы в продолжении конструктивного диалога.

- Исламское государство ведет активный диалог не только с США, но и со странами ЕС, обсуждая с ними газ. А с Россией оно недавно заключило Меморандум взаимопонимания по вопросам экономического сотрудничества. Насколько расширение международного сотрудничества Ирана может сыграть роль в предстоящих переговорах Ирана и США?

- Российско-иранский Меморандум, который был подписан 5 августа в Москве, - это очень интересный документ, особенно в связи с тем, что против России тоже приняты санкционные меры. Возникла ситуация, когда санкции введены против обеих этих стран. Но здесь есть принципиальная разница. С весны этого года начали активно действовать договоренности, достигнутые в ноябре прошлого года, и американцы стали смотреть сквозь пальцы на нарушения санкционных мер в отношении Ирана как со стороны Европы, так и со стороны Китая, Японии и других партнеров Иранского государства. А относительно недавно и сами американцы заявили, что некоторые санкции или снимают, или смягчают. То есть с весны идет процесс смягчения санкций против Ирана. А против России санкционные меры, наоборот, нарастают.

И Европа, и даже Соединенные Штаты заинтересованы в Иране, особенно в нынешних условиях, когда идет изоляция России со стороны США и ЕС. А Иран - серьезный партнер, огромный рынок сбыта товаров, источник углеводородов – и нефти, и газа. Но хоть Иран и является одной из первых стран мира по запасам газа, - всё, что он добывает, практически потребляется на внутреннем рынке. Инфраструктура Ирана еще не настолько развита, чтобы экспортировать газ в больших количествах. Иран немного экспортирует в Турцию, но в то же время получает газ из Туркмении. Поэтому сложности у Ирана есть, но при хороших инвестициях в эту отрасль он довольно быстро может стать серьезным экспортером. Европа это понимает и видит в иранском газе альтернативу поставкам из России.

Что касается позиции Америки по Ирану в целом, то надо отметить, что ситуация для американцев на Ближнем и Среднем Востоке очень сильно меняется. Сегодня генеральная линия администрации США заключается в том, чтобы все-таки снижать обороты конфронтации с Ираном, делать все возможное, чтобы Иран если и не стал союзником Вашингтона, то хотя бы был нейтральной для американцев страной.

В Иране тоже есть большая группа политиков, которые смотрят на Запад с энтузиазмом и заинтересованностью. Особенно таких представителей много в составе нового правительства, в бизнес-элите, - они все понимают необходимость расширения международного сотрудничества. Потому что сейчас Ирану необходимы огромные зарубежные инвестиции в основные отрасли экономики, в высокие технологии, - вообще, в большинство отраслей иранской экономики. Все эти вопросы можно решить совместно с Западом и Соединенными Штатами только за счёт иранской ядерной проблемы. 

- Почему Иран не решает вопрос необходимых инвестиций с Китаем? Наложенные на Россию санкции дали повод нам внимательнее присмотреться к этой стране в экономическом плане, в отношении технологий. Что мешает Ирану?

- У Ирана с Китаем отношения хорошие. Но Китай – страна прагматиков. Китайцы выступают, безусловно, за решение иранской ядерной проблемы, у них хорошие экономические связи с Ираном, но они всё-равно давят на Иран.

Когда в 2012 году были введены санкции и Европа во многом отказалась от иранской нефти, а такие постоянные иранские партнеры как Япония и Южная Корея сократили закупки, - это сильно ударило по экономике Ирана. Тогда и китайцы сократили закупки под давлением Соединенных Штатов. Постепенно страны-экспортеры стали наращивать объемы закупок у Ирана, но по гораздо более низким ценам – первое. И, второе - они стали расплачиваться не деньгами, а своими товарами, что Китаю выгоднее дважды. Поэтому Китай – это не та страна, которая будет заниматься безвозмездной помощью кому-то. Безусловно, китайцы получают от нынешней ситуации с Ираном определенные доходы и преимущества, ведь они в меньшей степени, чем Европа, заинтересованы в решении иранской ядерной проблемы, если говорить объективно.

Для Ирана существенная разница – инвестировать в китайские юани, или в евро и доллары. В каких объемах может закупать Китай, а в каких объемах Европа и США - это ощутимая разница.

Высокие технологии – это вопрос тоже сложный. Я не уверен, что в Китае есть такие технологии, которые на сто процентов обеспечат потребности Ирана. Иран не хочет разрывать отношения и с Китаем, и с Южной Кореей, и с Юго-Восточной Азией, и с Индией. Но сегодня китайцы, прежде всего, смотрят на Запад.

Меморандум, который Иран подписал с Москвой, - это такая хорошая игрушка для того, чтобы немножко подзадорить Европу и Соединенные Штаты и подтолкнуть их на определенные компромиссы. Буквально на днях, 9-10 сентября, в Тегеране должно состояться заседание постоянной российско-иранской правительственной комиссии по торгово-экономическим вопросам, от которой ожидают принятия конкретных решений и мер по реализации заключенных договоренностей. Пока меморандум - это соглашение о намерениях, не больше. Это, в общем, бумага. А вот как раз 9-10 сентября в Тегеране пойдет уже практическая работа. Но это всё будет после американо-иранских переговоров в Женеве, и, конечно, иранцы сыграют очень серьезную партию, выступая важным игроком на поле между Россией, с одной стороны, и Западом - с другой. Хотя, в целом, в настоящее время у Ирана возбладали прозападные тенденции.

Наталья Захарова специально для «Актуальных комментариев».

23 Сентября 2019 Новости
США ждут от Украины реализации минских соглашений
 США ждут от Украины реализации минских соглашений Спецпредставитель Госдепартамента по Украине Курт Волкер заявил, что в полной реализации минских соглашений, включая предоставление особого статуса Донбассу, заинтересована сама Украина. Об этом он сказал в интервью изданию «Гордон».
23 Сентября 2019 Новости
Тайное становится явным: украинские СМИ о роли Зеленского в президентской кампании США
 Тайное становится явным: украинские СМИ о роли Зеленского в президентской кампании США До выборов президента США остается чуть больше года, и предвыборная кампания переходит в активную фазу. Американская пресса обсуждает информацию о том, что президент США Дональд Трамп якобы давил на президента Украины Владимира Зеленского.
25 Сентября 2019 Анонс
Первая встреча Трампа и Зеленского
 Первая встреча Трампа и Зеленского 25 сентября в Вашингтоне должна пройти первая встреча президента Украины Владимира Зеленского и президента США Дональда Трампа. Украинская сторона сообщает о том, что главными темами станут: двустороннее сотрудничество, стабилизацию ситуации и прекращение войны на Донбассе.
© 2008-2018 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".