Комментарий
1830 4 сентября 2014 14:24

США ослабляют конфронтацию

Владимир Сажин востоковедВладимир Сажин

Владимир Сажин
востоковедВладимир Сажин

Представители США и Ирана встретятся в четверг в Женеве для обсуждения предстоящих переговоров по ядерной программе Исламской Республики, сообщают СМИ.

Об отношениях США и Ирана и предстоящих переговорах этих стран по ядерному вопросу «Актуальным комментариям» рассказал эксперт института Востоковедения РАН Владимир Сажин:

- Американо-иранская встреча, которая должна пройти 4-5 сентября в Женеве, будет посвящена довольно узкой, очень важной, иранской ядерной проблеме. Министр иностранных дел Мохаммад Джавад Зариф и глава дипломатии Евросоюза Кэтрин Эштон уже встречались по этому вопросу 1 сентября. Они обсуждали возможные пути решения иранской ядерной проблемы.

Ранее, в июле, в переговорном процессе был взят небольшой тайм-аут, и 18 сентября в Женеве эти переговоры возобновятся. Я имею в виду переговоры «шестерки» международных посредников, их так и называют - «Группа 5+1». Это пять постоянных членов Совета Безопасности ООН плюс Германия и Иран.

И все американо-иранские встречи, - и 1 сентября, и 4-5 сентября в Женеве, - посвящены путям решения иранской ядерной проблемы. Напомню, что 24 ноября прошлого года «Группа 5+1» и Иран договорились о совместном плане действий, который был рассчитан до 20 июня. То есть каждая из сторон - «шестерка» и Иран - брали на себя обязательства по определенным действиям, позволяющим приблизится вплотную к составлению и подписанию окончательного широкомасштабного всеобъемлющего документа, - договора по решению иранской ядерной проблемы. Но, как говорят, было составлено 50% текста этого договора, и стороны решили продолжить переговорный процесс до 24 ноября.

И сейчас, в преддверии нового этапа процесса, который должен состояться 18 сентября в Нью-Йорке, идет подготовка. Частью этой подготовки являются встреча 1 сентября министра иностранных дел с главой дипломатии ЕС и предстоящая 18-го сентября в Нью-Йорке американо-иранская встреча в Женеве. Последняя будет приурочена к проходящей там как раз в эти дни сессии Генассамблеи ООН. И в рамках именно этой ассамблеи будут проходить переговоры «Группы 5+1» с Ираном по ядерной проблеме.

- Идёт активная подготовка американо-иранской встречи 18 сентября в Нью-Йорке, но, тем не менее, США 29 августа ввели санкции против 25 человек и организаций Ирана. Чем вызваны такие противоречивые шаги?

- Действительно, в прошедшую пятницу американцы объявили о том, что вводят новый пакет санкций против Ирана. Это неконструктивно. В принципе, переговорный процесс по решению ядерной проблемы успешно идет, несмотря на все сложности, колебания и внутренние противоречия между двумя сторонами. И если уж не 24 ноября, то к концу года такой договор будет подписан, потому что все стороны заинтересованы в решении иранской ядерной проблемы. Так же как и Иран, потому что санкции, которые были введены в отношении него в 2012-м году Евросоюзом и Соединенными Штатами, принесли Исламской Республики существенные сложности.

По сути, Иран находится под санкциями буквально с момента зарождения Исламской Республики Иран, то есть с 1979-го года. Но это были  санкции относительные. В 2006-м году Совет Безопасности ООН принял резолюцию, которая начала новый санкционный этап против Ирана. И в этот раз международные санкции уже были официальные. И с 2006-го по 2010-й годы Советом Безопасности ООН были приняты четыре антииранских резолюции. Впрочем, они были больше политические и не оказали серьезного влияния ни на экономику Ирана, ни на решение иранцев продолжать свою ядерную деятельность.

А вот в 2012-м году американцы и европейцы ввели очень серьезные санкции в отношении нефти, банковской системы Ирана и иранских судов, что очень сильно ударило по иранской экономике. Встал вопрос о выживании при нынешнем режиме. Последовали определенные изменения. Иранская элита поняла, что идти дальше тем путем, которым шел бывший иранский президент Ахмадинежад, - нельзя, нужно все-таки искать контакты с мировым сообществом, прежде всего, с Соединенными Штатами и с Западом. И как раз, благодаря этому пониманию, в 2013-м году на пост президента Ирана был избран относительно либеральный политик Хасан Рухани.

В Иране пост президента – это второе лицо, первое – это Али Хаменеи, который является и главой государства, и верховным главнокомандующим, и духовным лидером. Президент исполняет обязанности премьер-министра, он формирует правительство и ведет  ежедневную практическую работу. А генеральную линию вырабатывает верховный лидер. И верховный лидер понял, что надо менять политическую ориентацию. В итоге был избран нынешний президент, который сформировал относительно либеральное, даже прозападное правительство, сменил всю команду переговорщиков по иранской ядерной проблеме. И в ноябре прошлого года начались существенные подвижки в решении этого вопроса, который не могли решить больше десяти лет.

Сейчас наступил очень выгодный момент: все заинтересованы в решении иранской ядерной проблемы, хотя и по разным причинам. И вот американцы вдруг вводят этот непонятный новый пакет санкций. В масштабах тех санкций, которые были введены в 2012-м году американцами и Европой, этот пакет санкций, конечно, ничтожен – 25 человек и организаций, плюс еще несколько пунктов. Это практически никак не влияет на Иран, это, скорее, политический акт. Всё это — показатель борьбы в американской элите, потому что не все в Америке выступают за решение иранской ядерной проблемы, за какие-то договоры с Ираном. Есть группа, которая выступает против переговоров с Ираном, против того, чтобы иранскую ядерную проблему решить дипломатическим путем. Эта группа хотела бы ещё больше затянуть удавку санкций против Ирана. А если Иран не пойдет на уступки, - то и прибегнуть к использованию военной опции. Израиль выступает с тех же позиций, он не верит новому либеральному правительству Ирана, считает, что Иран нужно давить.

После пятничных санкций иранцы заявили, что продолжат переговоры. Конечно, недовольство было выражено и президентом Рухани, и министром иностранных дел, и всеми официальными лицами. Но реально этот пакет санкций не повлияет на переговорный процесс, потому что все заинтересованы в продолжении конструктивного диалога.

- Исламское государство ведет активный диалог не только с США, но и со странами ЕС, обсуждая с ними газ. А с Россией оно недавно заключило Меморандум взаимопонимания по вопросам экономического сотрудничества. Насколько расширение международного сотрудничества Ирана может сыграть роль в предстоящих переговорах Ирана и США?

- Российско-иранский Меморандум, который был подписан 5 августа в Москве, - это очень интересный документ, особенно в связи с тем, что против России тоже приняты санкционные меры. Возникла ситуация, когда санкции введены против обеих этих стран. Но здесь есть принципиальная разница. С весны этого года начали активно действовать договоренности, достигнутые в ноябре прошлого года, и американцы стали смотреть сквозь пальцы на нарушения санкционных мер в отношении Ирана как со стороны Европы, так и со стороны Китая, Японии и других партнеров Иранского государства. А относительно недавно и сами американцы заявили, что некоторые санкции или снимают, или смягчают. То есть с весны идет процесс смягчения санкций против Ирана. А против России санкционные меры, наоборот, нарастают.

И Европа, и даже Соединенные Штаты заинтересованы в Иране, особенно в нынешних условиях, когда идет изоляция России со стороны США и ЕС. А Иран - серьезный партнер, огромный рынок сбыта товаров, источник углеводородов – и нефти, и газа. Но хоть Иран и является одной из первых стран мира по запасам газа, - всё, что он добывает, практически потребляется на внутреннем рынке. Инфраструктура Ирана еще не настолько развита, чтобы экспортировать газ в больших количествах. Иран немного экспортирует в Турцию, но в то же время получает газ из Туркмении. Поэтому сложности у Ирана есть, но при хороших инвестициях в эту отрасль он довольно быстро может стать серьезным экспортером. Европа это понимает и видит в иранском газе альтернативу поставкам из России.

Что касается позиции Америки по Ирану в целом, то надо отметить, что ситуация для американцев на Ближнем и Среднем Востоке очень сильно меняется. Сегодня генеральная линия администрации США заключается в том, чтобы все-таки снижать обороты конфронтации с Ираном, делать все возможное, чтобы Иран если и не стал союзником Вашингтона, то хотя бы был нейтральной для американцев страной.

В Иране тоже есть большая группа политиков, которые смотрят на Запад с энтузиазмом и заинтересованностью. Особенно таких представителей много в составе нового правительства, в бизнес-элите, - они все понимают необходимость расширения международного сотрудничества. Потому что сейчас Ирану необходимы огромные зарубежные инвестиции в основные отрасли экономики, в высокие технологии, - вообще, в большинство отраслей иранской экономики. Все эти вопросы можно решить совместно с Западом и Соединенными Штатами только за счёт иранской ядерной проблемы. 

- Почему Иран не решает вопрос необходимых инвестиций с Китаем? Наложенные на Россию санкции дали повод нам внимательнее присмотреться к этой стране в экономическом плане, в отношении технологий. Что мешает Ирану?

- У Ирана с Китаем отношения хорошие. Но Китай – страна прагматиков. Китайцы выступают, безусловно, за решение иранской ядерной проблемы, у них хорошие экономические связи с Ираном, но они всё-равно давят на Иран.

Когда в 2012 году были введены санкции и Европа во многом отказалась от иранской нефти, а такие постоянные иранские партнеры как Япония и Южная Корея сократили закупки, - это сильно ударило по экономике Ирана. Тогда и китайцы сократили закупки под давлением Соединенных Штатов. Постепенно страны-экспортеры стали наращивать объемы закупок у Ирана, но по гораздо более низким ценам – первое. И, второе - они стали расплачиваться не деньгами, а своими товарами, что Китаю выгоднее дважды. Поэтому Китай – это не та страна, которая будет заниматься безвозмездной помощью кому-то. Безусловно, китайцы получают от нынешней ситуации с Ираном определенные доходы и преимущества, ведь они в меньшей степени, чем Европа, заинтересованы в решении иранской ядерной проблемы, если говорить объективно.

Для Ирана существенная разница – инвестировать в китайские юани, или в евро и доллары. В каких объемах может закупать Китай, а в каких объемах Европа и США - это ощутимая разница.

Высокие технологии – это вопрос тоже сложный. Я не уверен, что в Китае есть такие технологии, которые на сто процентов обеспечат потребности Ирана. Иран не хочет разрывать отношения и с Китаем, и с Южной Кореей, и с Юго-Восточной Азией, и с Индией. Но сегодня китайцы, прежде всего, смотрят на Запад.

Меморандум, который Иран подписал с Москвой, - это такая хорошая игрушка для того, чтобы немножко подзадорить Европу и Соединенные Штаты и подтолкнуть их на определенные компромиссы. Буквально на днях, 9-10 сентября, в Тегеране должно состояться заседание постоянной российско-иранской правительственной комиссии по торгово-экономическим вопросам, от которой ожидают принятия конкретных решений и мер по реализации заключенных договоренностей. Пока меморандум - это соглашение о намерениях, не больше. Это, в общем, бумага. А вот как раз 9-10 сентября в Тегеране пойдет уже практическая работа. Но это всё будет после американо-иранских переговоров в Женеве, и, конечно, иранцы сыграют очень серьезную партию, выступая важным игроком на поле между Россией, с одной стороны, и Западом - с другой. Хотя, в целом, в настоящее время у Ирана возбладали прозападные тенденции.

Наталья Захарова специально для «Актуальных комментариев».

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".