Столичный транспорт подорожает
С 1 января 2010 года вступят в силу новые тарифы на проезд в метро и наземном общественном транспорте Москвы.
«Стоимость билета на одну поездку в метрополитене составит 26 руб. Таким образом, прирост составит порядка 18%, или 4 рубля (в 2009 году разовая поездка в метро обходилась в 22 руб. - ред.)», - сообщил сегодня источник в столичной мэрии.
«Стоимость билета на одну поездку в автобусе, троллейбусе и трамвае на 2010 год будет установлен в размере 24 руб. (в 2009 г. - 20 руб.). Прирост составит также 4 руб., или 20%», - проинформировал он.
По информации мэрии, с 1 января 2010 года цена билета на две поездки в метро увеличится с 44 до 52 руб. (на 18%), на 5 поездок - со 105 до 125 руб. (на 19%), на 10 поездок - с 200 до 240 руб. (на 20%), на 20 поездок - с 380 до 460 руб. (на 21%), сообщает агентство «Интерфакс».
«Проездной билет с лимитом поездок не более 60 будет стоить 1080 руб., или на 25% дороже, чем в 2009 году», - уточнил собеседник агентства.
В мэрии отметили, что цена билета на одну поездку, реализуемого водителем в салоне автобуса, троллейбуса и трамвая вырастет на 3 рубля - с 25 до 28 руб.
"Билет на две поездки в городском наземном общественном транспорте увеличится на 20% - с 34 до 40 руб. ", - сказал собеседник агентства.
По словам источника, цена билета на наземном транспорте с лимитом поездок не более 5 составит 90 руб. (рост на 8,4%), не более 10 поездок - 180 руб. (на 9%), не более 20 поездок - 350 руб. (почти 8%), не более 60 поездок - 700 руб. (почти 8%).
Удивляет такая позиция московских властей, которые постоянно, из года в год повышают стоимость проезда на транспорте, причём повышают, во-первых, в не зависимости от текущей экономической ситуации. То есть можно говорить, что дорожают энергоносители и т.д, но мы видим, что в результате кризиса цены на энергоносители рухнули, и, тем не менее, стоимость проезда всё равно повышают.
Второе обстоятельство, которое вызывает удивление - то, что цены постоянно повышаются гораздо больше, чем уровень инфляции. Если у нас в этом году инфляция прогнозируется на уровне 9%, то цены повышаются почти вдвое, то есть почти на 20%. Это, кстати, касается не только проезда, но и коммунальных услуг. Почему власти придерживаются такого подхода? Это большой вопрос.
Конечно, они будут приводить в защиту своей позиции различные аргументы, что федеральный центр перестал финансировать проекты метрополитена, и это так называемая инвестиционная составляющая. На самом деле за всеми этими разговорами (это свойственно не только московским властям, но вообще всем региональным властям) стоит нежелание оптимизировать расходы и работать более эффективно. В принципе, московское метро, если не брать строительство новых станций, - это структура, которая окупается, и очень даже неплохо, потому что там достаточно высокая платёжная дисциплина, и пройти зайцем практически невозможно.
Я думаю, рано или поздно такое не совсем корректное и экономически обоснованное поведение московских властей и руководства транспортных компаний попадёт в сферу внимания представителей гражданского общества. И рано или поздно деятельность транспортной системы Москвы, которая очень непрозрачна (что там происходит, может сказать только человек, который находится внутри этой системы), всё-таки будет поставлена под гражданский контроль.
Я думаю, что тогда вопрос эффективности функционирования, эффективности расходования средств будет решён в положительном ключе, и граждане будут меньше платить за проезд и получать услуги такого же высокого качества.