Статья
15 Марта 2012 19:30

«Стратегия-2020» предполагает рост пенсионного возраста

«Стратегия-2020» предполагает рост пенсионного возраста
Фото: Shutterstock

Эксперты, работающие по поручению правительства Российской Федерации над обновлением стратегии социально-экономического развития России до 2020 года (Стратегия-2020), представили 14 марта окончательную версию доклада.

В феврале 2011 года правительством Российской Федерации и экспертным сообществом во главе с НИУ ВШЭ и РАНХиГС были созданы экспертные группы по самым разным направлениям социально-экономического развития страны – от пенсионной реформы до преодоления транспортной разобщенности, от реформирования общественного сектора до векторов социально-экономической интеграции на постсоветском пространстве России.

В документе представлены меры по реформированию образования, здравоохранения, рынка труда, жилищной политики, налогового сектора и т.д. Эксперты «Стратегии-2020» подготовили сценарии развития макроэкономической ситуации в России и в мире, в которых представили основные приоритеты экономического развития на ближайшее десятилетие.

«Стратегия-2020» базируется на двух основаниях – новой модели экономического роста и новой социальной политике. Очевидно, что второе (новая социальная политика) невозможно без первого (экономического роста), отмечают авторы документа.

Разработанная в «Стратегии-2020» система мер по реформированию социальной политики потребует «бюджетного маневра» – частичной смены приоритетов в расходах бюджета. Его смысл – достижение большей сбалансированности расходов между целями поддержания стабильности в краткосрочном периоде и финансовым обеспечением целей развития, говорится на сайте «Стратегии-2020».

Авторы стратегии рассчитали минимальные макроэкономические параметры для реализации важнейших задач России. Это рост ВВП РФ от 5% в год и снижение инфляции до уровня ниже 5%.

В докладе говорится, что дефицит федерального бюджета сократится к 2020 года до 0,4% ВВП, если российские власти согласятся на бюджетный маневр «плюс 4 минус 2». Речь идет о росте госфинансирования развития инфраструктуры и человеческого капитала на 4% ВВП к 2020 году при сокращении неэффективных и избыточных расходов минимум на 2% ВВП уже к 2014 году, излагает основные пункты доклада ПРАЙМ-ТАСС.

Бюджет все также планируется рассчитывать, исходя из цен на нефть. В 2012 году расчетной должна стать цена 105 долларов за баррель, затем она будет снижаться до 95 долларов за баррель в 2015 году. По мере диверсификации экономики и источников дохода бюджета бюджетные правила поменяются.
Нефтяные сверхдоходы следует вновь сохранять в специальных фондах, как это было до кризиса 2008-2009 годов, считают авторы стратегии. Резервный фонд они рекомендуют наполнить до уровня 6% ВВП, что позволяет финансировать в течение трех лет снижение цен на нефть на 20%.

Эксперты также предложили повысить минимальный капитал банков до 1 миллиарда рублей с 2013 года и до 3 миллиардов рублей к 2020 году. В настоящее время минимальный капитал для действующих банков составляет 180 миллионов рублей.

Авторы доклада продвигают идею не наращивать налоговую нагрузку на бизнес. Это приводит к ухудшению делового климата, «бегству от налогов», расширению зоны неформальной экономики. Увеличение налоговой нагрузки на труд противоречит общемировой тенденции, когда для повышения конкурентоспособности экономики налоговая нагрузка на труд и капитал снижается, а на потребление - растет, считают они.

В частности, речь идет о страховых взносах, которые ввели вместо отмененного в 2010 году Единого социального налога (ЕСН) и увеличили их ставки с 26% до 34%. По оценке авторов стратегии, из-за этого выросла доля теневых зарплат. Эксперты полагают, что переход к страховым взносам лишь усложнил администрирование, не обеспечивая сбалансированности пенсионной системы.

Сейчас максимальный тариф страховых взносов составляет 30%, в докладе предлагается оставить его на уровне 20-22% (такая ставка сейчас действует для некоторых видов бизнеса). Также авторы доклада предлагают властям рассмотреть вопрос о возврате к ЕСН, передав его администрирование ФНС.
Авторы стратегии затронули тему необходимости повышения пенсионного возраста, составляющего сейчас 55 лет для женщин и 60 для мужчин, что ниже, чем в большинстве стран Европы. Такие возрастные рамки являются практически самыми низкими в Европе, однако и продолжительность жизни в РФ ниже среднеевропейского уровня.

Авторы стратегии отмечают, что население стареет, и сохранение в незыблемости границ пенсионного возраста де-факто означает существенное сокращение трудовой жизни. Они предлагают повысить пенсионный возраст для обоих полов до 63 лет к 2030 году. Делать это предлагается не единомоментно – по полгода в год для женщин, по три месяца в год для мужчин, пока возраст не выровняется. Наряду с этим предлагается постепенно увеличить стаж, после которого работник может претендовать на получение трудовой пенсии, с 5 до 15-20 лет.

  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".