Свидетельство военных преступлений
Украинская армия во время военных действий на востоке страны применила запрещенное оружие. К такому выводу пришла международная правозащитная организация Human Rights Watch, которая провела расследование на территории Донецкой области. Согласно международной конвенции, эти действия нарушают законы ведения войны и могут рассматриваться как военное преступление.
Согласно заключению всемирной неправительственной организации, украинские военные в октябре 2014 года использовали кассетные боеприпасы. Эти данные были получены в результате недельного расследования на территории военных действий. В докладе уточняется, что атаке подверглись жилые районы Донецка. По сообщениям HRW, как минимум в 12 населенных пунктах, где до сих пор продолжаются столкновения повстанцев и правительственных сил Украины, использовалось запрещенное оружие.
«Использование кассетных боеприпасов в населенных районах нарушает законы войны и может являться военным преступлением вследствие того, что это оружие поражает без разбора», — сообщается в докладе. «Это шокирует — видеть, что оружие, которое запретили большинство стран, активно используется на востоке Украины», — заявил Марк Хизнэй, представитель HRW. «Украинские власти должны немедленно взять на себя обязательство не использовать кассетные боеприпасы и присоединиться к конвенции, запрещающей их», — добавил он.
Согласно расследованию, в результате 12 инцидентов, зафиксированных организацией, от применения кассетных боеприпасов погибло по меньшей мере 6 человек, десятки получили серьезные ранения. Как сообщается в докладе, реальное число жертв, вероятно, значительно больше. Однако точное количество пострадавших от использования кассетных боеприпасов в некоторых случаях определить невозможно, поскольку на территории жилых районов использовалось сразу несколько типов взрывного оружия.
По сообщениям организации, также невозможно точно определить, кто именно ответственен за все инциденты. Однако большая часть улик указывает на применение запрещенного оружия украинскими военными. «Хотя было невозможно с точностью определить, кто был ответственен за многие из этих нападений, улики указывают на то, что ответственность за ряд нападений с применением кассетных боеприпасов в Донецке несут украинские правительственные силы», — говорится в заявлении.
Кассетные боеприпасы содержат от десятка до нескольких сотен мелких мин и бомб различного назначения, которые разбрасываются и взрываются при попадании в землю, покрывая большие территории. Многие из суббоеприпасов длительное время остаются неразорвавшимися, что увеличивает риск смертей среди гражданского населения. Территория, подвергшаяся атаке кассетных боеприпасов, нуждается в обязательном обследовании саперами.
Использование кассетных боеприпасов подверглось критике правозащитных организаций за высокий процент летальности среди мирного населения и было запрещено международной конвенцией в 2010 году. На сегодняшний день 114 стран присоединились к соглашению, запрещающему использование данного вида оружия.
Правительство Украины на данный момент не подтвердило и не опровергло применение кассетных боеприпасов на востоке страны. По сообщениям организации, антиправительственные силы также могут быть ответственны за применение кассетных боеприпасов в ряде инцидентов.
Напомним, что накануне организация Amnesty International также обвинила стороны конфликта в военных преступлениях. В частности, в докладе отмечалось проведение внесудебных казней на территории Донбасса со стороны и украинских военных, и бойцов антиправительственных сил.
Фото: ТАСС / Зураб Джавахадзе
Принцип работы кассетных боеприпасов заключается в том, что один носитель — ракета или бомба — несет много небольших контейнеров, каждый из которых наполнен поражающими элементами, шарикоподшипниками, маленькими шариками металла. И при взрыве основного носителя эти контейнеры разлетаются на большое расстояние и потом подрываются сами. Таким образом, образуется очень большая площадь поражения.
Международная конвенция, к которой присоединились очень многие страны, запрещает применение таких боеприпасов, как наносящих чрезмерный поражающий эффект, что имеет негативные последствия, потому что очень часто в зону поражения попадает мирное население.
Применение украинцами этих боеприпасов подтверждалось и раньше, однако они сами этого так не признали. Теперь правозащитная организация это признала, и мы будем говорить, что это нарушение конвенции. Но позиция международной общественной организации Human Rights Watch не имеет обязательного характера. Она имеет лишь моральную силу, поскольку пользуется большим уважением.
Что касается отношения России к заявлениям Human Rights Watch, когда организация делает какие-то заявления, совпадающие с нашей позицией, мы тоже выказываем ей уважение. Когда она делает заявления, не совпадающие с нашей позицией, мы обвиняем Human Rights Watch в необъективности, потому что она льет воду на мельницы наших противников.
Но для официальной Украины это неприятная новость, для украинских войск в том числе, потому что это подрывает их моральный имидж. Большинство стран Евросоюза присоединились к этой конвенции, и они примут этот факт во внимание. Конечно, информация о применении кассетных боеприпасов не будет способствовать улучшению имиджа Украины в Европе.
Организация Human Rights Watch сделала обычный для нее стилистически выверенный доклад, где констатируется, что конфликт носит очень жестокий характер, и обе стороны нарушают гуманитарные нормы и законы войны. Естественно, каждая сторона — и украинская, и ее противники — упирают на вывод относительно своих противников, но не себя, и наоборот.
Я думаю, что какого-то прямого воздействия это заявление иметь не будет. Тем более, что это общественная организация, которая не принимает решений и не правомочна ничего делать. Но то, что там всякое творится, и так было понятно, и на Западе в том числе.
Однако сейчас на Западе доминирует точка зрения, что события на Украине в первую очередь разгорелись якобы по вине Москвы, которая в конфликт теми или иными способами вмешивалась, его раскочегаривала. И даже если украинские военные применяли кассетные боеприпасы, то все равно считается, что исходная причина — это российское вмешательство, все остальное, к сожалению, — уже проявления гражданской войны.
Что касается последствий данного доклада для Украины, возможно, какие-то будут, и это можно использовать в информационной работе.
И более того, Украина уже утратила тот прекрасный образ, который был еще несколько месяцев назад. На Западе многие разочарованы тем, что там происходит, не столько в смысле военных действий, а в смысле того, ради чего все затевалось. Это не решило проблему ни коррупции, ни управленческого аппарата.
Украина в очередной раз подтверждает репутацию страны, где позитивные перемены почему-то не происходят. В этом смысле дополнительное появление негативной информации имидж Украины не украшает никак. Но опять-таки, сейчас пока что главная ответственность с точки зрения Европы лежит на России. Какая бы ни была Украина, главное, что Россия дестабилизирует обстановку и тем самым несет ответственность за это.
Я особенно хочу подчеркнуть, что кассетные боеприпасы использовались обоими сторонами конфликта. Их использование было зафиксировано как со стороны правительственных сил, так и со стороны ополченцев. Но действительно по результатам только что свершившейся недельной поездки на восток Украины двух наших исследователей был задокументирован целый ряд случаев использования кассетных боеприпасов по Донецку. И это именно те случаи, когда у нас есть все основания полагать, что эти удары нанесли именно украинские силы.
Это было выяснено в частности по результатам изучения опросов свидетелей. Наши исследователи нашли людей, которые видели момент запуска ракет. Также мы сделали выводы по результатам осмотра воронок и фрагментов остатков боеприпасов, по наблюдению полёта боеприпасов, которые нам удалось восстановить. Да, действительно, есть такие случаи, и далеко не все они задокументированы. По некоторым из них мы можем сказать, что со всей очевидностью здесь кассетные удары наносились именно украинскими силами.
Мы обратились к украинским властям с призывом немедленно прекратить использование кассетных боеприпасов, а также присоединиться к международному договору, который в принципе запрещает их применение. С точки зрения международного гуманитарного права, кассетные боеприпасы нельзя использовать в населённых районах, потому что ущерб для гражданского населения фактически неизбежен. По законам войны воюющие стороны как раз должны делать всё возможное для того, чтобы минимизировать такой ущерб. Но при этом уже более сотни, а именно 114 государств сами добровольно присоединились к международной конвенции, которая запрещает кассетные боеприпасы. Нам бы очень хотелось в этом широком списке стран в самом ближайшем будущем увидеть, собственно, и Украину, и Россию.
Мы отправляли официальное письмо с просьбой прояснить эту ситуацию: или опровергнуть, или подтвердить имеющуюся информацию.
Пока ответ на наш официальный запрос ответ от представителей украинской стороны мы не получили. Ждём этого ответа. Более того, наш генеральный директор Кеннет Рот планирует поездку на Украину для проведения встречи с высокопоставленными официальными лицами. В частности, для обсуждения этого вопроса и вопросов о применении неприцельного оружия, такого как «Град», по населённым районам и ущерба для гражданского населения. Мы планируем обсуждать, что должна сделать Украина в целях минимизации ущерба для гражданского населения. Его поездка на данный момент планируется на декабрь. И либо до поездки в Киев, либо сразу после поездки в Киев он также на несколько дней приедет в Москву для проведения встреч с официальными лицами в России.
Если говорить о реакции со стороны представителей Евросоюза, то я хочу подчеркнуть, что этот доклад выслан только ночью по российскому времени. Он получил широкое освещение как в прессе, так и в дипломатических кругах. Мы надеемся на реакцию, на то, что наши рекомендации, наш призыв к украинским войскам немедленно прекратить применение кассетных боеприпасов и расследовать, наказывать все подобные будущие инциденты, будет подхвачен европейскими партнёрами Украины и США. Необходимо, чтобы эти государства использовали всё своё влияние на украинскую власть и донесли такую рекомендацию до нее. Это на самом деле очень важно.
Дело в том, что боевая часть реактивного снаряда содержит в себе десятки или даже сотни, в зависимости от типа оружия, мелких боеприпасов, которые далее могут разрываться сразу, а могут детонировать уже через некоторое время. И непредсказуемо когда — через день, через год. То есть они просто остаются в земле и в любой момент могут разорваться. И таким образом, это не только неприцельное оружие, потому что боеприпасы накрывают достаточно широкую площадь размером с футбольное поле, но они ещё приносят некий вред, растянутый во времени.
То есть человек может случайно через полгода после совершения удара просто задеть несдетонировавший ранее боеприпас и погибнуть. Скажем, подобные случаи, например, мы документировали в Грузии во время войны 2008 года. Особенно в сельской местности, где в полях они могут оставаться надолго.
Как мы говорим в своём новом докладе, посвящённом непосредственно использованию кассетных боеприпасов на востоке Украины, имеют место нарушения гуманитарного права из-за произвольной направленности и неприцельности данного оружия, и может иметь место военное преступление. Но для того, чтобы установить, имело ли оно место на самом деле, необходимо дополнительное расследование.
Военные преступления — это уже не наш мандат. Должен быть установлен, в первую очередь, его преднамеренный характер. И в данном случае мы как раз надеемся на то, что власти Украины будут эту ситуацию расследовать и с этим вопросом разбираться. Мы не говорим о том, что военные преступления были. Мы говорим о том, что применение кассетного оружия в населённых районах является нарушением законов войны и может быть квалифицировано международным судом как военное преступление при определённых условиях.
Мы, безусловно, будем работать и с другой стороной — с антиправительственными войсками на юго-востоке Украины, которые, по нашему заключению, также могли применять кассетные боеприпасы.
Если вы посмотрите на то, как наша организация освещает конфликт на востоке Украины, надо сказать, что наша методология ничем не отличается от того, как мы освещаем вооружённые конфликты в других точках мира. Мы документируем нарушение со стороны всех участников конфликта.
У нас опубликованы материалы, которые касаются нарушений со стороны правительственных сил, украинских сил. Опубликованы материалы, которые касаются нарушений и таких очевидных военных преступлений, как заложничество, пытки, внесудебные казни, казни пленных со стороны пророссийских ополченцев. И мы очень внимательно будем отслеживать то, как применяется кассетное вооружение, кассетные боеприпасы в формированиях пророссийских ополченцев. Как быстро мы можем сделать соответствующие материалы? Больше всего хочется надеяться, что обе стороны конфликта прекратят применение оружия, которое настолько деструктивно для гражданского населения.
Мы планируем дальнейшую работу на востоке Украины — очень интенсивную по этой проблеме и многим другим вопросам. Учитывая нынешнюю тяжкую ситуацию, восток Украины — один из наших безусловных рабочих приоритетов на сегодняшний день.
В Грузии фиксировалось применение массовых боеприпасов. Мы действительно документировали конкретные случаи и поднимали достаточно большой шум по этому поводу, у нас вышли очень жёсткие материалы. Исчерпала ли себя проблема, потому что закончились боевые действия, или в результате нашего вмешательства, я сказать не могу.
В принципе, мы верим, для этого и работаем — для привлечения внимания к таким ситуациям и к реальному вреду, который причиняется гражданским лицам из-за использования этого оружия. Единственный способ изменить эту ситуацию — остановить подобные практики. Это не тот метод ведения войны, который в данном случае допустим.
Формально кассетные боеприпасы не являются запрещённым оружием ни для Украины, ни для России, поскольку соответствующую конвенцию, к которой присоединились многие страны Европы, эти страны не подписывали. Поэтому формальных юридических последствий от этого заявления правозащитной организации Human Rights Watch для Украины не будет никаких.
Более того, после Советского Союза подобного оружия на территории России и Украины осталось навалом, поэтому его используют обе стороны конфликта на территории Донбасса. Это было замечено и ранее.
Здесь возможны имиджевые последствия для Украины со стороны Евросоюза, но что касается юридических, как я уже сказал, эта конвенция ни к чему украинские военные силы не обязывает.