Статья
2709 9 июля 2020 12:01

Табак, лекарство и обувь: как в России проходит обязательная маркировка товаров

С 1 июля 2020 года в России введена обязательная маркировка некоторых типов товаров средствами идентификации. Маркировка стала необходимой для обуви, лекарства и табачной продукции. Идут эксперименты по ее внедрению и на другие типы товаров. «Актуальные комментарии» о том, как проходит процесс и какие скрывает сложности и преимущества.

Система маркировки введена по решению Президента и Правительства для борьбы с незаконным оборотом продукции. 

В ходе маркировки каждому товару присваивается индивидуальный двухмерный код в формате Data Matrix. Его наносят в заводских условиях на упаковку. Код позволяет проследить маршрут продукции от заводского станка до витрины магазина или аптечного прилавка.

С помощью бесплатного мобильного приложения «Честный знак» потребитель теперь может получить всю информацию об интересующем товаре. Отсканировав код, он узнает срок годности, страну-производителя и точный состав.

На официальном сайте государственной системы маркировки и прослеживания «Честный знак» регулярно проходят мастер-классы и вебинары, на которых производителям рассказывают все нюансы про обязательную маркировку.

Требования по маркировке распространяются на производителей, импортеров, дистрибьюторов, оптовую и розничную торговлю, а также на аптеки и медицинские организации. Нарушение может повлечь штрафы.

На онлайн-конференции, прошедшей 6 июля, заместитель главы Министерства промышленности и торговли России Виктор Евтухов сообщил, что система маркировки лекарств и обуви работает без сбоев.

Изначально обязательная маркировка лекарств должна была стартовать с начала этого года. Но было принято решение о ее переносе, — уточнил замминстра.

Также он добавил, что маркировка лекарств демонстрирует отличные показатели и выразил надежду, что процессы по маркировке будут проходить благоприятно и в дальнейшем.

Как сообщил ТАСС представитель крупнейшего боснийского фармпроизводителя «Босналек», предприятие уже передало дистрибьюторам партию маркированных лекарств. По информации директора фирмы по правовым и корпоративным вопросам Льва Думчева, маркировка не повиляла на стоимость товара для потребителя.

«Компания „Босналек“ уже оповестила основные — крупные и не только — аптечные сети о наличии на складах дистрибьюторов лекарственных средств, готовой промаркированной продукции, готовой к отгрузке в сети, и проинформировала о конкретных сериях данных товаров» — сообщил топ-менеджер.

«Нанесение кодов маркировки никоим образом не повлияло на отпускные цены производителя, что, конечно, является несомненным плюсом и положительным моментом ввода данного процесса», — отметил Думчев в ходе онлайн-конференции в понедельник, 6 июля.

Почти 98% бюджетных медорганизаций страны на сегодняшний день зарегистрированы в системе маркировки лекарств. О преимуществе данной системы рассказал представитель оператора маркировки на территории РФ.

«Маркировка позволяет продемонстрировать, по сути, виртуальный склад в разрезе конкретных препаратов, субъектов РФ, понять, где есть риски потенциального дефицита тех или иных лекарств, и до населения эти препараты своевременно довести», — заявил руководитель Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ) Михаил Дубин.

Напомним, в 2017 году стартовал пилотный проект по маркировке лекарственных средств. В конце 2019 года для ряда препаратов начала действовать обязательная маркировка. С 1 июля 2020 года вводится обязательная маркировка для всех видов лекарств.

Более 90% торговых точек, продающих табачные изделия, на сегодняшний день уже имеют доступ к системе маркировки табака. Данной информацией поделился советник департамента по корпоративным вопросам и коммуникациям JTI в России Александр Лаврентьев в ходе онлайн-конференции в минувший понедельник.

Также он сообщил, что с 1 июля продажа немаркированных сигарет запрещена. С переходом на новую систему, по сути, весь документооборот с поставщиками и потребителями продукции производители табака будут осуществлять в электронном виде. Сбоев в системе электронного оборота, со слов Лаврентьева, зафиксировано не было.

На 6 июля по данным Центра развития перспективных технологий в системе маркировки было зарегистрировано 88092 табачные компании.

Напомним, к 2024 году в России будет создана единая национальная система маркировки и отслеживания товаров.

Минпромторг РФ призывает крупные предприятия участвовать в пилотных проектах по маркировки.

Со слов замминистра ведомства Виктора Евтухова, от прохождения пилотного этапа зависит многое. Это позволит заранее понять, как будет протекать процесс и заблаговременно подготовиться к нему.
Чиновник не исключил, что по итогам экспериментов может быть отложено начало обязательной маркировки для отдельных видов товаров.

Союз производителей молока уже оценил примерные затраты на маркировку продукции. Первый год, по их расчетам, внедрение маркировки обойдется производителям в 61,3 миллиарда рублей. И эти средства будут направлены только на печать кода в типографии. Но существуют и прочие затраты. Для нанесения и считывание маркировочного кода понадобится машинное зрение. Кроме того, предстоит интеграция в единую электронную систему.

В настоящее время уже стартовали тесты по различному нанесению маркировки на молочную продукцию. Чиновники намерены выбрать самые экономичные из вариантов. Для удобства в эксперименте участвуют представители различных по масштабу предприятий. По оценке директора ЦРПТ, для малых производителей, чей производственный объем не превышает 10 тонн молока в сутки, маркировочное оборудование может обойтись в 10 —15 тыс. рублей.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".