Статья
2722 31 марта 2011 0:03

Битва за кадры и инвестиции

В Магнитогорске под руководством Медведева прошло заседание комиссии по модернизации экономики.

Главной темой были заявлены вопросы подготовки и работы инженерных кадров. Однако президент начал заседание с вопросов развития бизнеса, госкомпаний и обсуждения инвестклимата в целом.

Дмитрий Медведев обозначил факторы, мешающие нормальной работе коммерческих и госструктур и в  итоге озвучил целый ряд инициатив по улучшению инвестклимата в России.

Прежде всего, президент назвал коррупцию главным врагом развития экономики. «Коррупция остается фактором, который влияет на общеэкономическую ситуацию. Хватка коррупции не ослабевает - она держит за горло всю экономику», - заявил Дмитрий Медведев на заседании комиссии.

«Результат очевиден - деньги бегут из нашей экономики», - подчеркнул он. При этом, по его словам, только рост инвестиций обеспечит создание новой экономики и даст людям творческую, высокооплачиваемую работу.

Здесь президент внес предложение, касающееся противодействию корруции. Он поручил генпрокурору Юрию Чайке в мае этого года ввести особый механизм рассмотрения жалоб на действие и бездействие госорганов по обвинению в коррупции.

Этот механизм, по словам президента, должен предусматривать не только проверку информации - такие обязанности уже сейчас есть у Генеральной прокуратуры. Должна предусматриваться «обязательная публикация результатов проверки этой информации, если в этом была заинтересованность лица, обратившегося с соответствующим предложением», - подчеркнул глава государства. Президент РФ добавил: «Если в течение определенного срока количество жалоб на действия соответствующей структуры не уменьшается, руководители должны нести персональную ответственность за действия своих сотрудников. И это должно быть учтено в законопроекте».

Кроме того теперь появится возможность корректировать законы, мешающие развитию бизнеса. «Минэкономразвития будут предоставлены полномочия вносить в Минюст предложения об отмене ведомственных актов, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской, инвестиционной деятельности. Минюст уже будет обязан требовать от ведомств, которые приняли такие антипредпринимательские акты, их немедленно отменить», - заявил Дмитрий Медведев.

Он отметил, что инвесторы постоянно ставят в вину властям невозможность стабильного ведения бизнеса из-за непредсказуемости принимаемых решений и действий отдельных государственных ведомств. Глава государства согласился с тем, что во многих ситуациях это является реальной проблемой. Как отметил Медведев, эту норму придется включить в закон о правительстве и в другие нормативные акты. «Ни для одного федерального ведомства не будет никаких исключений», - подчеркнул он. Медведев напомнил, что в правительстве уже рассматривается законопроект, который дает возможность предъявлять претензии к качеству услуг, оказываемых органами госвласти, и вводит жесткие меры ответственности к плохо работающим чиновникам.

Кроме того, Дмитрий Медведев поручил своей администрации подготовить указ об обязательном предварительном обсуждении нормативных документов ведомств с бизнес-ассоциациями и профсоюзами.

Еще один важный вопрос, который беспокоит бизнес - размер страховых взносов.  Говоря об условия ведения бизнеса  России, президент признал, что ставка страховых взносов на уровне 34% «может оказаться непосильной для многих видов деятельности». В связи с этим он поручил правительству до 1 июня подготовить предложения «по возможному механизму снижения обязательных страховых взносов с 1 января 2012 года». Для этого, сказал президент, как минимум, потребуется снижение расходов на госзакупки и изменение шкалы страховых взносов.

Президент сообщил также на комиссии, что с мая текущего года в каждом федеральном округе РФ специального института инвестиционного уполномоченного. В его задачи «войдет оказание содействия компаниям в реализации частных инвестиционных проектов, прежде всего при взаимодействии инвесторов с органами исполнительной власти».

Дмитрий Медведев рассказал также что перед создаваемым в России фондом прямых инвестиции, ставится задача привлечь капитал на сумму в пять раз превышающую объем самого фонда. Президент отметил,  что из фонда будут финансироваться «вложения средств со стороны зарубежных фондов, крупных компаний в значительные, с точки зрения российской экономики, инвестиционные проекты». «Государство не должно принимать участие в управлении таким фондом и обязано гарантировать свой выход из капитала компаний где-то через семь-восемь лет, может быть, чуть больше», - сказал Медведев.

Президент пообещал лично контролировать выполнение мер, необходимых для улучшения инвестиционного климата в стране.

«У меня нет иллюзий, что будет просто все это реализовать, но сделать это нужно, и работа будет продолжена. О результатах этой работы я буду принимать доклады, а после этих докладов - необходимые решения», - заявил Медведев.

Президент подчеркнул, что Россия испытывает дефицит в иностранных и отечественных инвесторах. «Нам нужно доверие и заинтересованность и отечественных, и иностранных инвесторов. Что мы сегодня наблюдаем? К сожалению, мы наблюдаем дефицит этого доверия», - сказал Медведев.

Он подчеркнул также, что инвестиционный климат в стране «очень плохой». «Деньги бегут из нашей экономики: в возможность безопасной и успешной предпринимательской деятельности верят не так много людей, как нам бы хотелось, доверяют не так много предпринимателей, и мы с этим мириться больше не можем - ни я, ни правительство РФ», - сказал Медведев.

Он отметил, что пока страна не будет привлекательной для частной инвестиционной деятельности, не будет решена главная задача: качество жизни людей не будет улучшено, а именно это является целью деятельности любого руководителя государства.

«Только рост инвестиций обеспечит создание новой экономики, творческую высокооплачиваемую работу нашим людям, стало быть, сделает наше общество богаче и, что немаловажно, - свободнее; укрепит тем самым материальную основу безопасности и демократического развития Российской Федерации», - сказал Медведев.

Что касается непосредственно кадровой тематики, то здесь президент также внес ряд предложений, касающихся подготовки инженеров в России.

Он поручил кабинету министров повысить нормативы финансирования подготовки студентов инженерных специальностей. По словам Медведева, в прошлом году он своим указом учредил именные стипендии для молодых инженеров оборонно-промышленного комплекса. «Думаю, будет справедливым поддержать подобным образом подающих надежды будущих специалистов и в первую очередь осваивающих инженерную науку по приоритетным направлениям модернизации и технологии развития», - сказал президент.

В ходе заседания президент также заявил, что технические вузы должны изъять всю непрофильную деятельность из образовательного процесса, а тем, кто не хочет с ней расставаться, предложил закрывать учебное заведение.

«Я абсолютно уверен в том, что технические вузы должны быть абсолютно профильными. Всю непрофильную деятельность оттуда нужно изъять, а тот, кто не хочет с ней расставаться, пусть тогда закрывается или преобразуется в гуманитарный вуз», - сказал Медведев.

Он также добавил, что необходимо провести аттестацию всех институтов и университетов, которые «заявляют о своей готовности учить инженерным специальностям». «Кстати, для меня было удивительным то, что в дипломе сегодня не пишется слово "инженер". Я не очень понимаю, кого мы тогда готовим, это кто тогда?» - заметил президент.

Участники совещания пояснили, что готовятся специалисты. На это глава государства, вспомнив свою встречу со студентами, которая прошла накануне, сообщил, что рассказал историю о том, как гордятся своим именем и титулом инженеры в других странах. «А мы, видимо, в силу определенного восприятия инженерной специальности в 90-е годы все это изъяли. Я не знаю, снимает ли это с вузов часть ответственности, но надо признаться, что престижа этой уважаемой профессии это явно не добавляет. То есть мы стыдливо называем их как-то иначе», - сказал Медведев.

Он подчеркнул, что в каждом государственном вузе следует создать наблюдательные советы. Так, по его словам, руководители предприятий смогут повлиять на образовательную политику, а государство сократить разрыв между образованием и производством.

Президент РФ также добавил, что по университетам необходимо регионам дать дополнительные полномочия. Кроме того, по его словам, следует внимательно изучить, насколько программы обучения в технических вузах состыкованы с переоснащением Вооруженных сил РФ. «Это особенно актуально в связи с ростом расходов на нашу оборонку», - добавил президент РФ.

Тема подготовки инженерных кадров особую популярность приобрела на прошлой неделе.  Дмитрий Медведев провел 23 марта совещание, посвященное проблематике обеспечения отечественной промышленности квалифицированными инженерно-техническими кадрами. Прозвучала тогдакритика и неожиданные предложения. Так, президент отметил, что «несмотря на ежегодный выпуск почти 200 тысяч инженеров, цифра не маленькая, тем не менее, эксперты говорят о дефиците квалифицированных кадров, квалифицированных инженеров».

Медведев еще раз дал понять, то такое количество юристов и экономистов стране просто не нужно. Поэтому, по его словам, профильные технические вузы не должны осуществлять платную подготовку студентов по непрофильным специальностям.

«Я считаю, в профильных вузах вообще нужно запретить подготовку (студентов) на непрофильные специальности, даже за деньги, или минимизировать это (сведя) к условным позициям», - заявил Дмитрий Медведев.

Президент также заявил о необходимости ввести для студентов практику на производстве и в конструкторских бюро, которая до сих пор является необязательной и предложил перепрофилировать часть платных вузов в стране в профессионально-технические учебные заведения.

«Студенческая практика, например, на производстве и в конструкторских бюро, - она до сих пор не является обязательной, и зачастую молодой человек на третьем, четвертом курсе нигде не был, обладая только сугубо теоретическими знаниями, а это в общем никуда не годится», - сказал, Дмитрий Медведев.

Президент также отметил, что нужно «повернуться к профессионально-техническому образованию», подчеркну, что именно заинтересованные бизнес-структуры должны разрабатывать стандарт образования.

«Часть этих самых платных учебных заведений можно было бы просто превратить в профессионально-технические учебные заведения, заведения среднего специального образования», - сказал президент.

Президент также затронул тему мотивации. Он подчеркнул, что требуется поощрять научно-техническое творчество молодежи, привлекать их к работе на малых предприятиях, которые создаются при вузах для освоения новейших технологий и «погружения в азы ведения бизнеса».

Все эти инициативы получили поддержку у экспертного сообщества. Так, доктор политических наук Александр Ципко заявил «Актуальным комментариям», что внимание к техническому образованию очень своевременно.

Аналогичное мнение выразил редакции заместитель декана факультета политологии ВШЭ Леонид Поляков. «Мы, действительно, остро нуждаемся в специалистах технических отраслей. Этот дефицит, прежде всего, должен покрывать отечественными ВУЗами», - отметил Поляков. По его словам, без корректировки, которую предлагает Медведев, страна может оказаться через 5-10 лет вообще в очень критической ситуации реального дефицита профессионально подготовленных специалистов в научно-технических областях.

Эксперты убеждены, что необходимо поднимать престиж этих профессий.

По мнению Ципко, возвращение престижа техническим специальностям во многом зависит от обеспечения, уровня зарплаты и предлагаемых перспектив.

Поляков в свою очередь отметил, что поднимать престиж этих профессий «возможно за счет того, чтобы эти специальности были востребованы».

Уже сегодня можно сказать, что практически все экспертов рекомендации экспертов, скорее всего, будут учтены.

Так, накануне заседания комиссии по модернизации в Магнитогорске помощник президента Аркадий Дворкович отметил, что инженер в среднем должен получать 60 тысяч рублей в месяц (сегодня его зарплата от 15 до 50 тысяч рублей). Тогда у молодого специалиста, к примеру, будет возможность решить жилищный вопрос, рассчитавшись за ипотеку. Еще одним способом решения жилищного вопроса для инженеров , по мнению Дворковича, может быть программа «Молодая семья», которая может помочь молодым специалистам в течение двух-трех лет после трудоустройства.

«Другого серьезного решения мы пока не видим, не считая, конечно, тех решений, которые предлагают сами компании, если они заинтересованы в специалистах»,- сказал Дворкович.

Кстати, как отметил директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, многие отечественные компании «заинтересованы в том, чтобы получить уже готовый продукт». Эксперт сказал «Актуальным комментариям», что уже сейчас есть кафедры, которые дельно создаваемые компаниями. «Эти компании платят специальную стипендию студентам, так как заинтересованы, чтобы лучшие кадры попали именно к ним». По мнению специалиста, на данный момент во многих отраслях инженеры очень востребованы. В связи с модернизацией он прогнозирует рост спроса на технические специальности.

Правда, не все эксперты столь оптимистичны. В прессе высказываются мнения, что в России пока не так много современных предприятий, которые могли бы формировать спрос на квалифицированных инженеров.

Однако нельзя отрицать, что инженерное образование ныне считается стратегическим. Ведь модернизация и инновация — вот два ключевых слова, определяющих тренд развития России.

Не случайно, в последние годы по данным Минобрнауки, российские вузы снизили набор на бюджетное отделение общественно-гуманитарных факультетов. Был увеличен набор на 20-60 процентов по таким укрупненным группам специальностей, как «Информационная безопасность», «Геодезия и землеустройство», «Авиационная и ракетно-космическая техника», «Информатика и вычислительная техника».

Да и не могут технари отрицать наличие президентской поддержки. Накануне заседания комиссии по модернизации Дмитрий Медведев провел встречу с преподавательским составом и студентами технических вузов в одном из лучших и крупнейших образовательных заведений страны - московском энергетическом институте (МЭИ).

Президент, по большому счету, постарался вдохнуть жизнь в отечественный автопром, которому достается так много крики. На встрече Медведев отметил, что считает возможным создание в России конкурентоспособного отечественного автопрома.

«Я считаю, что мы вполне можем создавать свои автомобили, которые будут конкурентоспособными», - сказал Медведев на встрече со студентами технических вузов в Москве.

Конечно, для этого будут просто необходимы специалисты технических профессий.

И для них, судя по всему, разработана еще одна мотивация. По крайней мере, для сильной половины человечества, которая обладает техническим складом ума. Так, Дмитрий Медведев заявил, что считает нецелесообразным забирать в армию выпускников техникумов, которые собираются поступать в вузы после окончания профессионально-технического заведения.

«Если студент техникума впоследствии поступает в университет, прерывать такое образование действительно было бы неправильным», - сказал Медведев на встрече со студентами и преподавателями технических вузов, отвечая на вопрос, возможна ли отсрочка от службы в армии для выпускников техникумов.

Безусловно, предстоит решить еще множество проблем, чтобы вернуть технарям былой престиж и востребованность. Однако часть пути в этом направлении уже пройдено. Проблема определена, намечены пути ее решения. «Эта тема возникала каждый раз, практически на каждом заседании комиссии как одна из ключевых», - сказал Дворкович, уточнив, что потребность в инженерах составляет «десятки тысяч человек».

При этом вряд ли остается сомнение, что для решения обозначенной проблемы потребуется время. Росчерком пера инженеров конструкторские бюро и цеха не вернуть. Как, в общем-то, не восстановишь за один день и работу самих предприятий, которые по требованию современных реалий должны выпускать конкурентоспособную продукцию.

Одним словом, при решении обозначенной проблемы упираешься в вопрос количества, как в старые добрые времена, а вопрос качества. И для этого потребуется время и терпение.

Так экономист Андрей Кобяков считает, что ключевым вопросом остается вопрос образования. Как он отметил в беседе с корреспондентом «АК», необходимо восстановить и преподавательский комплекс, который тоже за это время очень сильно и сократился и пострадал качественно, так как многие преподаватели также как и практикующие инженеры уходили реализовываться в другие сферы из-за крайне низких зарплат. «Поэтому объективно эта картина выглядит достаточно серьезно, и вряд ли здесь можно что-то решать в самые короткие сроки. В стратегическом плане этот вопрос связан с комплексом задач по восстановлению нормального инженерного образования», - отметил он.

Эксперт высказал предположение, что многие вопросы по восстановлению технического образования должны решаться в тесном взаимодействии с бизнесом, поскольку одно государство не в состоянии будет серьезным образом повлиять на престиж этой специальности.

Президент Института Национальной стратегии Михаил Ремизов в свою очередь высказал мнение, что необходима специальная программа, связывающая воедино науку, промышленность и образование. «Надо перейти от существующей модели, когда наука, промышленность и образование существуют по отдельности и изолировано друг от друга к системе, при которой эти сферы были интегрированы. Это касается научно-технического направления», – отметил «АК» Ремизов.

По его словам, в затронутом вопросе, как ни странно, есть и политическая составляющая. «Вопрос состоит в том, что сегодня на уровне высокого политического руководства и корпораций и государственных ведомств, министерств, разного рода структур инженерные компетенции, компетенции технологов - не востребованы», - пояснил он.

По его словам, проблема технического образования в России должна решаться не только снизу, со стороны условной системы профессионально-технических училищ или ВУЗов, но и сверху, со стороны спроса именно на инженерные квалификации на высшем уровне управления государством и корпорациями.

Комментарии экспертов

Часть инициатив, которые были озвучены президентом, уже были представлены, и в принципе, он их актуализировал. Та часть, которая касается снижения налоговых сборов и снижению налогового бремени крайне важна. Особенно для тех видов деятельности, которые являются инновационными или высокотехнологичными. Речь о преференциях для них идет давно.

Идею по поводу предоставления преференций по страховым взносам тоже лоббируют давно. Пока обсуждается целые группы компаний -  речь идет об аптечных сетях, о компаниях с высокотехнологической составляющей, социально значимых объектах.

Что касается предложений, связанных со снижением государственного участия в бизнес-структурах, в том числе и выводом из совета директоров госпредставителей, то есть госрегуляторов  - эта идея тоже уже озвучивалась.

Другое дело, что представители государства продолжают находиться в совете директоров крупных компаний. В некоторых случаях, они даже возглавляют совет или входят сразу в несколько.

Например, глава Минфина Алексей Кудрин входит как минимум в два, если не в три совета директоров, не считая других аффилированных компаний,, которые могут влиять на конъюнктуру.

На мой взгляд, госпредставители как таковые должны в компании присутствовать в совете директоров, так как компании должны представлять интерес государства. Другое дело, что это могут быть не обязательно чиновники высокого уровня. То есть речь идет о министрах, о вице- премьерах, которые не должны входить в совет директоров компаний.

Поэтому в целом идея здравая, связанная с тем чтобы разделить регуляторов и компании. Однако при этом, на мой взгляд, необходимо сохранить государственный интерес. Поэтому необходимо придумать схему – кто будет представлять в таких компаниях государство.

Вполне возможно, интересы государства могут представлять руководители научно-исследовательских институтов, например. Есть практика, когда их назначают в качестве независимых директоров, а фактически они активно поддерживают и пытаются проводить интересы государства. Это могут себе позволить непосредственно представители «Росимущества». Одним словом, нужно выработать схему и уяснить – кто будет представлять  интересы государства.

В своем выступлении президент опять поднял вопрос коррупции. Эта проблем обсуждается часто как одна из первостепенных. Понятно, что необходимо ввести какой-то эффективный механизм, который бы отслеживал не только доходную часть чиновников, но и расходную. Конечно, надо переходить на электронную систему расчетов, чтобы минимизировать прикосновение инвестора, собственника компании с регулятором.

Особо следует отметить инициативу о создании фонда прямых инвестиций. Президент о такой необходимости говорил неоднократно. Предложение создать фонд было представлено еще летом Министерством экономического развития. Но реализовать этот проект сложно. Сейчас рассматриваются варианты, как фонд будет организован. Напомню, что пока был выбран вариант, связанный с использованием «Внешэкономбанка», сохраняя государственный капитал. Достаточно здравая идея. Самая интересная часть заключается в том, кто возглавит и войдет в первое управление и сможет стимулировать интерес инвесторов.

Президент в Магнитогорске затронул две очень важных и актуальных темы. Это позиция по единому социальному налогу и необходимость улучшения инвестиционного климата.

Очевидно, что успех социальных программ и повышение качества жизни зависят, в первую очередь, от динамичного развития экономики. Инвестиции – это не абстракция финансового рынка, не источник спекуляций. Инвестиции - это новые предприятия, производящие конкурентоспособную продукцию. А значит – новые рабочие места, доходы в бюджет, перспектива для людей. Мы говорим именно об этом. И сегодня необходимо внимательно проанализировать барьеры, которые отпугивают серьезных инвесторов, и оперативно решить эти вопросы – и на уровне законодательства, и на уровне регионального и муниципального управления.

Что касается страховых взносов, то действительно, их корректировка позволила получить дополнительные средства для модернизации здравоохранения. Не секрет, что наша медицина сегодня нуждается в ресурсах – и для ремонта и переоборудования клиник, и для повышения зарплат врачам и медсестрам. Но также очевидно – и с этим к нам неоднократно обращались различные общественные организации, - что повышение взносов легло тяжелым бременем на малый и средний бизнес. Оно сдерживает его развитие. Поэтому важно, не отказываясь от поддержки здравоохранения и иных социальных программ, искать другие источники средств. Найти баланс: дать жизнь бизнесу и иметь возможность решать социальные вопросы.

Это, конечно, очень тяжелая проблема, потому как старые инженерные кадры, составлявшие костяк кадрового корпуса к моменту начала реформ в России, сегодня практически уже не существуют. Часть из них благополучно вышла на пенсию, а другая часть в тяжелые 1990-е годы, по-видимому, оставила свою специальность и уже давным-давно реализовала себя в других сферах и плоскостях, и восстановить их работоспособность, я думаю, не представляется никакой возможности. Разве что в пределах статистической погрешности, может быть 1 или 2% и  вернутся, но и это практически невозможно.

Что касается подготовки новых кадров, то мы знаем, что в силу сокращений потребности в инженерных профессиях в 1990-е годы многие ВУЗы уже также перепрофилировались, да и престижность получения этого образования была близкой к нулю. Поэтому качество подготовки инженеров резко упало за счет сокращения качественного контингента поступающих в технические ВУЗы, а полученные дипломы использовались как угодно, но только не по назначению. Так что думаю, что всерьез рассчитывать на эти новые кадры серьезных оснований нет.

Естественно, какой-то процент неплохо подготовленных специалистов мы за это время получили, но это гораздо меньше тех потребностей, которые реально на сегодняшний день существуют.

Ключевой и основной вопрос – это, конечно, вопрос образования. Важнее всего восстановить все известные образовательные учреждения с высокими стандартами. Так же, по-видимому, необходимо восстановить и преподавательский комплекс, который за это время очень сильно и сократился, и качественно пострадал, потому что многие преподаватели (так же, как и практикующие инженеры) уходили реализовываться в другие сферы из-за крайне низких зарплат, которые были в высшей школе. Поэтому объективно эта картина выглядит достаточно серьезно, и вряд ли здесь можно что-то решить в короткие сроки.

Поэтому, в стратегическом плане это все вопрос, связанный с комплексом задач по восстановлению нормального инженерного образования. Это и вопрос престижа, и вопрос зарплат преподавателей, и вопрос распределения. И хотя слово «распределение» кого-то еще пугает с советских времен (тогда это было для многих скорее страшилкой-пугалкой, что после ВУЗа три года надо где-то отработать), то сейчас, я думаю, проблема - прямо противоположная. Сейчас многие выпускники были бы счастливы, если бы им гарантировали работу после окончания ВУЗа. Ну и, как мне кажется, многие вопросы должны решаться в тесном взаимодействии с бизнесом, поскольку одно государство будет не в состоянии серьезным образом повлиять на престиж инженерной специальности, если руководители бизнеса не делают все, чтобы поднять уровень благосостояния этих инженерных работников.

Вопрос образования цен на рынке труда – вот ключевой вопрос, который, к сожалению, для России всегда является мучительным. У нас предприниматель почему-то считает, что последнее, что он должен делать – это повышать зарплаты своим работникам. Поэтому это неумеренное стремление к повышению прибыли здесь и сейчас – оно напоминает свинью под дубом из известной басни Крылова с соответствующими выводами. Да, желудей сейчас можно наесться вволю, но надо позаботиться, чтобы эти желуди были еще и завтра, и послезавтра.

Ну и плюс во многом забытые идеи государственно-частного партнерства. Я думаю, что в рамках этих программ государство может прямо вводить определенные целевые значения для зарплат инженерных кадров, и так далее. Никакого другого пути здесь не существует. И поэтому решать этот вопрос можно, конечно, с помощью каких-то показательных полигонов в виде Сколково. Но я думаю, что в масштабах страны эта проблема может быть решена только лишь гораздо более системными и радикальными изменениями в том, что касается рынка труда и зарплат на нем.

Совершенно очевидно, что экономика, в которой преобладает сырьевая составляющая, – не самый перспективный путь для России. Единственное, что поможет экономике не просто выстоять в кризисное время, а развиваться в долгосрочной перспективе – это новые технологии, создание новых видов продукции. В это нужно вкладывать деньги. 
 
Пока основной поток инвестиций идет в сырьевые отрасли, или в те отрасли, которые непосредственно обслуживают сырьевую экономику,например, в металлургию. Для того, чтобы привлечь инвесторов, нужно создать для них благоприятный климат, в том числе, информационный. Потенциальные инвесторы зачастую опасаются вкладывать в Россию потому, что у нашей страны в западной прессе плохой имидж. Конечно же, это мешает нам. 
 
Информационная среда информационное пространство, то, как мы выглядим в глазах иностранных инвесторов, – важная составляющая инвестклимата страны. Но есть и другие составляющие – ограничение административного давления, благоприятный налоговый режим, для инвесторов, подготовка кадров, либерализация уголовного законодательства, борьба с коррупцией, препятствующей инвестированию в страну. Нам нужно к этому стремиться, у нас пока много проблем. 
 
То, о чем говорит президент, – единственная возможность обеспечить поступательное развитие российской экономики. Очень хорошо, что сейчас на это обращается первоочередное внимание. Время силовых модернизаций, которые Россия переживала в 18 и 20 веках, закончилось. Сейчас возможна только интеллектуальная, творческая модернизация, обусловленная благоприятным климатом в стране, а не административным давлением. 

Президент России предложил десять мер по улучшению инвестиционного климата в нашей стране, по устранению барьеров, тормозящих развитие предпринимательства.

Так, необходимо на законодательном уровне закрепить особый порядок реагирования компетентных органов на заявления граждан, в которых содержатся данные о возможных коррупционных действиях чиновников. Такой механизм должен быть максимально прозрачным.

Создание условий для привлечения инвестиций, в том числе иностранного капитала, в российскую экономику – одна из наших приоритетных задач. Правительству поручено до 15 мая 2011 года внести в Государственную Думу законопроект, устраняющий избыточный контроль в отношении кампаний, работающих в стратегических секторах экономики России. После внесения соответствующего законопроекта мы рассмотрим его без промедления.

Депутаты Государственной Думы, безусловно, примут самое непосредственное участие в реализации этих и других озвученных инициатив. Особое внимание мы сосредоточим на вопросах, требующих законодательного сопровождения.

Президент Дмитрий Медведев обозначил первоочередные шаги по улучшению инвестиционного климата в России. Он сформулировал десять конкретных мер по улучшению инвестиционного климата в стране. В числе названных президентом мер, в частности, снижение ставки «пенсионных» отчислений уже в будущем году (сегодня она составляет 34%), создание особого механизма разбирательства по жалобам на коррупцию в органах государственной власти с публикацией в СМИ, а также жесткое наказание тех, кто препятствует бизнесу и другие. 
 
Напомню, что ранее Дмитрий Медведев выделил три составляющих инвестиционного климата: нормативные акты, поведение чиновников и нормальная судебная система, которая способна защитить предпринимателей. По каждому из этих направлений необходимо предпринимать определённые шаги, которые способны защитить эффективный бизнес, расширить его возможностей выхода на внешние рынки. При этом особое внимание он уделил необходимости дальнейшего совершенствования налоговой политики. 
 
Как известно, в основе новой налоговой стратегии лежат механизмы для решения трех основных задач. Первая – гарантировать безусловное выполнение социальных обязательств перед гражданами страны. Вторая - продолжить модернизацию реального сектора экономики и ключевых элементов инфраструктуры. И третья - сохранить макроэкономическую стабильность. 
 
Говоря о текущих законопроектах, которые сегодня находятся в портфеле комитета, отмечу, прежде всего, те, которые призваны создать благоприятные условия для налогоплательщиков, занятых в инновационных сферах производства. В данном случае, этим задачам отвечает проект федерального закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, в части формирования благоприятных налоговых условий для инновационной деятельности». 
 
Это важный закон, который создаст благоприятные налоговые условия для осуществления инновационной деятельности в стране. Организации, которые эффективно используют новейшее технологическое оборудование – получат льготы по налогу на имущество сроком на три года в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность. 
 
С 1 января 2009 года начал действовать порядок, в соответствии с которым налогоплательщик вправе расходы на НИОКР включать в затраты с повышающим коэффициентом 1,5, что соответственно уменьшает налогооблагаемую базу. 
 
В целях равномерного учета расходов на НИОКР налогоплательщику предоставляется право на основании утвержденных им программ самостоятельно принимать решение о создании резерва расходов на НИОКР, отражая соответствующее решение в учетной политике для целей налогообложения. Кроме этого, законом устанавливается освобождение от налога на прибыль и налога на доходы физических лиц доходов, получаемых от реализации долей участия в уставном капитале и акций российских организаций высокотехнологичного, инновационного сектора экономики, при условии, что на дату реализации они непрерывно принадлежали налогоплательщику более пяти лет. 
 
Также напомню, что в целях усовершенствования порядка амортизации нематериальных активов и создания условий, направленных на развитие научно-технической и инновационной деятельности, и внедрения результатов такой деятельности, в конце прошлого года принят Закон, предусматривающий сокращение сроков амортизации нематериальных активов.
 
Речь идет об исключительных правах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, микросхемы, программы для ЭВМ, базы данных, а также секреты производства (ноу-хау).Теперь срок амортизации по этим активам, имеющим большое значение для развития научно-технической и инновационной деятельности, будет устанавливаться налогоплательщиком самостоятельно, но не менее двух лет. Закон будет способствовать развитию научно-технической и инновационной деятельности, коммерциализации ее результатов, приобретению и внедрению новых технологий путем использования нематериальных активов в хозяйственном обороте. Предусмотрено и освобождение от налога на прибыль организаций, осуществляющих образовательную и медицинскую деятельность. 
 
В марте текущего года Государственной думой принят закон, направленный на повышение эффективности государственных программ поддержки субъектов малого и среднего бизнеса. Он устанавливает особый порядок учёта субсидий, получаемых субъектами малого и среднего предпринимательства в соответствии с Законом «О развитии малого и среднего предпринимательства». В частности, такие субсидии предлагается отражать в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществлённым за счёт этого источника, но не более двух налоговых периодов со дня их получения. 
 
Недавно в комитет поступил законопроект о патентной системе налогообложения. В целом, его целью служит налоговое стимулирование развития малого предпринимательства на основе совершенствования упрощенной системы налогообложения индивидуальных предпринимателей. Предусматривается постепенное сокращение сферы применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Налогоплательщики освобождаются от представления декларации в налоговые органы. Они смогут самостоятельно вести учет доходов в специальной учетной книге, которая представляется в налоговые органы при уплате оставшейся стоимости патента. Уже с 2012 года в каждом муниципалитете предприниматели смогут получить патент на оказание услуг, и им не придется платить налог на имущество, подоходный налог и НДС (кроме НДС на импорт). 
 
Как известно, в стратегии инновационного развития страны выделено несколько ключевых задач, которые необходимо решить для создания благоприятного инновационного климата в стране. Одна из них - это воспитание «инновационного человека», способного создавать новейшие технологии. Определенную лепту в решении этой задачи и способны решить тысячи квалифицированных специалистов, наших соотечественников, миллионы которых проживает за пределами России. Среди них немало талантливых инженеров, врачей, учителей, менеджеров, фермеров и разных специалистов, работающих в свое время в сфере науки и промышленного производства, и которые по ряду, независящих от них причин, оказались там невостребованными. Их знание и опыт сегодня очень бы нам пригодились. 
 
Принятый депутатами Госдумы в марте 2011 года во втором чтении законопроект «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ, и в закон о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» - как раз и поможет им реализовать свой созидательный потенциал в российских регионах. В частности, законопроект устанавливает 13-процентную (вместо 30-процентной) налоговую ставку в отношении дохода, получаемого от осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами, переселившимися к нам на постоянное место жительства. Ранее, тридцати процентное налоговое бремя лежало на плечах переселенцев в период первых 183 дней их пребывания в нашей стране. Также они будут освобождены от уплаты государственных пошлин за регистрацию по месту жительства. 
 
Все эти нормативы, а также ряд новых, которые поступят к нам в комитет, реально работают на создание условий для привлекательного инвестиционного климата в России. Мы должны четко уяснить, что только рост инвестиций обеспечит создание новой экономики и даст людям творческую и высокооплачиваемую работ. И для реализации этих планов создается реальная бюджетная основа. По прогнозам Всемирного банка, в России нулевой дефицит бюджета вполне достижим к 2012 году. 

Специальная программа подготовки инженерных кадров необходима, конечно, так как даже при существующем достаточно низком уровне спроса промышленности на инженерные специальности, по отдельным позициям наблюдается явный недобор кадров.

Я думаю, что необходима программа, которая была бы сквозной для науки, промышленности, образования. Надо перейти от существующей модели, когда наука, промышленность и образование существуют по отдельности и изолировано друг от друга ( именно в сфере научно-технического знания) к системе, при которой эти сферы были интегрированы.

В частности, это может означать акцент на развитие отраслевых ВУЗов. У нас, допустим, есть дискуссия о том, необходимо ли нам возвращаться к практике ПТУ или делать ставку на высшие технические ВУЗы. На мой взгляд, есть резон и в том и в другом. С одной стороны, необходимы специалисты разных уровней и квалификаций. С другой, стороны не хочется спускаться так массово с высокого уровня образования на среднетехнический. Кроме того не хочется молодежи показывать тупиковую траекторию, когда они получили среднетехническое образование и дальше никаких перспектив.

Возможно в рамках именно интегрированных систем, в рамках отраслевых ВУЗов создать просто разные уровни квалификации с последующими возможностями повышения квалификации. Это будет означать, что человек получивший среднее техническое образование, не оказывается в карьерном тупике, в котором он до конца жизни будет буксовать. Он просто переходит на определенную ступень, и через какое-то время сможет, не выходя из отрасли, не отрываясь от производства перейти на следующую ступень. То есть, необходимы определенные модели непрерывного образования в рамках отраслей и предприятий.

Схожие вопросы нужно будет решать и на более высоком уровне квалификации. Проблема интеграции образования и науки касается не только осуществления технологии производства, но и практико-ориентированной науки.

Но кроме того, когда речь заходит о повышении престижа инженерных специальностей, как ни странно, есть момент сугубо политический. Вопрос состоит в том, что сегодня на уровне высокого политического руководства и корпораций и государственных ведомств, министерств, разного рода структур инженерные компетенции, компетенции технологов не востребованы.

То есть, условно говоря, у нас всем управляют на высшем уровне специалисты по контролю финансовыми потоками, силовики или юристы. Эти позиции во властной среде, в высшем истеблишменте четко зафиксированы и устоялись.

А вот позиция технолога, позиция инженера, генерального конструктора именно на уровне топ-менеджмента не оформлена. И это очень серьезная издержка управленческой философии. С этой издержкой связаны многие наши неудачи в том, что касается развития наукоемких предприятий, например неспособность ВПК ( военно-промышленный комплекс) уже производить определенное качество продукции. Это обусловлено в том числе и с вымыванием из высшего руководства ВПК специалистов инженерного профиля. Техногенные аварии типа аварии на Саяно-Шушинской ГЭС во многом объясняются тем, что на уровне высшего руководства долгое время недооценивались инженерно-технологические кадры.

На мой взгляд, проблема технического образования в России должна решаться не только снизу со стороны условной системы профессионально-технических училищ или ВУЗов, но и сверху, со стороны спроса именно на инженерные квалификации на высшем уровне управления государством и корпорациями.

В данном случае для того, чтобы сделать профессию инженера престижной необходимо продемонстрировать, что эта специальность востребована на высшем уровне власти. Мы постоянно жалуемся, что у нас переизбыток юристов, финансистов в образовательной системе. Но что видят люди, которые принимают решение о будущей профессии – они видят, что на уровне топ-менеджмента представители именно этих специализаций преобладают. И даже не смотря на то, что большая часть людей никогда не вступит в этот круг топ-менеджеров, но именно этим руководствуются при выборе профессии.

Что касается мотивации для государственной власти, которой нужно изменить подход, мне кажется, это - понимание того, что еще немного, и мы не будем справляться даже с технической сложностью существующих инженерных систем, а не только созданием новых.

Общеизвестно, что инвестиции во всем мире влияют на ход модернизации, и президент России Дмитрий Медведев ведет эту тему последовательно. Он начал с серьезных преобразований в законодательстве, и сегодня эта работа проведена: мы поддержали малые инновационные предприятия и вузовскую науку. Я знаю множество реальных примеров серьезных разработок, сделанных малыми инновационными предприятиями при вузах.

Второй очень важный момент – правила игры крупных компаний должны быть более открытыми. Во всех таких компаниях у государства 51% акций, но не всегда мы, россияне, знаем, что там происходит. А это тоже очень важный момент в части повышения инвестиционной привлекательности России. И, наконец, третий важнейший момент – либерализация уголовного законодательства. Это тоже системная мера, которую контролирует президент, добиваясь результата.

19 апреля 2017 Новости  Зюганов раскритиковал работу правительства Лидер КПРФ Геннадий Зюганов раскритиковал работу правительства РФ, подчеркнув, что оно работает "очень слабенько". При этом его критика прозвучала после оптимистичного отчета премьер-министра Дмитрия Медведева в Госдуме. 19 апреля 2017 Новости  Медведев пообещал ипотечникам помощь Работа по оказанию помощи ипотечным заемщикам, в том числе валютным, будет продолжена, но акцент сделают, прежде всего, на тех, кто попал в сложную жизненную ситуацию. Люди должны сами заранее просчитывать все риски, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев. 19 апреля 2017 Новости  Медведев пообещал снижение ключевой ставки ЦБ Снижение ключевой ставки ЦБ в будущем возможно. Политика Банка России в этом направлении будет продолжена, но действовать надо максимально аккуратно, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев, выступая с отчетом в Госдуме.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".