Статья
2799 20 апреля 2011 13:30

Россия не должна быть слабой

Премьер-министр России Владимир Путин выступил в Госдуме с отчетом правительства за 2010 год и определил приоритеты исполнительной власти на 2011 год.

Россия видит, как ненавязчивые советы ряду европейских стран по выстраиванию экономической политики превращаются в угрозу их суверенитету, и не допустит такого для себя, заявил премьер РФ Владимир Путин.

«Урок (глобального финансового экономического кризиса) для всех нас заключается в том, что экономическая и государственная немощь, неустойчивость к внешним шокам неизбежно оборачиваются угрозой для национального суверенитета», - сказал Владимир Путин, выступая в Госдуме с отчетом о деятельности правительства.

Как отметил премьер, «в современном мире, если ты слаб, обязательно найдется кто-то, кто захочет приехать или прилететь и недвусмысленно порекомендовать, в какую сторону тебе двигаться, какую политику проводить, какой путь выбирать».

«Такие, с виду вполне доброжелательные, ненавязчивые советы, за которыми на самом деле стоит грубый диктат и вмешательства во внутренние дела независимого государства. И все мы это прекрасно понимаем», - сказал Путин, напомнив о трудностях, с которыми столкнулись, в частности, Исландия, Греция и Португалия, вынужденные запросить у ЕС экстренную финансовую помощь.

Премьер поблагодарил все парламентские партии «за консолидированную позицию в этом вопросе».

Правительство России гарантирует выполнение всех социальных обязательств перед гражданами страны в любых условиях, заявил премьер.

«Россия по Конституции - социальное государство, и в любых условиях, в любой ситуации мы не откажемся от своих социальных обязательств перед гражданами», - сказал Владимир Путин.

«Правительство это гарантирует», - заверил он.

Он напомнил, что и в период кризиса правительство «не уклонялось от ответственности за положение дел в стране и наоборот, взяло всю эту ответственность».

Премьер РФ также заявил, что России не нужны эксперименты, основанные на неоправданном либерализме и социальной демагогии.

«Стране необходимо десятилетие устойчивого, спокойного развития. Без разного рода шараханий, необдуманных экспериментов, замешанных на неоправданных подчас либерализме или, с другой стороны, на социальной демагогии», - сказал премьер, выступая с отчетом о деятельности правительства в Госдуме.

По его словам, «ни то, ни другое нам не нужно, потому что и то, и другое будет отвлекать от развития страны».

Владимир Путин подчеркнул также, что «мы должны сберечь гражданский и межнациональный мир, поставить преграды любым попыткам расколоть и рассорить наше общество».

России нужен массовый средний класс.

«Нам нужно закрепить тенденции к стабилизации численности населения страны, обеспечить всем гражданам доступ к качественным услугам здравоохранения и образования, гарантировать достойные пенсии, сформировать массовый средний класс», - сказал Владимир Путин.

Премьер также призвал усилить борьбу с коррупцией, которая тянет страну назад.

«Нам надо повышать качество экономики и инвестиций, снижать зависимость от экспорта сырья, укреплять банковскую систему. Нужна эффективная поддержка предпринимательства. Подавление коррупции, которая тянет нас назад и деморализует общество», - сказал Путин.

Премьер-министр РФ Владимир Путин заявляет о необходимости технологического развития России для притока долгосрочных инвестиций.

Выступая в Госдуме, он подчеркнул, что спрос на квалифицированные рабочие руки, на хорошо подготовленных рабочих и инженеров должна формировать сама экономика.

«Здесь вновь встает вопрос о характере нашего дальнейшего экономического роста. Убежден, нам необходимо запустить новую волну индустриального, технологического развития России, создать условия для притока долгосрочных, «умных» инвестиций и передовых технологий», - сказал Путин.

Премьер-министр заявил об отсутствии иных альтернатив в условиях, когда стоит задача обеспечения конкурентоспособности и востребованности российского «человеческого потенциала».

Россия к 2020 году должна войти в пятерку крупнейших экономик мира, заявил премьер-министр РФ.

«За предстоящее десятилетие надо увеличить производительность труда минимум в 2 раза. А в ключевых отраслях российской экономики - в 3-4 раза. Поднять долю инновационной продукции в общем объеме производства с сегодняшних 12% до 25-35%. По объему ВВП Россия должна войти в число пяти ведущих мировых экономических держав», - сказал он.

По ВВП на душу населения, по словам Путина, Россия должна достичь к 2020 году уровня более $35тысяч на человека. «Это выше, чем сегодняшние показатели таких стран, как Франция и Италия», - отметил он.

Впервые задача о вхождении российской экономики к 2020 году в пятерку крупнейших экономик мира ставилась Минэкономразвития в 2007 году в концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года.

Очевидно, что обогнать первые четыре страны в период до 2020 года России будет очень сложно. Поэтому задача заключается в том, чтобы стать крупнейшей экономикой в Европе (при расчете ВВП по ППС) и не дать себя обогнать Бразилии.

В своем выступлении премьер обозначил целый ряд задач, которые необходимо решить. Говоря, в частности о развитии военного комплекса, Владимир Путин сообщил, что приоритет будет отдаваться оснащению армии современными средствами ВВС и ПВО.

---

Госдума выделила на отчет правительства три часа парламентского времени. Впрочем, ограничивать во времени заседание никто не собирается. По традиции оно может стать долгим.

Каждая из четырех фракций Государственной думы подготовила по пять вопросов для премьера. То есть руководителю правительства предстоит ответить на 20 вопросов.
 
Сообщается, что по регламенту Госдумы, премьер-министр может не давать ответы на них в своем выступлении, но обязан предоставить ответы в письменном виде на выступлении.
 
Уже известны темы, которые намерены обсудить депутаты и какие вопросы намерены задать премьеру.
 
Так, «Единую Россию» интересуют преимущественно вопросы социальной направленности. Напомним, что президент Дмитрий Медведев на минувшей неделе во время выступления на Азиатском форуме заявил, что Россия считает приоритетом выполнение социальных обязательств перед гражданами страны.
 
Эксперты считают, что у России есть для этого все необходимые ресурсы. Так, по мнению сопредседателя Совета по национальной стратегии Иосифа Дискина, акцентировать внимание на социальных аспектах очень комфортно. «Ближайшие 10 лет будут десятилетием растущего спроса на не только нефтегазовые, но и другие источники сырья, на продукты первого передела, которые в достаточной степени развиты в нашей экономике», - отметил эксперт «Актуальным комментариям».
 
Именно вопросы по социальной сфере и намерены задать единороссы председателю правительства. По сообщению СМИ, внимание будет акцентировано на совершенствовании системы профессионального образования и заработной платы учителей. Речь пойдет о проделанной работе и планах на будущее.
 
Также речь пойдет о механизмах, способных повысить благосостояние молодых семей и помощи ветеранам.
 
Есть вопросы и об инфраструктуре в сельской местности и механизме сбора средств за оплату коммунальных услуг.
 
Основной темой списка вопросов Владимиру Путину от КПРФ стал гособоронзаказ.
 
Вопросы от фракции ЛДПР затрагивают различные аспекты развития экономики страны. Представители либерал-демократов намерены обсудить вопросы борьбы с коррупцией, в том числе в сфере госзакупок, а также акцентировать внимание на проблеме  вывоза капитала заграницу, о налаживании в стране новых производств и т.д.
 
Список вопросов от «Справедливой России» опубликован не был.
 
Стоит отметить, что после выступления премьера представители каждой парламентской фракции могут обозначить свою позицию относительно отчета, дать оценку работе правительства и задать еще по три дополнительных вопроса премьеру.
 
Насколько продуктивная такая модель общения премьера с  парламентариями, стоит ли ждать прорывных  решений?  Свою точку зрения  «Актуальным комментариям» высказали эксперты. Они сходятся во мнении, что публичное обсуждение деятельности правительства – не только дань европейской политсистеме, но и продуктивный механизм.
 
Так, заместитель  декана факультета политологии ВШЭ  Леонид Поляков отметил, что Россия заимствовала современную демократическую  политсистему у развитых демократий, в том числе европейских. И в этом смысле  - публичная отчетность, по его словам,  - «дань той самой европейской традиции, на  которую мы в построении ориентируемся». При этом, по его словам, важно, что даже несмотря на то, что в Госдуме большинство принадлежит политической партии, председателем которой является премьер, Путин отчитывается.
 
«Хотя понятно, что поддержка правительством премьеру в Госдуме обеспечена априори, но сама процедура имеет смысл, потому что если этого не делать, то тогда вообще никто не будет знать ничего – как правительство считает, как оценивает само свою работу, что оно сделало», - отметил Поляков.
 
Он высказал предположение, что такой отчет  – значимое событие, так как появляется такая традиция. «К тому же на будущее не гарантировано, что Госдума всегда будет состоять из таких компонентов как сегодня, могут быть случаи, когда не будет такой доминирующей партийно-политической силы, тогда действительно отчет правительства будет превращаться в событие и в очень серьезную борьбу политическую», - сказал Поляков.
 
По его словам, отчетное заседание - важный шаг на пути укоренения традиции политической демократии в России и парламентаризма, его очень важной роли не только законодателя, но некоего контролера, надзора над исполнительной властью.
 
Директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко считает, что необходимы некие преобразования, чтобы смысл подобного рода выступления обрел большую значимость. «Смысл подобного рода выступления обретут только в ситуации ответственного перед парламентом правительства.  То есть, когда весь состав правительства утверждается парламентом, каждый министр отдельно. Может быть. деловых министров имеет смысл, чтобы назначал президент. Все остальное хорошо бы, чтобы делегировались парламентом», - считает эксперт.
 
Комментируя основные направления деятельности правительства, эксперты отметили, что в будущем будет уделяться внимание социальным аспектам.
 
Минченко добавил, что в период кризиса внимание руководства было сконцентрировано по большому счету на двух задачах – финансовой стабилизации и о сохранение и даже повышении социальных выплат. «Развитием экономики правительство в силу понятных причин не занималось. Поэтому, на мой взгляд, этот социально-популистский крен сохранится вплоть до выборов», - сказал он, отметив, что на данном этапе важно уже сейчас начать вырабатывать повестку на следующий цикл. «Нас ждет длинное шестилетие президентства и длинный пятилетний парламент», – пояснил Минченко.
 
Поляков также считает, что  в будущем акцент будет сделан на социальных обязательствах и программах.
 
По его словам, несмотря на то, что в правительстве есть сторонники того, что в интересах экономического развития необходимо сдерживать социальные амбиции и скорее направлять существующие бюджетные средства на улучшение инфраструктуры, диверсификацию экономики, есть понимание значимости социального аспекта. «Мы пока не можем позволить себе такую, условно говоря, китайскую стратегию – наплевать на социальные обязательства и все бросить на улучшение экономического климата и  экономический рост», - считает политолог.
 
Как отметил Поляков, учитывая именно избирательный год, акцент будет сделан  на социальных обязательствах. «Потому что смысл экономики только в одном – насколько комфортнее, насколько богаче все люди живут», - резюмировал эксперт.
Комментарии экспертов
Я на самом деле крайне аккуратно отношусь к идее социального государства и не являюсь ее поклонником. Прекрасно понятно, что Владимир Путин во время отчета правительства, зачитанного в Госдуме, выступал, скорее, как лидер «Единой России». Его выступление  в парламенте было похоже на предвыборную кампанию, и в общем-то это логично. Путин сказал именно то, что хочет услышать российский избиратель.
 
Сейчас модно противопоставлять программу Путина программе Медведева, и в парламентском выступлении премьера есть элемент политической игры. Но что важно, те структуры, которые позиционируются как интеллектуальный штаб Медведева, предлагают провести демократизацию, а потом либеральные реформы. По сути, большинство населения вовсе не одобряет эти реформы, и Путин, я абсолютно убежден, с такой программой, которую он предложил сегодня имеет гораздо больше шансов победить на президентских выборах, чем условный кандидат, который будет предлагать программу модернизации, изменение трудового кодекса и что-то там еще. Ведь людям не понятно все это, а вот социальное государство – простая для понимания идея.
 
Еще раз скажу, что я сам не являюсь поборником идеи социального государства, я  убежден, что у нас для этого  слишком развиты нахлебнические настроения в обществе. Но я понимаю, что Путин как лидер партии выступил, в общем-то, с тем проектом, который, я думаю, вполне способен помочь ему выиграть как минимум парламентские выборы, а потом, вероятно, президентские. В обществе существует серьезный запрос на социальное государство, поэтому как не удивительно, что Путин здесь выступает как демократический лидер. Он аккумулирует  запросы населения и обещает долгожданную социальную справедливость.
 
Что касается заявления премьера о том, что задача России – стать пятой экономикой в мире, то это звучит, как фантастический пиар. Однако, не является таким. Мы привыкли в последние 15 лет, еще с 90-х ругать и недооценивать свою страну. А между тем, Россия входит уже давно в десятку ведущих экономик, и пусть для многих это может показаться откровением. В реальности мы практически все страны в Европы обгоняем кроме Германии и Британии. С Францией Италией мы уже конкурируем по покупательской способности.
 

Поэтому я в  задаче стать пятой экономикой мира не вижу ничего сенсационного. Мы крупная ресурсная экономика, у нас есть газ и есть нефть. Пока что Россия благодаря, прежде всего, сырью является очень крупной мировой экономикой. Окончание эпохи нефти и газа является бредом, и спрос на эти виды ресурсов по-прежнему будет расти. Поэтому эта задача вполне нам по силам. 

Коль скоро мы вообще заимствовали современную демократическую политсистему у развитых демократий, в том числе европейских, то конечно же в каком-то смысле это дань той самой европейской традиции, на которую мы в построении ориентируемся. Но здесь важно и то, что даже несмотря на то, что в Госдуме большинство принадлежит политической партии, председателем которой является премьер, Путин должен отчитываться. В этом смысле может быть странно, что Путин будет отчитываться перед собственной партией, но важно, чтобы имела возможность, в том числе оппозиция,  этот отчет услышать и задать вопросы, и высказать свои критические замечания по работе правительства. 
 
Хотя понятно, что поддержка правительством премьеру в Госдуме обеспечена априори, но сама процедура имеет смысл, потому что если этого не делать, то тогда вообще никто не будет знать ничего – как правительство считает, как оценивает само свою работу, что оно сделало. 
 
Поэтому так, потихонечку, если эта процедура привьется, а она по Конституции должна теперь быть постоянной, такой отчет станет значимым событием. К тому же на будущее не гарантировано, что Госдума всегда будет состоять из таких компонентов как сегодня, могут быть случаи в будущем, когда не будет такой доминирующей партийно-политической силы, тогда действительно отчет правительства будет превращаться в событие и в очень серьезную борьбу политическую.
 
Так что я рассматриваю то, что произойдет завтра, как очень важный шаг на пути укоренения традиции политической демократии в России и парламентаризма, его очень важной роли не только законодателя, но некоего контролера, надзора над исполнительной властью. 
 
На мой взгляд, сейчас вопрос о взаимодействии ветвей власти возникает вот по какой причине - когда правительство по сути дела поддерживается правящей партией, то взаимодействие может принимать разные формы. Фракции этой партии в парламенте может целиком и полностью доверять своим министрам, и таким образом, речь не должна идти о том, что правительство инициативу проявляет, а в парламенте встречает противодействие, скорее наоборот. 
 
Смысл парламентских  выборов именно в этом – для  того, чтобы обеспечить поддержку правительства. Но дело в том, что то правительство, которое у нас формируется, оно не является, строго говоря, партийным и некоторые крупные фигуры в правительстве – вице премьеры, скажем такие как Алексей Кудрин, демонстративно заявляют, что они сами находятся в своеобразной оппозиции к партии большинства. Поэтому здесь, конечно, вопрос о взаимодействии встает, и он встает оригинальным образом, потому что часть самого правительства вовсе не готова разделять идеологию правящей партии, ее подходы. Поэтому это взаимодействие в виде некой дискуссии, в виде обсуждения должно, конечно, существовать, как мне кажется сейчас. 
 
Что касается направлений работы правительства, на самом деле в правительстве будет две тенденции. А именно тенденции, которые представляет министр финансов и не только, есть еще экономический блок правительства. Они считают, что в интересах экономического развития необходимо сдерживать социальные амбиции и скорее направлять существующие средства бюджетные или те излишки, которые мы получаем от торговли природными ресурсами на экономическое развитие – на улучшение инфраструктуры, диверсификацию экономики и так далее.
 
Но в то же время в самой партии и у председателя правительства присутствует понимание того, что уровень доходов населения, разных групп – бюджетников, пенсионеров, людей нуждающихся в дополнительной помощи, пособиях, этот уровень по-прежнему еще крайне низок. Мы пока не можем позволить себе такую, условно говоря, китайскую стратегию – наплевать на социальные обязательства и все бросить на улучшение экономического климата и  экономический рост. 
 

Учитывая именно избирательный год, мне кажется, что действительно акцент на социальных обязательствах, социальных программах, на социальных результатах экономической деятельности должен стоять. Это неизбежно, хотя в принципе это должно быть всегда под приоритетом. Потому что смысл экономики только в одном – насколько комфортнее, насколько богаче все люди живут. 

В отчете премьера было три главных акцента - социальный аспект, модернизация и рост экономики, а именно, инновационной активности. Главная же тема - качество жизни людей. Эта тема буквально пронизывала выступление премьера. На мой взгляд, это абсолютно верный выбор в предвыборный период с точки зрения сплачивания большинства, которое поддерживает власть и, конечно. с точки зрения того спокойного стабильного развития, о котором заявил премьер. 
 
Он делает ставку на десятилетие стабильного развития  и на развитие гуманитарного капитала среднего класса и так далее. Отсюда и берет истоки акцент на решение социальных проблем. От социального государства отказываться, видимо, не будет . 
 
При этом, модернизация тоже остается приоритетом. Сейчас, в предвыборный период, она отходит на второй план, но все равно будет важной частью национальной повестки дня.  
 
Путин здесь поставил целый ряд задач. То что, модернизация остается приоритетом - это совершенно точно, и это, кстати, обозначает единую повестку дня для Путина и для Медведева. К тому же, часть выступления адресовалась и Западу и в целом иностранным инвесторам. Была затронута тема гармоничного сообщества экономик от Лиссабона до Тихого океана. На самом деле, эта тема достаточно неожиданно прозвучала, потому что раньше с таким откровенным и ясным посланием к инвесторам Путин еще не обращался. В своем выступлении он был очень приятно настроен по отношению ко внешним программам, к внешним игрокам, которые готовы стать партнерами России, которые готовы выступать в качестве активных инвесторов. 
 
Что касается вопроса  роста экономики и амбициозной задачи занять пятое место в мировой пятерке экономик, на мой взгляд - это абсолютно реалистично. Потому что российская экономика достаточно динамично развивается. Я думаю, при условии роста производительности труда, в случае устойчивого экономического роста это вполне решаемая задача.
 

Я согласен, что кризис фактически завершился. Хотя речь и идет о том, что по некоторым параметрам он завершится в 2012 году. Но очевидно, что кризис фактически завершился и по доходам, и по самоощущению людей, и по тому, как растет обрабатывающая промышленность (она растет колоссальными темпами), и потому что растет количество предпринимателей. Конечно, уже посткризис и нужно развиваться дальше. 

Что касается социально сильного государства, то здесь Путин ничего нового не сказал. Он в очередной раз, как и во время прошлого и позапрошлого отчета подтвердил, что тот курс, который страна взяла в начале нулевых годов на социально-ответстсвенную политику, останется неизменным, и все доходы будут распределяться таким образом, чтобы население считало, что перераспределение происходит справедливо.  
 
И на самом деле Путин дал здесь ответ, как и ожидалось, на усиливающийся голос либерального сообщества, как политологов-публицистов, так и экономистов, которые все настойчивее и бесцеремоннее предлагают скинуть с себя ярмо и проводить реформы в интересах меньшинства. То есть, по сути, предлагается вариант гайдаровской политики, только вид сбоку. 
 
Премьер четко дал понять, что такого не будет. Он уже не раз это заявлял, в том числе на встрече с экспертами, которые дорабатывают «Стратегию 2020», и сейчас он заявил это всей стране, и, наверное, всему миру. Потому что его отчет будет также заметен и на Западе. 
 
Власть продолжает стратегический курс на справедливое, по мнению большинства населения, перераспределение сил в обмен на лояльность к власти. То есть, большинство населения считает, что проводимая политика справедлива. Поэтому оно либо активно поддерживает власть, голосуя за «Единую Россию», или за тех кандидатов, которые предлагают власти, или, по крайней мере, соблюдают нейтралитет. 
 
Что касается амбициозных  целей, заявленных Путиным относительно развития экономики, они, конечно, будут подвергнуты либералами критике, которые в очередной раз будут перебирать свои мантры, что без подлинной либерализации невозможно экономическое процветание. Но амбициозные цели заявлены. 
В свое время критиковалась идея Путина удвоить ВВП, но на самом деле если бы не кризис, то мы бы его удвоили. Если смотреть на абсолютные цифры с поправкой на кризис, это так. 
 

Так что данные заявленные цели, если будет консолидация общества, и если население продолжит верить нынешней власти, то в принципе они реализуемы, если не полностью, то по большей части. 

Прежде всего, в сегодняшнем выступлении премьера перед депутатами было четко видно, что Владимир Путин собирает в кулак идиологемы, которые он впервые выдвинул еще в начале 2000-го года. В феврале 2008-го года Путин обнародовал проект «Стратегии 2020», основываясь на тех же постулатах, и с теми же идиологемами власть в 2007 -2008 году пошла на выборы, с ними шли на выборы и Путин и Медведев.

 
Потом наступил период экономического кризиса, а на сегодняшний день Путин заявил, что мы вышли из кризиса и теперь должны совершить новый рывок вперед, новый модернизационный рывок. И мне кажется, что объявив это, Путин естественным для себя образом возвращается  к этим базовым идеологемам, к стратегии развитии страны до 2020 года. Когда доработка будет завершена, Путин будет готов вступить в предвыборную кампанию, по крайней мере, парламентскую, с обновленной «Стратегией 2020». Те стратегические цели, которые премьер объявляет - это цели 2020-го года. 
 
Относительно объявленной Путиным цели построения социального государства, скажу, что Россия уже является социальным государством. Сегодня Путин очень много говорил как раз о том, что подлинной модернизацией является именно социальная модернизация, что социальный приоритет инвестиций в человека, в социальные отрасли, в образование, в здравоохранение, является первичным по отношению к другим задачам, которые тоже важны. Но в системе приоритетов должна доминировать логика социальной модернизации.
 
Мне показалось, что Путин исходил именно из этой идеологии. И с этой точки зрения, с одной стороны, нет вопроса социального построения государства, а есть вопрос следования этим конституционным принципам. Следовать им нужно и сегодня, и завтра, и вчера, и 10 лет назад. С другой стороны, что касается ориентиров конкретно социальной модернизации, то есть когда произойдет возрождение системы образования, здравоохранения, воспроизводство человеческого капитала, и это повлечет за собой повышение производительности труда и развитие экономики, опять же я думаю, что ориентиры Путина связаны примерно с теми же рубежами «Стратегии 2020», которые являются на сегодняшний день общими рамками концепции развития страны. Отсюда же и вытекает необходимость обеспечить России десятилетие стабильного развития, о чем говорил премьер и реализация всех остальных целей.  
 
Кстати, идея про пятую экономику - это тоже идея и лозунг 2008 года, того времени, когда Путин собрал в кулак идиологемы «Стратегии 202». Но быть пятой экономикой лишь по размеру ВВП - это не так уж и тяжело. Особенно с учетом того, что вам благоволит конъюнктура. А конъюнктура в последнее время вновь улыбается России, я имею виду конъюнктура рынка, конъюнктура экспорта. А вот быть лидером по ВВП на душу населения, а не просто по объему ВВП - это уже качественно другая, более сложная, но с другой стороны, более важная задача. И эта задача требует большего времени и больших усилий.
Если мы будем развиваться с темпами роста  ВВП в 5,2  - 5,3% в течение 10 лет, то вполне реалистичны планы Владимира Путина относительно того, чтобы Россия стала пятой по счету экономикой в мире. Мы развивались и более высокими темпами, но с такими цифрами мы можем выйти на вполне европейский жизненный уровень, если за это время удастся снизить социальную дифференциацию, поднять качество образования и медицинского обслуживания.
 
У меня, конечно, возникает ощущение, что сегодняшний правительственный отчет - это была предвыборная программа Владимира Путина, но планы кабмина вполне реалистичны, вопрос в другм: каковы источники роста для того чтобы обеспечить эти 5,5 процентов роста ВВП. Владимир Путин на эту тему ничего не говорил. Хотя, с моей точки зрения, вопрос источников роста является ключевой проблемой экономики страны. Ясно, что прежние модели роста уже не вернутся, и нащупывание новой модели принципиально важно.  
 
Но опять же, мы должны понимать, кого мы должны обогнать. А обгонять придется в первую очередь, Германию. Пять первых экономик сегодня – это США, Китай, Япония Индия, вот пятая - это Германия, значит надо обогнать Германию. В Германии, между тем, просто другие темпы роста. Для того чтобы опередить ее, нам придется развиваться на 5,6 – 6 процентов в год в течении 12 -13 лет. К тому же нужно как можно больше вкладывать в инновационные факторы развития, развивать инновационные технологии, что даст один-полтора процента ВВП. Такой рывок требует совсем другого уровня консолидации политического класса, требует идеологической консолидации, иного, более высокого качества институтов.
 
С точки зрения качества институтов президент много говорил, и это стоит на первом месте. Я совершено согласен с тем, что нам нужно 10 лет стабильного развития «без шараханья», но что считать «неоправданным либерализмом» - вот вопрос. Либеральность как отождествление закона безусловно оправдана, подобная свобода развития - это оправданный либерализм, без которого не может быть высоких темпов роста. Множество либеральных ценностей возможно и нужно реализовать, да и сам премьер в значительной мере реализовывал либеральную программу. Но тем не менее, меня порадовало, что премьер четко сказал: социальные обязательства будут выполняться, развитие военно-промышленного комплекса станет локомотивом развития. 
 

Надо сказать, что в целом мне выступление понравилось. Это самое развернутое выступление премьера из всех, оно как всегда указывает на то, что он глубоко знает и понимает проблему экономического развития. Но целый ряд вещей меня насторожил. Например, проблема с ЖКХ не была затронута, а эта проблема, мы в Общественной палате знаем, волнует каждого. То что Владимир Путин не затронул эту тему огорчит многих, люди переживают, потому что плата за ЖКХ уже достигла такого уровня, что если дальше ее повышать, то просто люди не смогут платить. 

В отчете премьер-министра основным месседжем было отказаться от излишнего популизма, навязанного такими фракциями как «Справедливая России», КПРФ и от излишнего желания понравиться избирателям. 
 
Крайне важно, что параллельно же премьер предостерег от излишнего увлечения либеральными доктринами. То есть, его выступление было выдержано в сбалансированном ключе, даны оценки возможностей, имеющихся перспектив России. Важно, что премьер подчеркнул - модернизация в России возможна исключительно с обеспечением в России стабильности экономической, финансовой. Только стабильное развитие может привести  реальным успехам модернизации в стране. 
 
Это месседж для тех, кто ожидает глобальных потрясений, кто хочет, чтобы в предвыборном угаре те или иные политические элиты вступили в жесткий клинч и конфликт. 
 
Что касается экономических результатов ушедшего года, то в целом они вызывают оптимизм у  всех, в том числе и у критиков деятельности правительства. Потому что  действительно у нас результаты неплохие – рост производительности труда на 3,5%, рост промышленного производства почти на 9%, и снижение инфляции до рекордно низкого уровня в прошлом году, которое обещают и в этом году повториться. Так что в целом работа правительства была довольно таки успешной. И не зря даже в вопросах представители партий, в том числе оппозиционных, в основном поддерживали проводимый премьер-министром Владимиром Путиным курс. 
 
Примечательно, что поставлена задача роста  экономики. Как сказал премьер, Россия к 2020 году должна войти в пятерку крупнейших экономик мира. Реальность этого  достаточно высока.  

Если мы вспомним, нами была поставлена цель догнать и перегнать Португалию, эта цель давным-давно достигнута и перевыполнена. Сейчас Россия прочно находится в десятке крупнейших экономик мира и занимает седьмое место, поэтому подняться на пятое место при позитивной экономической конъюнктуре вполне реально. 

Войдет ли Россия в 5 экономик мира – не от Путина зависит. В предыдущие годы мы двигались, прежде всего, за счет того, что рост ВВП на душу населения осуществлялся за счет нефтяных доходов. Сейчас ставится задача, и она совершенно справедлива и правильна: рост ВВП должен осуществляться прежде всего за счет опережающего роста промышленности, обработки, сельского хозяйства и инновационных производств. Насколько это удастся сделать, во многом зависит от синергии государства, промышленников, бизнеса и обычных людей, которые живут в стране.

Путин не будет заставлять рабочих качественно работать, они сами должны это делать. И поэтому удастся или не удастся – мы с вами не зрители этого процесса, мы участники. И в значительной степени это зависит от нас. А задача государства здесь – помочь гражданам добиться такого результата, а не наоборот. Это серьезная задача, серьезная планка, которую нужно достичь. На автомате ничего не произойдет.

Очевидно,что 10 год был непростым: экономика еще не оправилась от последствий кризиса, многие из них ощущаются до сих пор. Кроме того, Россия столкнулась с достаточно серьезными проблемами природного характера: летняя засуха серьезно ударила по урожаю, пожары принесли много бед и проблем, дальше – непростая зима. Правительство в этой ситуации действовало достаточно эффективно и если и возникают какие-то проблемы, то это, скорее, наследство прошлых времен. Потому как инфраструктура находится в ужасающем состоянии. Премьер об этом прямо не говорил, но то, что он запланировал вкладывать очень существенные средства в развитие инфраструктуры и электроэнергетики, и других отраслей в ближайшие годы, говорит о том, что инфраструктурные объекты в очень тяжелом положении.

В этом, в принципе, и суть разговора о новой индустриализации: те объекты, которые достались нам от Советского Союза, на которых до сих пор в какой-то степени существует российская экономика – есть, конечно, островки модернизационных проектов, которые концентрируются сейчас вокруг топливно-энергетического комплекса, - но если говорить о машиностроении, то ситуация удручающая, несмотря на отдельные примеры. Об этом премьер много говорил в предыдущий период, когда проводил совещания, в том числе по развитию того же энергетического машиностроения, и так далее. Отсюда – выход на концепцию развития индустрии, на ее обновление, модернизацию. И фактически воссоздание на новой технической, технологической, инновационной основе.

Я думаю, что смысл подобного рода выступления обретут только в ситуации ответственного перед парламентом правительства. То есть, когда весь состав правительства утверждается парламентом, каждый министр отдельно. Может быть, деловых министров имеет смысл, чтобы назначал президент. Все остальное хорошо бы, чтобы делегировались парламентом. 
 
Во-вторых, должны быть какие-то механизмы, связанные с тем, что в случае неудовлетворительного отчета премьер-министра перед парламентом, он может быть отправлен в отставку. Если такую модель сделать, то, на мой взгляд, она бы увеличила эффективность власти. Не было бы такой ситуации, при которой парламент является чисто техническим инструментом, а правительство и администрация президента по сути дела определяют принятие тех или иных решений. 
 
Сейчас много обсуждается вопрос трудоустройства Владимира Путина. Я считаю, что оптимальным вариантом было бы, если бы он после парламентских выборов 2011 года стал бы спикером Госдумы. Он президентской власти вернул престиж, ситуацию работающего правительства сделал, пусть теперь сделает так, чтобы парламент хорошо работал. 
 
Причем, я думаю, что если бы законодательно это подкрепить, то есть сделать правительство ответственным перед парламентом, сделать возможность отставки правительства путем голосования в парламенте и так далее, я думаю, что это сбалансировало бы систему власти в России. 
 
Что касается выполненных  задач, думаю, что правительство, в общем-то, в период кризиса было сконцентрировано по большому счету на двух задачах – финансовой стабилизации и о сохранение и даже повышении социальных выплат. Развитием экономики правительство в силу понятных причин не занималось. Поэтому, на мой взгляд, этот социально-популистский крен сохранится вплоть до выборов.  
 
Думаю, очень важно было бы уже сейчас начать вырабатывать повестку на следующий цикл, при том, что нас ждет длинное шестилетие президентства и длинный пятилетний парламент. Было бы логично, если бы был создан план на эту пятилетку, причем в идеале было бы правильно, если бы он как-то был обсужден в ходе кампании в Госдуме. Чтобы не было так, что у нас сначала при помощи тех или иных технологических приемов избирается власть, а потом люди узнают, чего на самом деле эта власть хочет. 
 

На мой взгляд, повестка дня на следующий цикл федеральных выборов не сформирована, пока идет эта социальная инерция. 

Военная реформа изначально должна была быть рассчитана на перевооружение и реформу войск ВВС, потому что совершенно очевидно, что наш основной вероятный противник продолжает оставаться НАТО и США. Основная ставка при любых последних войнах за последние 20 лет делается на авиацию и завоевание превосходства в воздухе. Без такого превосходства ни Америка, ни НАТО не могут вести активные боевые действия.

При этом наиболее пострадавшим с точки зрения деградации видом вооруженных сил оказались комплексы ПВО,  которые за последние 15 лет сократились примерно в 10 раз.

Если раньше у нас было около 5 тысяч самолетов и примерно такое же количество вертолетов, то сейчас реальных боевых самолетов у нас примерно около 500-600 штук. Точно также деградировала и система ПВО, практически она ужалась. В частности, мы потеряли десятки систем управления.

Сегодняшние ПВО представляет крайне жалкое зрелище. Это очаговые ПВО, которыми прикрыты некоторые объекты. Они фактически не способны к серьезному маневрированию и самое главное – технически устарели, потому что перевооружения и новой техники не поступало почти 20 лет  и то, что поступает сейчас – это тоже пока единичный экземпляр. Тот же самый С-400, который сейчас идет в войска, не имеет основной ракеты, которая и делает его С-400.  Это тяжелая дальняя ракета, которая должна стрелять на 400 км. Эта ракета никак не выйдет из этапа испытаний и когда выйдет - совершенно непонятно, а те данные, которые идут из этих испытаний говорят о том, что ракета будет не очень удачной, потому что ее скоростные характеристики делают ее мало применимой. Любой противник при такой дальности просто успеет от нее уйти.

С-500 – это вообще вещь, которая существует только в теории. Эксперты рассматривают С-500 как громадную авантюру затеянную руководством «Алмаза» для того, чтобы перекрыть все недостатки по С-400. При этом никто не знает, каким будет С-500, никаких реальных заделов по нему нет.

Все, что сказал премьер, конечно, является правильным с той точки зрения, что нам необходимо модернизировать ПВО. Но пока это некий протокол о намерениях  и очередное обещание, которое лично я слышал не один десяток за последние 15 лет от самых разных чиновников. Очень хочется верить, что хотя бы из этого обещания сколько-то процентов окажутся правдой.

Отчет правительства - безусловно, важное событие. В своем выступлении наш лидер поднял ключевые проблемы. Определил стратегические приоритеты развития страны на будущее.

Вопросы ВПК, жилья, сельского хозяйства, здравоохранения, увы, до сих пор остаются самыми острыми. Образование - еще одно «узкое место». Не случайно этому вопросу премьер уделил столько внимания. Качество и уровень образования - лицо страны, фундамент нашего развития. То, от чего зависит наш общий успех. Мы, со своей стороны, готовы поддержать создание программы модернизации сферы.

Главное, от этих вопросов напрямую зависит качество жизни. Соблюдение интересов людей - наша главная задача. Особое значение это имело в кризисный период. Однако и сейчас, социальные обязательства мы ставим во главу угла. Вместе с тем, ближайшая задача - рост экономики. Дальнейшее развитие промышленности, агропромышленного комплекса, несырьевого бизнеса в целом. Для этого у нас есть все возможности.

Это хорошо развернутая программа социально распределительного государства, она убедительно аргументирована цифрами. Ряд цифр может оспариваться, но все в целом очень понятно, и как всегда у Путина очень хорошо изложено. Вопрос в том насколько реально ее осуществление. 

Дело в том, что кризис был именно кризисом нашей модели экономики – зависимой от сырья и социально распределительной модели государственного капитализма. Именно она сейчас с трудом выходит из кризиса. Сейчас важно понять - речь идет о смене модели или о попытке реставрировать эту модель. 

Если я правильно понял Путина, речь идет о реставрации именно этой модели и технологическом ее переоснащении. Но тогда выполнение названных программ зависит почти полностью от благоприятной для нас конъюнктуры сырьевого рынка и от инвестиций западных, которые тоже будут, в сущности, связаны с государством и с государственной экономикой, то есть, будут, скорее всего, спекулятивными инвестициями. 
 
Поэтому, мне кажется, что эта модель выглядит прочно в описании, но очень нестабильно в своей основе, она слишком зависима от мирового рынка и от, прямо скажем, цен на нефть и газ. На мой взгляд, она слишком полагается на собственные силы и при этом не на силы производящего бизнеса, не на развитие рынка, а на развитие государственных инвестиций, связанных с ними. 
 
Во всяком случае, я должен сказать, что многие спрашивали - что же такое консервативная модернизация – Путин в принципе изложил концепцию консервативной модернизации. Она многим, безусловно не понравится, она вызовет критику, но надо понимать при этом, что ее поддерживает не менее половины населения страны. И в этом смысле к ней надо отнестись серьезно, несерьезное отношение к ней было бы легкомысленным. Тем более, что Путин очень ясно назвал каждую из бюджетозависимых групп и назвал, какие именно бонусы эта социальная группа – врачи, учителя, военные и так далее - получат из государственного бюджета. 
 
Эта система  бонусов очень важна накануне нового цикла федеральных выборов. 
 
К сожалению  все, что Владимир Владимирович говорил о модернизации в современном мировом смысле слова, об инновационной экономике и так далее, выражено им в форме пожелания, а не в форме реальной политики. Он справедливо гордился низкими цифрами нашего внешнего долга перед такими странами как Япония и США, но к сожалению мы не можем гордиться уровнем нашей экономики в сравнении с Японией и США. В этом смысле у нас слабая экономика, и, я думаю, что при развитии той модели, которая описана была сегодня премьером, мало шансов занять пятое место в мире. Она будет в нарастающей степени отставать от нынешних лидеров и даже от таких лидеров стран, как Бразилия и Турция, которые развиваются достаточно смело, комбинируя усилия государства со свободным рынком.  
 
Здесь еще есть важное условие – любой капитализм требует прозрачности, любая экономика  требует прочных правых институтов, к сожалению, эта тема была совершенно не затронута. Это удивительно на мой взгляд. 
 
Экономика без прочных правовых институтов, без прочной защиты собственности и предпринимательства и личной неприкосновенности, просто не сможет функционировать, она не сможет выйти в лидеры. 
 
Тогда нужен китайский вариант защиты, где защита носит не столько правовой, а государственно-бюрократический характер, авторитарный, но такого государства у нас тоже нет, ему неоткуда взяться. 
 
Поэтому я думаю, что планы – это недостаток модели Путина в том, что она очень хороша для выживания и переходного существования страны, но она не отвечает на вопросы об источниках роста и развития.

Как и всегда, Владимир Владимирович в своем выступлении был предельно конкретен, уделил внимание главным социально-экономическим вопросам. На мой взгляд, 2010 год был переходным периодом: мы продолжали решать задачи по преодолению последствий экономического кризиса, и вместе с тем многое было сделано для дальнейшего развития страны.

Важно, что правительство выполнило свои социальные обязательства и продолжает заниматься программами по повышению качества жизни населения. Большое внимание уделяется своевременному повышению пенсий, зарплат работникам бюджетной сферы, социальной поддержке военнослужащих. В этом году будет начата комплексная модернизация системы образования. Эта программа России необходима, ведь инвестиции в образование – это вклад в наше будущее.

Так как в Государственной Думе я представляю Приморский край, для меня было важно услышать, что правительство продолжает уделять внимание вопросам развития Дальнего Востока. Действительно, те меры, которые реализуются в рамках федеральной программы развития Дальнего Востока и Забайкалья, дают конкретные результаты. Улучшено транспортное сообщение – построены новые автомобильные трассы, идет реконструкция железной дороги, растет объем авиаперевозок – благодаря чему Дальний Восток стал все же ближе к центру. Полным ходом идет строительство объектов к саммиту АТЭС во Владивостоке, финансирование выделяется своевременно и в полном объеме.

В преддверии празднования Дня Победы отмечу, что в 2010 году было многое сделано в плане социальной поддержки ветеранов. Около 60 тысяч ветеранов Великой Отечественной войны и членов их семей в прошлом году улучшили свои жилищные условия. Как отметил Владимир Путин, сейчас на очереди 55 тысяч человек, и важно, что правительство приняло решение о выделении дополнительных средств на финансирование программы по обеспечению ветеранов жильем. Мы обязательно поддержим эту инициативу.

В целом правительство продолжает работать на высоком уровне. Конечно, впереди огромный объем работы, и мы, депутаты Государственной Думы и партия «Единая Россия» будем содействовать правительству в реализации намеченных программ.

Правительство РФ выполняет все социальные обязательства перед людьми, невзирая на сложности, которые испытывает экономика страны в связи с последствиями мирового финансового кризиса.

Речь идет в том числе и об обязательствах, взятых другими составами правительств в предыдущие годы. Были проиндексированы пенсионные права людей, приобретенные в советские годы. Сегодня работают программы по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны и военнослужащих - проблемы, которые много лет оставались не решенными.

Значительные денежные средства выделяются на проекты модернизации здравоохранения, поддержку средней школы: это ремонт зданий больниц и школ, оснащение их новым оборудованием. Эти проекты направлены в том числе на решение задачи повышения зарплат врачам, учителям. Ремонтируем дороги в городах, в том числе внутридворовые территории. Впервые в этом году выделены из федерального бюджета средства на ремонт сельских дорог Сделаны шаги для того, чтобы решить такую проблему как нехватка мест в детских садах, на это также направлены ресурсы федерального бюджета.

Для нас важно услышать от лидера «Единой России», главы правительства РФ Владимира Путина, как начатое будет продолжено, новые инициативы по решению проблем, которые волнуют людей.

Это был открытый и очень конструктивный разговор. Представители всех фракций могли задать свои вопросы. Лидер «Единой России», глава правительства Владимир Путин отвечал на каждый подробно и честно. Самым важным сегодня стало то, что Владимир Владимирович выступил с программой конкретных действий по дальнейшему исполнению властью социальных обязательств перед людьми, продолжению всего того, что было начато в предыдущие годы.

Прежде всего, это реализация программ поддержки здравоохранения, образования, которые позволят не только ремонтировать больницы и школы, оснащать их новым оборудованием, но и улучшать качество жизни, социальную защищенность врачей, учителей. С 1 сентября зарплаты учителей средних школ вырастут на 30%, а в течение двух лет их уровень будет доведен до среднего по экономике в каждом из регионов страны. При этом будет учитываться квалификация учителей, их профессиональные качества.

В ходе выступления Владимира Путина прозвучали новые инициативы по повышению уровня жизни работникам здравоохранения, в том числе такой категории, как ординаторы и интерны, чья стипендия сегодня неоправданно низка. Глава Правительства поставил задачу довести ее уровень до прожиточного минимума, в связи с чем уже в скором времени стипендия будет увеличена в 2 раза. А осенью планируется еще раз вернуться к этому вопросу.

Безусловным приоритетом ближайшего времени станет поддержка учреждений культуры – библиотек, музеев. На их ремонт и оснащение новым оборудованием, доступу к Интернету впервые за многие годы будут выделены дополнительные средства. А зарплаты тем, кто здесь работает, будут проиндексированы более чем на 6,5%, чтобы довести их до средних по специальности.

Кроме того, еще одним важным моментом выступления Владимира Путина стали новые меры по поддержке сельхозпроизводителей. Нельзя забывать, что на селе сегодня живет треть населения России, и от положения в той отрасли зависит благополучие миллионов жителей страны, продовольственная безопасность России. Беспрецедентные меры поддержки села были предприняты в последние годы, на эти цели было направлено в общей сложности более 150 млрд рублей. Сейчас решается вопрос о запуске с 2012 года новой программы утилизации сельскохозяйственной техники. Средства, полученные при утилизации старой, будут идти на приобретение новой. Это позволит значительно обновить парк сельхозтехники, станет хорошим подспорье тем, кто трудится на селе.

Будут продолжены и программы, направленные на решение самых острых проблем, которые больше всего волнуют сегодня людей – это ремонт и строительство городских и сельских дорог, программы по борьбе с безработицей, обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны и военнослужащих, решение проблемы нехватки мест в детских садах. Средства, выделяемые из федерального бюджета на поддержку дошкольного образования, будут увеличены вдвое, причем приоритет в их распределении будет отдаваться тем регионам, которые активно занимаются этим вопросом.

Главный приоритет власти – это вложения в качество жизни людей, ведь без этого невозможно обеспечение высоких темпов экономического роста и технологических прорывов. Так было и в предыдущие годы, так будет и в дальнейшем. И это еще раз подчеркнул лидер «Единой России», глава правительства Владимир Путин сегодня.

Партия сделает все, чтобы намеченное было реализована максимально эффективно, и люди почувствовали отдачу в кратчайшие сроки. А для этого очень важно, чтобы была налажена постоянная обратная связь с самыми широкими слоями населения, постоянный диалог с представителями общественности. И в этом большая роль отводится «Единой России». О важности такого подхода постоянно говорит лидер «Единой России». Об этом шла речь и на сегодняшней встрече. Владимир Путин выступил с идеей создания «открытого правительства», с тем, чтобы работа над важнейшими решениями шла в открытом режиме, в том числе через Интернет, а путем электронного голосования отбирались наиболее интересные предложения от «народных экспертов».

Ну, наконец-то! Лидер Партии Владимир Путин, выступая в Думе, объявил, что будет запущена государственная программа «Культура России». Надеюсь и уверен, что она будет сформулирована в проектной логике, с четким целеполаганием. Партия имеет значительный опыт разработки и реализации проектов в приоритетных направлениях политики государства.

Очень важно, что лидер еще раз подчеркнул приоритетность культуры для страны, ставящей задачи развития.

Разумеется, важно повышать зарплату работников культуры. Сегодня - ее уровень это позор! Работают в отрасли на местах настоящие подвижники. Отправить бюджетные деньги библиотекам, музеям и музыкальным школам - актуально и нужно. Важно четко понимать и отследить, на что тратятся эти деньги, важно не упускать цель, ради которой они тратятся.

Состояние культуры - это состояние умов, это то видение будущего, которое вынашивают наши граждане. Для себя и своих детей. «Разруха ведь не в клозетах, а в головах», - эта бессметрная мысль героя Булгакова актуальна в контексте выступления Путина, поднятых им вопросов культурной политики.

И еще. Какие бы важные программы не запускались, бюрократия устроена так, что если в критерии оценок её эффективности не будут включены счетные и проверяемые индикаторы, описывающие состояние культуры и её инфраструктуры, все может уйти «в гудок». Именно поэтому программа «Культура России» должна включать вопросы кадровые.

Культура требует современного и эффективного менеджмента! Культурная политика, отсутствующая ныне, начинается не с Министерства культуры, а с мест, оттуда, где люди живут! Об этом все мы должны помнить. Уверен программа «Культура России» должна стать и станет партийным приоритетом!

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".