Статья
1681 2 января 2012 15:00

Итоги года: Рокировка тандема

Пожалуй, самым важным политическим событием 2011 года стало решение Владимира Путина выдвинуться в президенты Российской Федерации.

Главная политическая интрига, будоражившая многих в течение последних лет, разрешилась 24 сентября во время съезда «Единой России», во время которого президент РФ Дмитрий Медведев предложил поддержать кандидатуру премьер-министра РФ Владимира Путина на высший государственный пост, а Владимир Путин это предложение принял.

Как позже отметил Владимир Путин, сохранение тандема у власти в новой конфигурации обсуждалось им и Дмитрием Медведевым еще четыре года назад.

«Мы много лет назад, еще четыре года, договорились о том, что такой вариант событий вполне возможен, если мы пройдем вот этот период достаточно тяжелых испытаний», - сказал Путин в интервью трем российским федеральным каналам.

Премьер разъяснил, что он и Медведев «предъявили это не как решенный вопрос». «Решенный между нами, но не решенный нашими гражданами. Мы предлагаем вот такую конфигурацию, а граждане страны на избирательных участках скажут, согласны они с этим предложением или нет», - отметил Владимир Путин.

Кстати, по данным опросов ВЦИОМ, для большинства россиян «рокировка» неожиданной не стала. И безусловно, это решение напрямую повлияло как на прошедшие думские выборы, так и на подготовку к президентским.

Эксперты и политологи делятся с читателями «Актуальных комментариев» своими мыслями о том, к чему в итоге приведет возможное возвращение Владимира Путина на высший пост в российском государстве, и какие новые вызовы будут стоять перед политиком в сравнении с ситуацией двенадцатилетней давности.

Комментарии экспертов

Прошлая эпоха Путина, когда он пришел к власти в год Дракона, была для него очень успешной. Были не только высокие рейтинги, но само отношение к Путину было заоблачное. На фоне Ельцина такой энергичный, молодой, умный, очень русский человек воспринимался как-то очень восторженно. И Путин легко побеждал. И победа во второй чеченской войне, и призывы поднять Россию с колен соответствовали настроениям в обществе. В науке это называется настроением послереволюционной стабилизации, когда люди устали от хаоса. И Путин соответствовал тогда ожиданиям. Этот запрос на стабильность, на порядок, на предсказуемость, запрос на патриотизм играл громадную роль. Но проблема в том, что все запросы постреволюционной стабилизации закончились. Потому что постреволюционная стабилизация - действительно чудо, но оно не может длиться бесконечно. И появились новые запросы. И общество само изменилось.

В 2000 году, когда пришел Путин, вообще 30 процентов населения, жили за чертой бедности, но люди бедные голосовали за него. И на самом деле, «Единая Россия» соответствовала запросу провинциальной России – та хотела увидеть свои лица на политическом поле. Никого не интересовало, какие лица, и какие способности к дискуссии у представителей партии власти. Партия олицетворяла запрос провинциальной России, олицетворяла запрос на порядок, стабильность, предсказуемость. Но чудо, как я уже сказал, кончается.

Мобилизация, основанная на патриотических чувствах, всегда кратковременная. Например, первая русская мировая война. В 1914-1916 годах умирали, погибали и так далее. Уже к 1916 году начали бросать окопы, уходить, бросать фронт, что привело к победе большевиков и к развалу. И вот это тоже учитывать. Резко падает запрос на патриотизм. Когда за державу обидно – это эпоха еще постсоветская, а сейчас новая эпоха. Сейчас уже люди оценивают власть не по тому, что она сделала для страны, а по тому, что она сделала для конкретного человека. Взрыв индивидуализма неизбежен после коммунизма. Все эти серьезные проблемы – перемена матрицы поведения, сознания, которая произошла за десять лет – это очень важно Путину осознать.

Новый Дракон в новом обличие ставит перед Путиным новые задачи. Ведь вдруг обнаружилось, что рост уровня жизни вырос в два с половиной раза (даже критики говорят, что никогда в России так не жили хорошо, никогда так много не потребляли и не имели столько благ в жизни), а недовольство растет. Сложно понять, что эта мина замедленно действия была заложена в 90-х гг. Слишком разительным стало социальное неравенство. Да, реальный уровень заработной платы с 2000 года в три раза вырос, но люди уже оценивают свою жизнь не по тому, что у них было в прошлом. Они оценивают свою жизнь по тому, что имеют наиболее богатые, те, кто получил всю собственность в ходе приватизации. И вот тут новый дракон Путину несет много проблем. Потому что преодолеть эту страшную разницу между теми, кто задарма приватизировал национальные богатства, и теми, кто сейчас работает, но зарабатывает только на жизнь – невозможно.

Все эти Ходорковские, Абрамовичи и Березовские – они ж ничего не создали, просто забрали в свою собственность национальное достояние. И это люди понимают. И это уже работает против Путина и против власти. И как это решить? К коммунизму уже не вернешься. И получается, что в ту эпоху запрос на стабильность, страх перед хаосом, как бы подавлял, замораживал запрос на справедливость и собственное достоинство. Но сейчас это выходит на первый план. Раньше недовольство своей жизнью не переносилось на Путина, а теперь недовольство жизнью переносится на власть. Люди говорят: он же был реально сколько лет у руля, а я все бедный.

Есть и другая проблема. Политическая система, которая обеспечивала условие стабильности – создана на основе конституции 1993 года и наделяет президента огромной властью. И это обеспечивало стабильность спокойствие и т.д. Но все изменилось, а у парламента нет необходимых функций. И как Путину на это реагировать?

Ведь даже если бы выборы были идеальные и абсолютно честные - это не играет особой роли, потому что у нас парламент не имеет никаких особых прав. Он не выбирает премьера. Премьер в принципе не подотчетен. Получается, что система, которая обеспечивала стабильность на протяжении десяти лет, становится фактором нестабильности. Но надо понимать, что несовершенство нашей демократии никак не связано с Путиным. Путин не создавал этой Конституции. Он действовал в рамках Конституции. Но запрос на справедливость, достоинство обостряется. Понимает ли это Путин, и сможет ли ответить?

У меня такое ощущение, что начал понимать, но довольно вяло. Он не хочет осознать, что система начинает работать в обратном направлении. Потому что запрос на справедливость, тем более в посткоммунистической стране, тем более с учетом русской традиции «пускай будет равная бедность, чем различие в достатке» - это все работает теперь против него. И он вынужден сохранить стабильность, сохранить условия для инвестиций, для развития страны, но реализовать этот запрос на справедливость. Путин уже начал об этом говорить. Прозвучала тема с офшорами. Но он должен серьезней говорить и обращаться к нашей элите с более жестким запросом на справедливость.

Но особенность Путина, что он не любит резких решений, не любит расставаться с людьми из своей команды. Кто-то считает это недостатком, кто-то достоинством. Но в любом случае он не хочет идти на популистские меры. Например, если бы он снял Фурсенко, он сразу бы 5 процентов голосов бы получил. Потому что это противоестественная для России система ЕГЭ действительно замучила детей, родителей и так далее. Тем не менее Путин старается не впадать в популизм.
Но ему придется принимать радикальные решения. Той России, которая дала ему чудо власти, чудо авторитета, чудо всенародной любви, уже нет. Он уже понял, что необходимы изменения. Предложена разумная система выборности губернаторов. Он понял, что надо переформировать Совет Федерации, надо разрешить зарегистрироваться  оппозиции. Но перед ним стоит очень серьезные проблемы. Он должен модернизировать систему. И с другой стороны Путин должен понимать, что он может выиграть эти выборы.

Я верю, что он умный, талантливый русский человек, что он сумеет осознать, что инерция не работает.  Думаю, любой нормальный интеллигентный человек понимал, что это в шоу, в которое превратили и первое, и второе заседание съезда с этими выкриками «Россия» и так далее - противоестественно для современной России.

И самое главное, если провинциальная Россия хотела видеть во власти своих людей, не очень способных к полемике, то сейчас изменилась и провинциальная Россия. Она хочет видеть в «Единой России» людей умных, талантливых, способных думать, за которыми что-то стоит. Все изменилось. И поэтому перед Путиным - драматический выбор.

И он должен позаботиться и о том, кому потом, после этого срока (выборы эти он несомненно выиграет) передать власть. Но еще один срок – уже не нужен. На сегодняшний день конкурента для Путина нет. Никто кроме него не сможет быть адекватным в сложной ситуации. Но он должен позаботиться и о будущем. Надо выдвигать, на мой взгляд, не эти говорящие головы, которые ходят на Болотную площадь, при всем уважении к ним. Должны появиться люди из провинциальной России. Какой-то очень умный и способный губернатор, который знает жизнь, знает Россию, и который может быть адекватен. Надо еще понимать, что у нас и нет единой России. Есть эта Россия мегаполисов, Россия интеллигентная, прозападная, которая живет в глобальном мире и которая не очень интересуется судьбой России. А есть эта коренная русская провинция. Она консервативная, она более простая, но на ней стоит Россия.

Владимиру Путину предстоит быть президентом в ситуации, кардинально отличающейся от той, что была 12 лет назад. Нынешнее общество находится на совершенно другом уровне, чем это было в 1999 году. Связано это, конечно, с годами достаточно большого экономического роста, с ростом уверенности общества в себе, с появлением громкоговорящего и малопонимающего, скажем так, сообщества социальных сетей. Наблюдается рост целого ряда социальных сред, которых раньше не было. Они громко о себе заявляют, иногда даже противопоставляя себя всей остальной России. Это, конечно, довольно серьезный вызов для нашего социума как такового. И нет консолидации вокруг какой-то одной идеи, как была при первоначальном приходе Путина к власти в 1999 году, когда было понятно, что все хотели наступления хоть какого-то порядка, хоть какого-то достатка.

Сейчас есть и порядок, и достаток. И этот порядок все время подвергается критике, а достаток считается недостаточным. На этом фоне Путину, конечно, придется намного сложнее. Ему придется лавировать уже не только между политическими группировками, но и между общественными группами. Путинское большинство, на которое он раньше опирался, будет постоянно подвергаться атакам со стороны меньшинств, чего раньше в принципе не было.

Ранее апелляция к путинскому большинству для Путина была абсолютной. Никакие меньшинства не могли противопоставлять себя ему, поскольку было очевидно, что те требования, которые предъявляет путинское большинство к политику и к политике, являются общественными консенсусами. И выступив против этого консенсуса, такие организации как «СПС» и «Яблоко», например, потерпели поражение. Попытка дистанцировать себя от этого путинского консенсуса привела к полному выпаданию из первой обоймы КПРФ. Сейчас ситуация иная.

Появление новых сред, появление новых людей и отсутствие страха в обществе, поскольку все вроде бы нормально, приводит к тому, что рациональность решения резко снижается. Путину придется действовать в обстановке большего скепсиса. И обстановка значительного недовольства, причем, недовольства не политикой как таковой, которую проводит руководство, а недовольство просто лицами, привычками или вкусами.

Поэтому, конечно, Путин приходит в новую страну. Но и сам Путин приходит новым. Это очевидно. Он это продемонстрировал в ходе прямой линии с нацией.
Путин прекрасно понимает запросы, которые являются базовыми для общества и которые сейчас расцениваются как консенсусные для нации, но не являются таковыми для «московских недовольных».

В обществе есть запрос на справедливость, но не на такую как ее понимают москвичи, то есть не «каждому по Bentley». Справедливость – это значит более справедливое распределение доходов, более справедливый суд, более справедливая армейская служба, в том числе, более справедливое отношение к людям.

Запрос на справедливость максимально велик, но это не московский запрос на справедливость. И в этой связи, конечно, Путин вполне может вновь консолидировать большинство вокруг идеи справедливости и вокруг идеи стабильности. Потому что грядущий экономический кризис способен поколебать сильнейшим образом позиции всех сред российского общества.

В первую очередь, конечно, он может ударить по среднему классу, по тем самым недовольным, которые сейчас ходят на Болотную площадь, по тем самым сидящим в блогах в рабочее время офисным работникам. И по олигархической обслуге, которая массово как раз представлена на Болотной площади, тоже может ударить. Очевидно, что по ним этот удар будет нанесен в первую очередь. И он будет для них самый болезненный, поскольку они много имеют – много и будут терять. Но этот же удар во вторую волну второго экономического кризиса пройдется и по всей остальной России. И крайне важно обеспечить здесь справедливость, чтобы те, кто меньше всего имеют – меньше всего потеряли. Мне кажется, что нынешняя фронда, которая встречает Путина, вот эти представители модельных сред, во многом обусловлена не только нежеланием думать и отсутствием страха, но и в том числе боязнью того, что при более справедливом обществе их доля пирога сократится. И это нужно доносить до нации в целом, что интересы митингующих идут в разрез, на самом деле, с интересами России.

Мне кажется, это должно быть одним из важнейших месседжей, который Владимир Путин должен донести до большинства. Нужно дать понять, что он является главным гарантом того, что эти люди, представляющие сейчас якобы оппозицию, на самом деле, не получат возможности нанести ущерб нашей стране и нашему пока что слабому нарождающемуся благосостоянию.
 

Первый срок президентства был для Путина оглушительно успешным. Вторая половина второго срока была тоже успешной, хотя возможно и не настолько оглушительной. Сейчас, как мне кажется, население страны уже не испытывает той безумной любви, которая наблюдалась 8 лет назад. Рейтинг Путина довольно значительно снизился за декабрь, в силу достаточно очевидных причин. Но я почти уверен, что к выборам рейтинг его опять повыситься, что и приведет не к оглушительной, но победе на выборах в первом же туре.

На самом деле нового Путина, как мне кажется, мы пока еще не увидели. Я полагаю, что мы его увидим буквально с наступлением Нового года.
Путин умеет удивлять, и я думаю, что он еще немало нас удивит. У него есть способность улавливать настрой общества, его запросы. Сейчас общество устало. Ему надоели последние два-три года, люди хотят увидеть что-то новое. И я думаю, что они это увидят.

На самом деле в Путине есть и харизма, и умение находить нестандартные решения. В 90-е годы общество хотело порядка. Какое-то время наведенный властью порядок всех очень даже устраивал. А сейчас стало скучно, многие желают перемен. Это главный вызов общества Путину – люди хотят перемен. И от него будет зависеть, какие изменения будут происходить в нашей стране.

Решение Владимира Путина выдвигаться на пост президента (то есть то, что кратко именуют «рокировкой вместо второго срока»), действительно, является самым главным политическим событием для нашей страны в ушедшем году.

И если мы внимательно посмотрим на политическую динамику в течение всего прошедшего года, то все основные внутриполитические события связаны именно с этим центральным событием. Причем, связаны даже те события, которые имели место до того дня, когда Владимир Путин и Дмитрий Медведев сообщили о своем совместном решении о выдвижении Владимира Путина на пост президента и, в случае победы Путина, последующем переходе Дмитрия Медведева на пост премьера.

И создание Общероссийского народного фронта связано с этим событием. И те результаты, которые получила «Единая Россия» на думских выборах. То есть, рокировка является центральным событием не только с точки зрения своей значимости (ведь вопрос о том, кто будет президентом России, для нас очень важен), но оно является значимым и для большей части других событий, которые происходили в течение всего года. Даже динамика рейтингов Владимира Путина и Дмитрия Медведева также укладывается в это событие.

Тот новый этап развития политической системы, о котором в последнее время много говорили и Путин, и Медведев, можно рассматривать совершенно по-разному с точки зрения причин появления. Большинство комментариев и оценок сводятся к тому, что это отзвук, грубо говоря, Болотной площади. Отчасти, это так. Мирные протестные действия в законных рамках свидетельствуют о том, насколько востребован новый этап политического развития.

Но все-таки, новый этап в значительной степени подготовлен всей совокупностью предшествующего развития. Он подготовлен точечными реформами политической системы, которые в ходе своего президентства предпринял Дмитрий Медведев.Он подготовлен и теми шагами, которые в период своего правления осуществлял Владимир Путин. Ведь с этим новым этапом в очень близком родстве находится создание «Справедливой России» в 2006 году - событие, которое лишило «Единую Россию» возможности претендовать на политическую монополию.

Другим важным шагом на пути к новому этапу развития политической системы, если иметь в виду те шаги, которые предпринимал Владимир Путин, была ротация 2008 года.

Все это закладывало основы для того, чтобы консолидированная за предыдущий период политическая система сейчас стала делать шаги в сторону большей открытости предпочтениям граждан и расширению возможностей для признанных и законом, и избирателями политических партий.

Этот новый этап в развитии политической системы ни в коей мере нельзя рассматривать как возврат к девяностым. В нем есть очень серьезная и фундаментальная преемственность и подтверждение устойчивости системы, которая опознается и большей частью элиты, и российскими гражданами как ценность. Этот новый этап не может и не должен выводить систему из консолидированного состояния.

Сейчас речь идет о том, чтобы сделать консолидированную политическую систему менее концентрированной, осуществить деконцентрацию с точки зрения наделения большими возможностями и полномочиями других политических игроков помимо исполнительной власти. Все конкретные предложения, которые озвучивались и Путиным, и Медведевым, укладываются в данное направление. И будет большой ошибкой, если развитие политической системы пойдет по пути возврата к практикам, дискредитировавшим себя в 1990-е годы. Переход к выборности губернаторов оправдан и закономерен только тогда, когда он опирается на новую основу. Когда участниками в этом процессе становятся, вместе с гражданами, и политические партии, и президент. Точно также переход к системе одномандатных выборов становится осмысленным и продуктивным только в том случае, если партии свое место в этом механизме. То есть, чистый возврат к самовыдвиженцам приведет к негативным политическим последствиям.

Если формулировать коротко, то в 2000 году перед Путиным стояло две тесно связанные задачи - стабилизация и консолидация системы. Речь идет как о политической системе, так и об обществе и экономике. И эти задачи, в общем и целом, Путину удалось решить.

Сейчас перед ним стоит задача другого типа – перенести консолидированную и стабилизированную российскую систему в состояние устойчивого развития. Нужно признать, что это, без преувеличения, гигантская и исключительно сложная задача. Причем дополнительную сложность этой задаче придает изменившееся в неблагоприятную сторону состояние мировой экономики.

Важнейшей составляющей новой модели развития является обновление элит. Необходим окончательный разрыв с постсоветской элитой и в политике, и в системе государственного управления, и в экономике. Понятно, что любой разрыв может быть продуктивным только тогда, когда он осуществляется постепенно, но последовательно. То есть он не может быть сопряжен с некими революционными действиями, которые ничего, кроме развала, за собой не влекут.

На самом деле, движение в направлении обновления административных и политических элит уже началось. Дмитрий Медведев, как известно, обновил треть губернаторского корпуса. Депутатский корпус в новой Государственной думе также обновился. Но дальнейшее движение в этом направлении также потребуется.

Несмотря на то, что каждая из сфер (политика, госуправление, экономика) обладает своей особой спецификой, можно выделить два важнейших качества, которые и будут указывать на то, удалось обновить элиту, или нет.

Во-первых, элита должна стать более профессиональной. Во-вторых, более открытой обществу. Только сочетание профессионализации с повышенной чувствительностью, открытостью и способностью к обратной связи поможет появлению новой элиты - элиты развития. Пока же постсоветские элиты были в значительной степени элитами адаптационными. Больше всего энергии у элит уходило на приспособление к изменившимся условиям, а на развитие сил, в общем, не хватало.

Владимиру Путину, как никому другому, нужно будет продемонстрировать, что он в полной мере отвечает этим двум стержневым характеристикам. То есть, высокому профессионализму, в котором заложен также и высокий уровень компетентности и повышенной способности к осмысленной и постоянной обратной связи с обществом. Сделать это Владимиру Путину будет сложнее, чем многим другим представителям элиты. Сложнее, потому что Владимира Путина российские граждане знают уже давно. И может наступить моральная усталость от того, что один и тот же человек постоянно является первым лицом государства. И это еще одна очень важная задача, которую Владимиру Путину необходимо будет решить.

Путину необходимо будет продемонстрировать российским избирателям, что в данном случае он является самым лучшим выбором не только из-за своей безальтернативности (эта фигура, в общем, безальтернативна), но и исходя из того, что именно он способен наилучшим образом решить задачу по переходу к новой модели развития.

Новая модель развития предполагает и инновационный путь, и модернизацию, и сохранение социального равновесия, и новый этап развития политической системы, и постепенный уход от сырьевой экономики. И очень важно, чтобы Владимир Путин смог добиться такого выбора граждан, в основе которого была бы не только безальтернативность, но и признание его реальных лидерских черт.

Владимиру Путину снова, как и в 2000 году, нужно оказаться «президентом надежды».

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".