Статья
2339 1 февраля 2012 9:05

Сирийская карта

Западно-арабский проект резолюции по Сирии призывает президента Башара Асада передать свои полномочия вице-президенту в течение 15 дней после одобрения документа Советом Безопасности ООН, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на британскую газету The Gusrdian, которая получила доступ к тексту резолюции.

 В документе также содержится требование к сирийскому правительству освободить всех заключенных, арестованных в ходе демонстраций, вывести все войска из городов и других населенных пунктов, а также гарантировать свободу мирных демонстраций. Авторы проекта резолюции требуют предоставить полный и беспрепятственный доступ в страну миссии наблюдателей Лиги арабских государств (ЛАГ).

Кроме того, в документе подчеркивается необходимость обеспечения безопасного возвращения домой беженцев и перемещенных лиц.

В проекте также содержится призыв к иностранным государствам прекратить поставки оружия в эту страну.

Авторы документа выразили серьезную обеспокоенность по поводу продолжающегося кровопролития в Сирии и «непрекращающихся поставок оружия в эту страну, что способствует распространению насилия».

Документ призывает страны-члены Совета Безопасности ООН предпринять необходимые шаги для прекращения поставок оружия, что является открытым посланием Москве, которая продолжает поставлять вооружения в Сирию.

Между тем, глава МИД РФ Сергей Ларов ранее заявил, что Москва продолжает поставлять вооружения Дамаску, так как между Россией и Сирией подписаны контракты. Лавров также подчеркнул, что поставляемое оружие не применяется против демонстрантов.

The Guardian отмечает, что проект резолюции по Сирии призван избавить Москву от сомнений по поводу того, что принятие резолюции может повлечь за собой иностранное военное вмешательство, как это было в случае с Ливией.

«Совбез ООН подтверждает свою безоговорочную поддержку суверенитета, независимости, единства и территориальной целостности Сирии, подчеркивает необходимость разрешить кризис мирным путем, а также обращает особое внимание на то, что ничто в этой резолюции не вынуждает государства прибегать к силе или к угрозе применения силы», - отмечается в документе.

В то же время, положения проекта резолюции не исключают возможность ведения боевых действий на территории Сирии в будущем, пишет газета.

Авторы документа осуждают «длительные, масштабные и грубые нарушения прав человека и фундаментальных свобод сирийскими властями». В проекте резолюции содержится требование о том, чтобы правительство Сирии немедленно положило конец всем нарушениям прав человека.

Новый проект резолюции по Сирии будет представлен во вторник на заседании Совбеза ООН, где будет выступать генсек Лиги арабских государств (ЛАГ) Набиль аль-Араби.

Ожидается, что документ будет вынесен на голосование Совбеза ООН в четверг. 

В ходе дискуссии в Совбезе, которая прошла накануне, госсекретарь США Хиллари Клинтон заявила, что бездействие в отношении Сирии «пошатнет авторитет ООН», и обвинила противников проекта резолюции, к числу которых относится Россия, в причастности к насилию. При этом она исключила вероятность, что Сирия станет второй Ливией.   

Постоянный представитель России в ООН Виталий Чуркин, со своей стороны, заявил в Совбезе, что Россия отвергает любые попытки использования инструментария ООН для дальнейшей «подпитки конфликта».

Что касается Башара Асада, то Россия не намерена убеждать президента Сирии уйти со своего поста. Об этом заявил ранее глава МИД РФ Сергей Лавров.

«Российская политика не заключается в том, чтобы просить кого-то уйти в отставку. Смена режимов - не наша профессия», - отметил он в интервью австралийскому телеканалу ABC.

В то же время Лавров отверг мнение о том, что Россия поддержит Асада, что бы ни случилось. «Мы не друзья и не союзники президента Асада», - подчеркнул министр, передаёт «Интерфакс».

Как сообщали «Актуальные комментарии», сегодня на пресс-конференции в Сиднее Лавров отметил, что Россия никогда не заявляла, что сохранение за Асадом поста президента Сирии может быть условием для урегулирования ситуации в стране. «Мы говорили о другом, мы говорили о том, что решение должно быть именно сирийским, именно сами сирийцы - причем все группы сирийцев - должны сесть за стол переговоров и договориться», - сказал глава МИД России.

Он подчеркнул, что то, «каким будет это решение, кто по итогам этой договоренности должен будет уйти и придти - это решать им».

«А вот против чего мы выступаем, - это против того, чтобы сказать, вот пускай будет сирийский диалог, но вот эта сторона в нем участвовать не будет», - отметил Лавров.

Ранее Россия предложила свой проект резолюции, который западные дипломаты посчитали слишком слабым для того, чтобы урегулировать сирийский конфликт.

Россия и Китай в октябре 2011 года уже накладывали вето на предложенный западными странами проект резолюции, который предусматривал возможность введения санкций против Сирии.

В свою очередь, госсекретарь США Хилари Клинтон заявила, что Совет безопасности ООН должен принять резолюцию, которая положит конец насилию в Сирии и приведет к демократическим переменам в стране.

«Совбез ООН должен поступить так, чтобы сирийскому режиму стало понятно, что мировое сообщество рассматривает его действия как угрозу миру и безопасности. Насилие должно быть прекращено, должен наступить период демократических перемен», - сказала она.

Клинтон сообщила, что также будет принимать участие в заседании СБ ООН, и подчеркнула: «Международное сообщество должно послать сирийскому народу четкий сигнал: мы поддерживаем вас. Лига арабских государств выступает за принятие резолюции, которая призовет международное сообщество поддержать ее усилия, поскольку статус-кво нестабилен. Чем дольше режим Асада продолжает применять насильственные меры в отношении сирийского народа, тем больше возрастают опасения, что нестабильность усилится и перекинется на весь регион».

Отметим, что ранее замглавы МИД РФ Геннадий Гатилов заявлял, что Россия может поддержать резолюцию СБ ООН по Сирии только в случае фиксации в ней своих принципиальных подходов.

«Мы настаиваем на отражении в любом решении СБ по Сирии наших фундаментальных установок: неприемлемость насилия, с чьей бы стороны оно ни исходило, призыв к властям и оппозиции вступить в предметный диалог; недопустимость внешнего силового вмешательства во внутрисирийские процессы и введения санкций или их угроза», - заметил Гатилов.

«Кстати говоря, запрет на интервенцию выходит далеко за сирийские рамки. Мы не можем согласиться с тем, чтобы основой разрешения внутригосударственных споров стала "ливийская модель", которая ассоциируется в международном политическом восприятии с многочисленными случаями нарушения мандата, выданного резолюциями СБ ООН», - сказал высокопоставленный российский дипломат.

Замминистра также подчеркнул, что западно-арабский проект резолюции СБ ООН по Сирии в его нынешнем виде является неприемлемым для России.

Россия не намерена торговаться с Западом и с кем бы то ни было по вопросу принятия резолюции СБ ООН по Сирии. «Не в нашей политической практике вести торг по принципиальным для нас вопросам», - заявил Геннадий Гатилов.

Комментарии экспертов

Судьба Асада не решена. Хотя, конечно, для американцев очень важно задавить Асада, потому что это резко усилит их давление на Иран. И в данном случае они имеют поддержку Европы и Лиги арабских государств. И общая позиция против Асада довольно сильная. Хотя пока режим, в общем, контролирует обстановку.

Для России ситуация складывается довольно неблагоприятная, потому что, с чисто гуманитарной точки зрения, положение тяжелое.  Задача России заключается в том, чтобы предложить некое общее решение, как можно было бы урегулировать ситуацию так, чтобы избежать ливийского сценария, избежать сценария вовлечения страны в гражданскую войну с последующим непредсказуемым финалом, но при этом попытаться каким-то образом прекратить военные действия.

На мой взгляд, Россия вполне может взять на себя такую роль. Она имеет определенное монопольное влияние на Асада и является фактически единственной страной, которая может вести переговоры.  На это, собственно, и нацелена российская дипломатия. Она сейчас пытается сохранить лицо Асаду и одновременно продемонстрировать, что именно она является той силой, которая может в критической ситуации проводить переговоры. Это правильная позиция.

Что касается возможности урегулировать конфликт в Сирии, то пока мы видим единственный более-менее приемлемый вариант - Йемен. Думаю, задача заключается в том, чтобы в какой-то степени в Сирии сделать что-то аналогичное йеменскому сценарию. То есть дать гарантии главе государства при сохранении политических договоренностей. В любом случае вряд ли Асад удержится, но задача России заключается в том, чтобы его уход был плавным и не сопровождался никакими эксцессами против правящей верхушки. Египетский и ливийский сценарии должны быть исключены.  Россия, я думаю, способна это обеспечить.
 

Россия планирует заблокировать этот проект резолюции, который выносится через Марокко странами Запада, и в последующем предложить в очередной раз свою резолюцию по Сирии. Не сложно предположить, что российская резолюция не пройдет, так же, как и не пройдет западная резолюция.

В результате России останется вариант выполнения посреднической миссии между правительством Сирии и оппозицией. По всем остальным направлениям возможности для принятия компромиссного решения ограничены. Понятно, что резолюции США и их союзников Москва будет блокировать, так как будет подозреваться возможность проведения военной операции в Сирии. Соответственно, в ответ государства Запада заблокируют российские инициативы. Поэтому единственный вариант - участие в прямом диалоге между Дамаском и теми силами, которые выступают против режима Башара Асада.

Здесь у Москвы потенциал есть. Я думаю, что все будет зависеть от того, как Москва подготовится, и кто будет курировать этот переговорный процесс. Возможно, что ничего не получится. Если же будет сделан адекватный выбор в плане кураторов этого переговорного процесса, то возможны позитивные результаты для Москвы.

Сейчас сирийскому руководству, в общем-то, не к кому обращаться, за исключением России, Ирана и Китая, для того, чтобы они выступили в качестве международного посредника. Но я думаю, что у нас есть благоприятные возможности для посреднической миссии. И здесь важным является то обстоятельство, что Москве необходимо решать эту проблему в двустороннем режиме, то есть между Дамаском и оппозицией, и не выносить данную дискуссию на международный уровень, так как государства Запада постараются инициативу Москвы заблокировать.

Пока сирийская оппозиция на переговоры не готова, так как уверена в своих силах и считает, что она сможет захватить власть при использовании оружия. Но я думаю, что если не удастся оппозиции добиться поставленной цели, то ей так или иначе придется вступить в переговорный процесс. И пока все указывает на высокую вероятность того, что рано или поздно, но оппозиции предстоит действовать на переговорном уровне, а не использовать форму вооруженной борьбы.

Совершенно очевидно, что кольцо вокруг Асада стягивается. В первую очередь, затягивается арабское кольцо. Государства Персидского залива верны своей тактике - они нацелены на уничтожение всех финансово неподконтрольных им военных и политических светских режимов. Все они, в общем-то, потихонечку свергаются. И Сирия единственная в арабском мире оппонирует этим монархиям Персидского залива.

В сложившейся ситуации Россия сейчас играет роль такого плохого парня, который мешает Западу окончательно разобраться с Башаром Асадом. Но, на мой взгляд, Запад и не очень стремится разделаться с ним. Когда была надобность разделаться с Каддафи, никакая позиция России этому воспрепятствовать не смогла.

Дело в том, что Сирия - это сердце арабского мира. И если туда «с дубьем вломиться», в этот сирийский дом, то осколки этого разбитого дома полетят в разные стороны - Израиль, Иорданию, Ирак. То есть, весь регион может заполыхать. И главное, что понимает Запад, при таком сценарии, под ударом окажется, в первую очередь, Израиль.

Поэтому Запад сейчас закладывает страшную мину замедленного действия: он делает вид, что хочет разобраться с Асадом, но Россия ему мешает. Но на самом деле, Запад сам этого не очень хочет, дабы регион не взорвать, и свои же политические и экономические интересы под удар не поставить. Но такая ситуация долго продолжаться не может.

Скорее всего, Россия так и будет дальше играть свою роль. Я полагаю, что здесь есть элементы некоего международного сговора, когда Россия взяла на себя некие обязательства по нивелированию усилий Запада. Но это сугубо моя личная точка зрения.

Посредником Россия выступить не сможет в силу того, что у нее нет никаких серьезных возможностей повлиять на одну или другую сторону. Если Асад еще может прислушаться к Москве, то оппозиция однозначно не прислушается к мнению России. Поэтому Россия расширять свои функции не будет. Не исключено, что будет создана какая-нибудь структура, отвечающая за переговоры в Сирии. Но все помнят, какой итог был у миссии Маргелова в Ливию.

Поэтому я считаю, что ситуация вокруг Сирии будет вялотекущая, но страна все равно будет потихоньку скатываться к хаосу. Единственный менее болезненный выход - верхушечный переворот. Когда вся система не изменится, но просто изменится правящая семья.

Если же ситуация будет скатываться к гражданской войне, то тогда полыхнет весь регион. Запад не хочет эту ситуацию ускорять.

Поэтому резолюция принята вряд ли будет. Но ситуация в Сирии уже и без Запада принимает такие военнообразные формы. И реагировать международному сообществу как-то на это придется.

8 апреля 2024 Колонки
ИИ-тократия
 ИИ-тократия Ярослав Барыкин о перспективах использования искусственного интеллекта в политике
29 марта 2024 Новости  Британия в поисках стратегии Великобритания выпустила новую стратегию применения санкций, в которой, по словам экспертов британских аналитических центров, описывается ряд критериев принятия решений, а также излагается подход к смягчению непредвиденных последствий и юридических рисков. Также британские эксперты проанализировали военный потенциал Великобритании и пришли к выводу, что он не оптимизирован для сдерживания России, поэтому стране нужно принять масштабную программу перевооружения. 22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask». 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".