Статья
3767 20 сентября 2012 8:59

Религиозные войны

Еще совсем недавно философы предрекали, что XXI век будет веком научного атеизма. Казалось, что освоение человеком космоса, открытия в генетике и создание компьютерных технологий лишь усилят позиции атеистов и не оставят места религиозным  войнам.

Однако время показало, что это не так.

Уже вторую неделю в мусульманских странах на почве религиозной ненависти бушуют антиамериканские настроения. В Египте, Ливии, Пакистане, Йемене и других странах этого и без того неспокойного региона проходят митинги и акции протеста, которые приводят и к человеческим жертвам. После убийства американского посла в Ливии, эксперты стали говорить о том, что на пятки наступает «арабская осень».

Поводом для всплеска антиамериканских настроений стал антиисламский фильм «Невинность мусульман».

Этот фильм  аналитики уже называли настоящей культурной катастрофой.

Как сообщали «Актуальные комментарии», одиозный фильм снял американец еврейского происхождения Сэм Бэсил. В картине ислам называется «раковой опухолью», а пророк Мухаммед вступает в беспорядочные половые связи, говорит об убийствах детей и называет осла «первым мусульманским животным».

Скандальный фильм был создан при активном участии известного пастора Терри Джонса. По словам Джонса, он намеревался показать прихожанам своей церкви фрагмент картины во время службы.

По мнению многих западных аналитиков, злую шутку сыграл не только сам фильм, но и время, когда он вышел в свет. «Если бы этот фильм был показан при других обстоятельствах, он бы ничем не отличался от никудышных комедий вроде Монти Пайтона», - пишет Der Spiegel.

А обстоятельства таковы, что именно сейчас США готовятся к выборам, а израильское правительство все настойчивее говорит о превентивном ударе по Ирану, который подозревают в подготовке к созданию атомной бомбы. Злополучный фильм лишь подогрел страсти.

Высказываются самые различные предположения относительно заказчиков фильма. По мнению председателя Исламского комитета России Гейдара Джемаля, провокация исходила от Израиля. По его словам, Нетаньяху изо всех сил стремился поставить Обаму в дурацкое положение перед выборами, поскольку Обама отказывался нанести в интересах Израиля удар по Ирану.

«И это такой ответ Израиля. Но, как известно, кто сеет ветер, пожнет бурю. Поэтому этот удар равным образом обрушится и на Запад, и на Израиль», - подчеркнул эксперт.

Директор Института политической социологии Вячеслав Смирнов считает, что фильм сняли представители одной из радикальных евангелистских американских церквей.

«По чьему заказу - это другой вопрос. Но в итоге информация о том, что христиане в очередной раз надругались над исламской верой, попала уже на подготовленную почву - в арабских странах антиамериканские настроения никуда не исчезали. И если Европа решила, что религиозный фактор из жизни общества уходит, а такие философские убеждения были сильны фактически до конца 80-х годов, то это отнюдь не так», - сказал Смирнов «Актуальным комментариям».

Публицист Александр Шмелев считает, что главная задача современного атеистического общества состоит в так называемом троллинге верующих. 

«Суть троллинга в разнообразных действиях, призванных вызвать какую-то ответную реакцию. К сожалению, механизмы этого троллинга достаточно просты и легко поддаются воспроизведению в самых разных странах и культурах, а верующие самых разных религий очень охотно на этот троллинг ведутся», - отметил он «Актуальным комментариям».  

Он убежден, что троллинг, конечно, осуществляется намеренно. «Очевидно, что люди, снимая фильм "Невинность мусульман" понимали, какую он вызовет реакцию в мусульманском мире. И очевидно, что девушки из группы Pussy Riot, решившие снять клип, в котором они танцуют в церкви, понимали, какую это может вызвать реакцию со стороны православных христиан», - отметил Шмелев.

Напомним, что процесс над участницами группы Pussy Riot, устроившими панк-молебен в храме Христа Спасителя до сих пор вызывает бурные дебаты в российском обществе, которое разделилось на обвинителей и защитников этих трех девушек.

Чем обусловлено обострение конфликтов на религиозной почве? Этот всплеск происходит в конкретных странах? Или во всем мире стали трепетнее относиться к религиозным чувствам? На эти и другие вопросы «Актуальным комментариям» высказали свое мнение российские эксперты.

Так, генеральный директор Центра политической конъюнктуры Сергей Михеев считает, что можно говорить о достаточно широком возрождении интереса к религиозным ценностям по всему миру. Причина этого явления, по его словам, кроется в том, что людей не устраивает популярная ныне модель потребления. 

«Современная цивилизация не дает ответов на большое количество вопросов различного характера. По сути, в мире присутствует такая модель потребления, что иметь - мало для человека, просто недостаточно. Кому-то, может, и хочется превратиться  в машину по пожиранию еды, по производству отходов, по удовлетворению своих биологических потребностей, но в большинстве случаев людям этого мало. Люди не удовлетворены той идеологией, которую несет современная модель потребления», - сказал Михеев.

Однако фильм «Невинность мусульман» неслучайно оказался в центре внимания.

По словам Михеева, в данном случае наложились друг на друга два явления: рост религиозности в мире в целом и серьезные успехи радикального ислама в борьбе с традиционным исламом в мусульманском мире.

То, что фильм – лишь повод, а причины куда глубже, не вызывает сомнений в экспертном сообществе. Главный вопрос: к чему подобное противостояние может привести? Прогнозы здесь не самые обнадеживающие. Несмотря на то, что, по мнению экспертов,  религиозные войны в прямом смысле пока не наблюдаются, существует опасность, что конфликты на религиозной почве станут повсеместными и будут инструментом для решения геополитических задач.

Оправдаются такие прогнозы или нет - покажет время. Пока можно констатировать, что, несмотря на все усилия, затушить волну недовольства, связнную с показом фильма «Невинность мусульман», не очень удается. Масло в огонь регулярно подливается.

Так, 19 сентября вышел в свет очередной номер журнала Charlie Hebdo, в котором помещены карикатуры по поводу выступлений против фильма «Невинность мусульман».

В итоге Париж принял решение закрыть 21 сентября диппредставительства, культурные центры и французские школы в 20 государствах. Париж опасается терактов в связи с публикацией карикатуры на пророка Мухаммеда. Решение было принято, хотя конкретных угроз в адрес французских учреждений и организаций пока не поступало.

Премьер-министр Франции Жан-Марк Эйро также заявил, что все, кого оскорбила публикация, могут подать в суд. При этом Эйро отметил, что Франция является «страной, где гарантирована свобода выражения мнения», в том числе посредством карикатуры.

Комментарии экспертов

Антиисламский фильм - это всего лишь повод. Такого дерьма в Интернете всегда очень много. Однако же этот повод напомнил нам о существующем столкновении двух миров. На Западе символ веры – это свобода слова. И слова Вольтера: «Мне глубоко чуждо ваше мнение, но я готов отдать жизнь за ваше право его высказать» – это вроде пустые красивые слова, но, как выясняется, это не совсем так.

Конечно, каждый отдельный человек на Западе совершенно не готов отдать жизнь за этот идеал, но это стержневая идея западной культуры. Ведь всякая культура, всякая цивилизация держится на каком-то наборе стержневых идей. Одна из стержневых идей современного Запада – это свобода слова. Абсолютная, неограниченная. А в мусульманском мире идея противоположная. 

На Западе на оскорбление словом следует отвечать словом. Вам не нравится сказанное про вас? Отлично. Отвечайте собственной речью, идите в суд и т.д. На Ближнем Востоке, вообще в мусульманском мире, есть другая стержневая идея – что на слово совершенно разумно и симметрично отвечать делом. А если речь идет о священных словах, об оскорблении ислама, об оскорблении пророка, об оскорблении Аллаха, то такое слово является делом, и за него отвечают делом – например убивают, поджигают и т.д.  Мы наблюдаем столкновение двух совершенно разных идеологий. 

Кроме этого базового идеологического столкновения там есть масса политических моментов. После «арабской весны» к власти в арабских странах пришли, вопреки ожиданиям «Аль-Каиды», довольно умеренные правительства, и сейчас есть прекрасный повод эти правительства скинуть, расшатать ситуацию. 

Но эта политическая игра – вещь текущая, вторичная, это пройдет. Никакой мировой войны, естественно, не будет. Скандал этот постепенно уляжется, а базовое непримиримое противоречие останется. «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись». 

Но уступать ни западные фундаменталисты, для которых свобода слова – абсолютная ценность, ни восточные фундаменталисты, для которых вера в Аллаха – абсолютная ценность, не желают, потому что это – система аксиом, система самоопределения. От своего самоопределения, от своей самоидентификации ни та ни другая культура отступаться не собираются. Поэтому такие столкновения будут продолжаться и дальше. 

Россия – это евразийская страна, она занимает промежуточное положение. Мы европейская страна, поэтому для нас важны ценности свободы слова. Но отчасти мы азиатская страна. Поэтому в России, кроме ничтожного меньшинства, никто не готов сказать, что свобода слова – абсолютная ценность, и за право каких-то хулиганов, провокаторов или сумасшедших неограниченно публиковать то, что они хотят, нормальной ценой является резня, стрельба и восстания. 

Обратное рассуждение: вера в Аллаха – абсолютная ценность, и любое оскорбление Аллаха надо смывать кровью, а не судебным иском. Так большинство граждан России тоже не считает. Причем, что интересно, так не считает и большинство граждан России, которые являются мусульманами.

Более того, так не считает, по-видимому, и большинство мусульман, живущих на территории бывшего Советского Союза. Во всяком случае, ни в одной из среднеазиатских республик не было нападений на американские посольства. Там живут, прежде всего, не мусульмане, а в недавнем прошлом обычные советские люди. Люди подавленные, люди, боящиеся власти, люди законопослушные. Это страны, где нет гражданского общества со всеми его очаровательными сторонами. Нет свободы – в том числе свободы убивать, свободы поджигать, свободы хулиганить. 

Актуализация религиозных вопросов связана с несколькими факторами. Во-первых, можно говорить о достаточно широком возрождении интереса к религиозным ценностям. Дело в том, что современная цивилизация не дает ответов на большое количество вопросов различного характера. По сути, в мире присутствует такая модель потребления, что иметь - мало для человека, просто недостаточно. Кому-то, может, и хочется превратиться в машину по пожиранию еды, по производству отходов, по удовлетворению своих биологических потребностей, но в большинстве случаев людям этого мало. Люди не удовлетворены той идеологией, которую несет современная модель потребления. В результате возрождается интерес к самого разного рода религиозным, мистическим течениям и так далее. И увлеченность этими течениями будет расти. 

Современная неолиберальная идеологема - достаточно бедна и ответа на большое количество важных вопросов человеку не дает. Предлагается разве что сходить к психологу или купить себе транквилизаторов. Но нормального человека в большинстве случаев такие решения удовлетворить не могут. Отсюда и рост интереса к религиозным течениям.

Есть и другой аспект, который касается исключительно мусульманского мира. В мусульманском мире, к сожалению, верх берет радикальный ислам. И, кстати, это происходит при поддержке западных стран, которые в свое время поддерживали различные мусульманские радикальные организации. Реально в мусульманском мире идет мощнейшее противостояние традиционного и радикального ислама. К сожалению, радикальный ислам все больше и больше одерживает победу. А позиция этого радикального ислама крайне агрессивна. Они считают, что необходимо агрессивно реагировать на любое, по их мнению, несправедливое отношение к исламу. По этому поводу внутри самого исламского мира идет тяжелая борьба, но, еще раз повторю, пока радикальный ислам находится на подъеме.

Надо отметить, что этот процесс поддерживался и англосаксонским миром достаточно долго. Потому что американцы (а еще раньше - англичане, в меньшей степени - другие западные страны) имели прямое отношение к созданию и поддержке большого количества радикально настроенных террористических организаций в мусульманском мире. Это касается и «Аль-Каиды», и «Талибана», и «Братьев-мусульман», и многих других. Они их использовали в своих целях, в том числе для борьбы с разными геополитическими оппонентами, с тем же Советским Союзом, Россией и Китаем. Плоды, которые пожинает весь мир - это серьезная радикализация исламского мира, серьезный рост агрессии, чего лет пятьдесят назад не было.

Эти два процесса в случае с фильмом «Невинность мусульман» сейчас наложились друг на друга. С одной стороны, идет рост религиозности в мире. Но с другой стороны - серьезные успехи радикального ислама в борьбе с традиционным исламом в мусульманском мире в целом.

Религиозные войны в прямом смысле пока не наблюдаются. Но существует опасность того, что конфликты на религиозной почве станут повсеместными и будут инструментом для решения геополитических задач.

Опять же, возвращаясь к опыту Афганистана, известно, что именно «накачав» радикальный ислам в свое время, американцы создали достаточно серьезное сопротивление советским войскам. «Накачав» радикальный ислам, американцы и Запад решили проблему Каддафи в Ливии. Серьезнейшее влияние радикальный ислам оказывает и на ситуацию в Китае. Многим выгодна просто-напросто хаотизация этого процесса. Полагаю, что полномасштабных религиозных войн не будет, но конфликтов на этой почве будет множество, потому что радикальный ислам бодро шагает по планете, а самое главное - у него есть поддержка. 

Американцы тоже несут определенные потери в этой борьбе, но мне кажется, что для них это те «щепки», которые летят, когда рубят лес. То есть они решают более глобальную задачу, но, к сожалению, приходится жертвовать послами или какими-то отдельными моментами. 

Главная задача современного атеистического общества состоит в так называемом троллинге верующих. То есть разнообразных действиях, призванных вызвать какую-то ответную реакцию. К сожалению, механизмы этого троллинга достаточно просты и легко поддаются воспроизведению в самых разных странах и культурах, а верующие самых разных религий очень охотно на этот троллинг ведутся. 

В первую очередь из мирового опыта можно вспомнить разнообразные истории последних лет, связанные с исламом - от фильма нидерландского режиссера Тео Ван Гога, стихов Салмана Рушди, приговоренного мусульманами к смертной казни, которая пока так и не приведена в исполнение, до нынешнего фильма «Невинность мусульман».

Периодически в подобную ловушку попадаются и христиане. В частности, в нашей стране в течение последнего полугодия мы могли наблюдать во многом схожий процесс, когда троллинг православных верующих со стороны группы Pussy Riot вызвал именно ту реакцию, на которую они рассчитывали: ожесточение, эмоции, истерика, пена на губах и прочее неадекватное поведение.

Как с этим бороться - не очень понятно. Самое эффективное поведение в отношении любых троллей - не реагировать на них. Троллинг не имеет смысла, если тот, кого троллят, не поддается этому, а просто игнорирует тролля. Однако это из разряда тех советов, которые легко дать, но которым сложно следовать. Люди не всегда владеют собой, и рассчитывать на это не приходится. Поэтому боюсь, что в ближайшие годы и десятилетия мы будем свидетелями еще многих религиозных возмущений, устроенных по модели «троллинг - и яростная реакция на него». 

Троллинг, конечно, осуществляется намерено. Очевидно, что люди, снимая фильм «Невинность мусульман», понимали, какую он вызовет реакцию в мусульманском мире. И очевидно, что девушки из группы Pussy Riot, решившие снять клип, в котором они танцуют в церкви, понимали, какую это может вызвать реакцию со стороны православных христиан.

Может быть, они не догадывались о масштабах, но то, что реакция будет бурной, предполагать мог любой человек, живущий в нашем обществе. 

До чего могут дойти такие конфликты? Я не пророк, но реакция зависит от степени троллинга. 

У русскоязычного читателя и телезрителя, когда он получает информацию об антиисламском фильме из наших СМИ, создается несколько неверное впечатление - будто мусульмане во всем мире посмотрели этот фильм и после этого вознегодовали. А по большому счету, на YouTube был выложен только пятнадцатиминутный кусочек, который пока еще доступен, его может посмотреть любой желающий. Это подделка на уровне дешевого телеспектакля в стиле телепузиков с непрофессиональными актерами.

Показа фильма по американскому телевидению, как пишут в англоязычной прессе, не было. Был закрытый показ один раз в каком-то третьесортном кинотеатре. Исходя из этого, рядовой мусульманин в Ливии и рядовой мусульманин в Египте не могли увидеть этот фильм. Они могли его увидеть, если они пользуются Интернетом, а это значит, что его видела лишь небольшая часть арабской молодежи. То есть вспышка агрессии на самом деле порождена не фильмом, а комментариями к фильму, которые даны авторитетными либо религиозными, либо политическими деятелями Запада. 

Фильм сняли копты, причем создается такое впечатление, что сняты нанятые со стороны случайные египетские копты. Коптская церковь сразу от этого фильма открестилась. Судя по всему, его снимали представители одной из радикальных евангелистских американских церквей. По чьему заказу - это другой вопрос. Но в итоге информация о том, что христиане в очередной раз надругались над исламской верой, попала уже на подготовленную почву - в арабских странах антиамериканские настроения никуда не исчезали. И если Европа решила, что религиозный фактор из жизни общества уходит, а такие философские убеждения были сильны фактически до конца 80-х годов, то это отнюдь не так.

Неожиданно произошел всплеск исламской идеологии. А исламская идеология, не как религия, а именно как идеология - это ответ бедных на достаточно жесткую агрессию Запада, западной цивилизации, цивилизации богатых. И ответ этот традиционный. Он предполагает нецивилизованные действия. Эти люди готовы гибнуть за свою веру, готовы убивать за свою веру, готовы защищать свою веру до последнего. 

С точки зрения западной цивилизации, это, конечно, невозможно, это дико, это нецивилизованно. С точки зрения обычного человека Востока, это нормально, ведь он может лишиться жизни из-за голода, из-за гражданской войны, из-за того, что просто его дом рухнул, потому что его плохо построили, из-за болезни, потому что на данной территории медицина плохо работает, из-за суеверия в том числе, из-за того, что у него другая религия, чем у соседних товарищей, то есть сходная, но один шиит, другой суннит. 

Жизнь, причем своя собственная жизнь, уходит на второе место, ее опережают вопросы веры, убеждения, которые внушаются с самого рождения. Там, где с работой и с деньгами лучше - там цивилизация размывает религиозные принципы. Но в местах, где с деньгами и уровнем жизни хуже - там вся жизнь связана только с работой, чтобы прокормить семью, и с религией. И любое покушение на религию является покушением на ваш устоявшийся образ жизни. 

В свое время такое было и с христианством в России. Христианство, которое было при Борисе Годунове, исчезло уже к моменту революции 1917 года. Поэтому православная общественность не увидела попытки защитить христианские ценности от большевиков. Война шла на экономическом поприще - кто-то отбирал землю, а кто-то давал землю. 

Сегодня наша страна не настолько религиозна, и у нас вряд ли будет вспышка религиозного фундаментализма. 

Но наука говорит, что любой религиозный фундаментализм, любые крайние религиозные взгляды есть защитная реакция общества на развитие либеральных взглядов. То есть, когда люди выходят на гей-парад, они получают ответ от тех, кто придерживается традиционных взглядов и считает, что подобные шествия - покушение на их образ жизни. 

Например, в России вы можете наблюдать достаточно сильный всплеск атеистического фундаментализма, когда церковь подвергается резкой критике. Вопрос за дело или не за дело - это уже другой вопрос. Но лет пять-десять назад критика обострилась. Ранее либеральная интеллигенция в России не критиковала РПЦ, а сейчас критикует. При этом в России православие - это в большей степени маркер русскости, чем религиозный маркер. Многие люди часто говорят: «Я православный по рождению, но в церковь не хожу». А либеральная интеллигенция у нас интернациональная, и русские там, к сожалению, представлены в меньшинстве. Почему? Это другой вопрос. Может быть, у нас просто ментальность не та, но национальный вопрос в нашей стране накладывается на религиозный вопрос. 

19 марта 2024 Новости  Запад настраивают на поглощение Армении Соединенным Штатам следует начать продавать Армении оружие в случае нового вооруженного конфликта с Азербайджаном, пишет группа экспертов американского аналитического центра RAND*. По их словам, после карабахской войны Армения в настоящий момент находится в политическом кризисе. 15 марта 2024 Новости  Угроза национальной безопасности: американские эксперты о запрете TikTok TikTok угрожает национальной безопасности США, считают эксперты американских аналитических центров. По их словам, соцсеть является частью операции влияния китайского правительства, имеющей целью повлиять на политику США, однако новый законопроект о запрете этой социальной сети несет в себе определенные риски и вызывает вопросы о конституционности такого решения. 7 марта 2024 Новости  Трамп vs Байден: дальнейший ход президентской кампании Итоги «супервторника» в США продемонстрировали лидерство Трампа и Байдена в сравнении с другими кандидатами от их партий. Западные СМИ и эксперты отмечают, что дальнейший ход гонки будет зависеть от того, к кому перейдут колеблющиеся избиратели, а также избиратели Никки Хейли, объявившей о выходе из кампании.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".