Статья
4303 28 ноября 2023 11:38

Торги за войну

Власти Украины всеми доступными ей методами пытаются купировать тему возможных мирных переговоров с Россией. Для достижения этой цели даже раскрыты детали переговорного процесса между двумя странами весной 2022 года. Откровения лидера фракции «Слуга народа» в Верховной раде Д.Арахамии относительно возможности урегулировать российско-украинский конфликт в самом начале горячей фазы, конечно, призваны напомнить западным лидерам об их обещаниях. Однако они же раскрывают природу такого жесткого протеста украинской стороны против мирных переговоров и ставят под вопрос наличие сколько-нибудь приемлемого и реалистичного сценария мирного урегулирования для действующего украинского режима.

Ответ на давление

Арахамия признался, что на отказ Украины от договоренностей, достигнутых в Стамбуле, непосредственное влияние оказал Б.Джонсон: «Больше того, когда мы вернулись из Стамбула, приехал Борис Джонсон в Киев и сказал, что мы вообще не будем с ними ничего подписывать. И „давайте будем просто воевать“». Это заявление можно интерпретировать как сигнал как западным политикам, так и внутренней аудитории, который в себе содержит три основных момента. Первый — морально-этический, второй — материально-технический, третий — ситуативно-тактический:

  1. Запад выступил инициатором эскалации конфликта весной 2022 года и не обладает моральным правом подталкивать Украину к перемирию сейчас.

  2. Запад взял на себя обязательства по материально-техническому обеспечению эскалации и не может затягивать с согласованием новых поставок вооружений и финансовых пакетов помощи.

  3. Возможные проблемы Украины на фронте — следствие затягивания с поставками вооружений. Власти Украины страхуются на случай поражения на наиболее уязвимых участках фронта: Авдеевка, Купянск и другие.

В последние месяцы Запад находится в процессе переоценки перспектив развития конфликта на Украине. Ставка на контрнаступление себя не оправдала, и именно сейчас ведется активный поиск возможных решений сложившейся ситуации на лини фронта. В этот буферный период официальные лица Запада делают публичные заявления относительно безоговорочной поддержки Украины и сохранении прежних целей, однако очевидно, что на практике старая стратегия поддержки Украины «буксует» по причинам того, что она продемонстрировала свою неэффективность в 2023 году.

Тот факт, что кризис проявился в публичном поле, говорит о том, что сторонам не удалось решить противоречия кулуарно. Власти Украины, понимая риски роста социальной напряженности внутри страны из-за угроз задержек новых пакетов финансовой помощи, принимают решение придать конфликт огласке. Более того, оценивая риски, режим в Киеве пришел к выводу, что обвинения Зеленского и его команды в напрасных жертвах, которые спровоцировал отказ от мирных переговоров, являются менее опасными, чем угроза невыплаты зарплат бюджетникам в следствии сокращения финансирования Западом.

Стартовые и текущие стратегии игроков

Главной причиной попыток смены стратегий основными игроками являются ошибки в прогнозировании и оценках ресурсного потенциала оппонентов. Запад, судя по прогнозам аналитических центров марта-июня 2022 года, рассчитывал на то, что Россия не сможет адаптироваться к новым реалиям санкционных ограничений и не будет готова к длительному конфликту, что вынудит ее смягчать свою переговорную позицию.

Неформальные гарантии Запада, к которым теперь апеллируют украинские политики, вероятно, имели необозначенный горизонт планирования в один-два года. Если вспомнить комментарии официальных лиц в начале конфликта, то практически никто не предполагал, что конфликт затянется до 2024 или тем более 2025 годов. Ошибочные прогнозы и планирование, как следует из статьи В.Залужного в The Economist, стали причиной провала украинского контрнаступления. Теперь, судя по росту конфликтности ситуации, часть игроков намерены изменить свои стратегии.

Запад после провала «санкционного Блицкрига» надеется на долгосрочный эффект финансовых ограничений, с которым Россия столкнется в среднесрочной перспективе. Для этого Западу не нужна победа Украины на поле боя или же «сохранение Украины в границах 1991 года». Эти цели воспринимаются Западом как не первоочередные и ресурсоемкие, что и провоцирует возникновение проблем с выделением новых пакетов финансовой и военной помощи Украине.

Власти Украины для обоснования целесообразности отказа от мирных переговоров с Россией должны были предложить электорату такие цели, которые бы оправдывали все риски и потенциальный ущерб. Именно поэтому в рамках патриотической накачки власти Украины пообещали гражданам возврат к границам 1991 года, быстрый и полный возврат контроля над всей территорией Украины. Новый «общественный договор» на Украине предполагал мобилизацию, упадок в экономике и прочие проблемы в обмен на территориальные достижения. Украинский политический класс не смог выполнить свою часть контракта и теперь пытается возложить ответственность за это на третью сторону — Запад, который не дал необходимого вооружения и обещанного финансирования.

Изменение стратегии для властей Украины будет означать невыполнение условий нового «общественного договора» и неоднократно данных публичных обещаний, что с высокой вероятностью спровоцирует внутриполитический кризис. На этом фоне Зеленский отказывается от проведения выборов и делает серию заявлений о «Майдане-3», чтобы не допустить дальнейшего роста напряжения, однако эти действия не решают саму проблему.

В этом смысле цели Запада и Украины не являются взаимоисключающими, поэтому их текущий конфликт интересов нельзя считать конфликтом с нулевой суммой. Однако цели Украины являются хоть и допустимыми, но побочными для Запада и будут отданы в жертву достижения основных целей: минимизация расходов с сохранением изоляции РФ.

Перспективы урегулирования

Запад по многим причинам не может допустить полного поражения Украины на поле боя, поэтому сценарий радикального сокращения объемов военной и финансовой помощи выглядит как наиболее маловероятный. Каждый последующий пакет будет приниматься со все большими трудностями, однако общий тренд будет сохраняться.

Параллельно будут усиливаться попытки Запада инициировать квазимирный процесс, который позволит сократить объемы военной помощи и даст время на активизацию собственных мощностей ВПК, которые на данном этапе продолжают не поспевать за потребностями Украины.

Власти Украины в текущей конфигурации не могут рассчитывать на приемлемый для себя сценарий завершения конфликта. Наиболее вероятным сценарием является попытка инициирования «Контрнаступления 2.0» в 2024 году, которое в случае даже относительного успеха, по мнению властей Украины, изменит позиции сторон. Однако очередной провал в еще большей степени ухудшит позиции Украины.

Зеленский и его окружение весной 2022, и еще в большей степени зимой 2023-2024 являются заложниками эффекта невозвратных затрат (sunk cost effect). На их решения влияют не только «будущие расходы», но и груз уже потраченных ресурсов (экономических, военных, людских и прч.). Затягивание конфликта будет вести к усугублению этого эффекта и росту внутриполитической напряженности на Украине.

Ключевые этапы

Оценивать перспективы мирного урегулирования конфликта будет возможно только после завершения новой военной кампании украинских властей весны-лета 2024 года. Тогда неминуемо произойдет изменение переговорных позиций сторон, каким бы ни был исход этой кампании. Кроме того, осенью 2024 возможны и субъектные изменения, которые также повлияют на баланс сил и стратегии игроков. Наиболее значимые этапы развития конфликта:

До конца 2023 года. Ключевая тема — согласование новых пакетов военной помощи Украине. В США звучат сигналы о том, что эти действия необходимо завершить до 25 декабря. Отчасти информационная кампания по актуализации роли Запада в эскалации конфликта призвана в том числе стимулировать принятие новых пакетов военной помощи.

Январь-март 2024. Поставки анонсированных в конце 2023 года вооружений. Подготовка инфраструктуры для F-16, поставки которых ожидаются весной 2024 года. Разработка возможных планов нового контрнаступления, обучение новых украинских мобилизованных.

Апрель-июнь 2024. Информационная кампания устрашения вокруг контрнаступления 2.0, информационные спецоперации и финальная подготовка к активной фазе новой военной кампании.

Июнь-октябрь 2024. Горячая фаза украинского контрнаступления 2.0. Попытки достичь цели, сформированные в рамках планирования операции в январе-марте 2024.

Ноябрь-декабрь 2024. Подведение итогов контрнаступления, подведение итогов выборов президента США, взвешивание ориентиров и ресурсов с учетом ситуации на земле и обновленном политическом фронте. Оценка перспектив дальнейшей эскалации и возможностей для мирного урегулирования.

Конечно, в текущем конфликте значительную роль играют «вмешивающиеся факторы», которые трудно поддаются прогнозированию. Однако базовые тайминги развития конфликта указывают на то, что реальный разговор о мирном урегулировании возможен только в ноябре-декабре следующего года.

Михаил Карягин, заместитель директора Центра политической конъюнктуры

#МихаилКарягин
26 апреля 2024 Новости
Украина на грани поражения
 Украина на грани поражения Украина и западные страны серьезно уступают России в производстве вооружений, и новый пакет помощи США станет формулой затягивания, а не прекращения конфликта, отмечают эксперты американских аналитических центров. По их словам, финансирование со стороны Конгресса может обеспечить заказы на закупки, но не решит проблему огромного неравенства в трудовых ресурсах между Украиной и Россией.
23 апреля 2024 Новости  Украину вооружают: политологи о новом пакете помощи США Одобрение Палатой представителей США нового пакета помощи Украине создало три интриги: как быстро начнет поступать помощь, как себя проявят это вооружение и те люди, которые будут его обеспечивать, а также какие можно ожидать ответные действия со стороны России. Политологи, авторы стрима ВЧК Алексей Чеснаков и Михаил Карягин в эфире 22 апреля обсудили эти и другие актуальные политические темы. 20 мая 2024 Анонс  Истечение срока полномочий Зеленского 20 мая истекает срок президентских полномочий Зеленского.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".