Статья
1913 13 ноября 2009 14:02

Транспортный налог поднимут вдвое

Госдума на заседании в пятницу приняла в третьем, окончательном, чтении правительственный законопроект, предусматривающий ускоренное повышение в 2010-2012 годах ставок акцизов на слабоалкогольную и табачную продукцию, а также удвоение ставок транспортного налога с 2010 года. За закон проголосовали 313 депутатов, против - 131, воздержались 2. Таким образом, за принятие документа проголосовали только представители фракции «Единая Россия». Ранее, 11 ноября, документ уже был принят во втором и третьем чтениях, однако депутаты решили вернуть его в процедуру второго чтения, отменив свое решение о принятии в третьем из-за нарушения процедуры голосования.

Ставки транспортного налога не увеличивались с момента введения самого налога, то есть с 2003 года. Законопроектом предлагается с 2010 года увеличить ставки транспортного налога в 2 раза и разрешить органам власти субъектов РФ уменьшать установленные ставки не в 5 раз, как в настоящее время, а в 10 раз и увеличивать не более чем в 5 раз.

Для стимулирования обновления парка транспортных средств региональные органы власти смогут устанавливать ставки транспортного налога в зависимости от года выпуска автомобиля и его экологического класса.

Акцизы на пиво в 2010-2012 годах предлагается индексировать в среднем на 50%. Так, акцизы на пиво с нормативным содержанием спирта свыше 0,5% и до 8,6% в 2010 году будут повышены в три раза, в последующие годы - в среднем на 10%, на пиво с содержанием спирта свыше 8,6% в 2010 году - на 42,8%, в 2011 году - на 21,42%, в 2012 году - на 23,5%.

Ставки акцизов на алкогольную продукцию с долей спирта до 9% включительно, спиртосодержащую продукцию и вино в 2010-2012 годах предлагается индексировать в среднем на 30%, с долей спирта свыше 9% - оставить в 2010-2011 годах без изменений, а в 2012 году - увеличить на 10%.

В отношении сигарет и папирос законопроект предусматривает увеличение размера адвалорной составляющей ставки акциза, исчисляемой исходя из максимальных розничных цен, на 0,5 процентного пункта ежегодно. Специфическую составляющую ставки на сигареты с фильтром в 2010-2012 годах предлагается индексировать в среднем на 30%, на папиросы - на 50%. Кроме того, предлагается включить в один вид подакцизных товаров с сигариллами также биди и кретек. Акцизы на них будут индексироваться на 44%, 20,8% и 21,8%.

По остальным подакцизным товарам специфические ставки акцизов предлагается индексировать в 2010-2012 годах на 10% к предыдущему году.

Сохраняются нулевые ставки акцизов на спиртосодержащую парфюмерно-косметическую продукцию и продукцию бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке, на пиво с содержанием спирта до 0,5%, а также на легковые автомобили с мощностью двигателя до 67,5 кВт (90 л.с.) включительно.

Представители оппозиционных фракций высказались против принятия данного закона, не соглашаясь, в частности, с увеличением в два раза ставки транспортного налога. Как отметил депутат Сергей Иванов (Фракция ЛДПР), предложение увеличить транспортный налог в два раза - антинародное. «Что мы с вами делаем? Сегодня все в России готовятся проводить акцию «Гудок в небо». По всей России люди будут возмущены этим», - сказал он.

В свою очередь представитель фракции «Единая Россия» депутат Андрей Макаров подчеркнул, что законом повышается базисная ставка налога. «Означает ли повышение базисной ставки увеличение налога? Нет. Это функция региональных парламентов», - сказал он. Депутат также отметил, что таким решением расширяется «диапазон возможности региональных парламентов» по установлению ставок налога.

По словам Макарова, при обсуждении законопроекта с губернаторами были получены положительные отзывы, при этом никто из глав регионов не собирается бездумно повышать ставки. «Более того, кто-то уже заявил, что повышать ставки не будет», - заключил он.

Вице-президент Движения автомобилистов России, адвокат Леонид Ольшанский считает, что принятый Госдумой закон о повышении транспортного налога может привести к усилению социальной напряженности в стране.

«Руководство страны говорит, что в условиях кризиса главный принцип отношения государства к человеку - это социальная справедливость, а в случае с этим законом мы видим ее полное отсутствие», - сказал Л.Ольшанский «Интерфаксу» в пятницу.

Как отметил Л.Ольшанский, в России, «где 35 млн. частных автомобилей, а каждая семья насчитывает минимум три человека, повышение налога означает, что 100 млн. человек могут бастовать». «Конечно, сто не будут, но часть будет точно», - полагает Л.Ольшанский.

По его словам, в России очень много старых автомобилей, которые могут иметь большой объем двигателя и мощность. «Все равно они будут старыми и дешевыми, а соответственно, неподъемным бременем лягут на людей»,- отметил вице-президент Движения автомобилистов.

Он сказал, что «если бы эти деньги (от налога - «ИФ») по целевому назначению шли на строительство дорог - это было бы еще понятно». «Но они, как любые налоги, идут в общей котел, а обладатель сам решает на что их тратить, поэтому губернатор может потратить их и на покупку нового мерседеса себе»,- считает Л.Ольшанский.

Госдума на заседании в пятницу приняла в третьем, окончательном, чтении правительственный законопроект, предусматривающий ускоренное повышение в 2010-2012 годах ставок акцизов на слабоалкогольную и табачную продукцию, а также удвоение ставок транспортного налога с 2010 года.

Ставки транспортного налога не увеличивались с момента введения самого налога, то есть с 2003 года. Законопроектом предлагается с 2010 года увеличить ставки транспортного налога в два раза и разрешить органам власти субъектов РФ уменьшать установленные ставки не в пять раз, как в настоящее время, а в 10 раз и увеличивать не более чем в пять раз.

Для стимулирования обновления парка транспортных средств региональные органы власти смогут устанавливать ставки транспортного налога в зависимости от года выпуска автомобиля и его экологического класса.

Федерация автовладельцев России (ФАР) планирует провести серию акций протеста против увеличения транспортного налога. «В знак протеста против увеличения транспортного налога мы предлагаем в понедельник, 16 ноября в 10.00 по московскому времени надавить на клаксоны и не отпускать их в течение пяти минут», - заявил «Интерфаксу» координатор московского отделения ФАР Дмитрий Самарин. Он добавил, что следующая подобная акция планируется в середине декабря, но дата пока уточняется.

21 ноября в пригороде Новосибирска Федерация автовладельцев России (ФАР) проведет собрание своих представителей в регионах страны для обсуждения скоординированных действий в условиях увеличения налоговой нагрузки на автовладельцев и принятия нового технического регламента. Как сообщила представитель ФАР в Приморье Анастасия Загоруйко, в работе съезда примут участие и делегаты автоклубов, входящих в федерацию. «Мы обсудим программу наших дальнейших действий, в том числе и протестных. Речь пойдет о принятии Госдумой увеличения в два раза транспортного налога, вступление в силу нового техрегламента о колесных средствах, дороговизне бензина и других решениях руководства страны, направленных против автовладельцев», - сказала Загоруйко. Кроме того, участники съезда обсудят возможность создания профсоюза автомобилистов.

«По сути, повышение транспортного налога на федеральном уровне и возможность его корректировать на местном уровне еще в пять раз - это искусственное «выдавливание» автовладельцев, как класса», - заявила Анастасия Загоруйко. По ее словам, «дальневосточников уже лишили недорогих подержанных, но качественных иномарок, теперь пытаются ввести повышенную ставку ОСАГО за эксплуатацию машины с «правым рулем», заставить покупать нерентабельную продукцию российского автопрома. И вот теперь в очередной раз залезли в карман простых граждан, и что самое страшное, - малого бизнеса, компенсируя те доходы, которые казна недополучила от увеличения таможенных пошлин за ввоз иномарок». «Нет сомнения в том, что региональные власти также захотят пополнить свой бюджет за счет кратного увеличения транспортного налога. Бизнес вложит эти потери в стоимость услуг и товаров. Подорожает все. И вот тогда на машинах будут ездить только чиновники, потому что для простых граждан автомобиль действительно станет роскошью. Ведь надо еще оплачивать постоянно растущие в цене коммунальные услуги и кормить детей», - сказала она.

Как сообщает пресс-служба Законодательного Собрания Приморья, 11 ноября комитет регионального парламента по бюджетно-налоговой политике и финансовым ресурсам уже рассмотрел проект закона «О транспортном налоге на территории Приморского края». В сообщении отмечается, что, в соответствии с изменениями в российском законодательстве и в рамках антикризисных мероприятий, регионам в 2010 году предлагается для повышения доходной части бюджетов увеличить ставки транспортного налога. «Законопроект, представленный депутатам администрацией Приморского края, предполагает увеличение ставок в среднем в 2-2,5 раза», - отмечает пресс-служба. По оценкам финансистов, в случае принятие данного законопроекта бюджет Приморского края в 2010 увеличится на 139 млн рублей за счет авансовых платежей юридическими лицами. В 2011 году объем дополнительных поступлений от физических лиц составит 503 млн рублей, юридических - 19 млн рублей. «Эти средства будут направлены на социально значимые статьи», - говорится в сообщении.

Раннее лидер московского отделения ФАР Сергей Канаев сообщил, что федерация «предлагает всем автомобилистам, лодочникам, корабелам, трактористам и авиаторам выразить свой протест повышению налогов». Он отметил, что «акция станет свидетельством солидарности всех обладателей транспортных средств и предупреждением для властей, принимающих один за другим законы, которые действуют вопреки интересам значительной части народа России».

Комментарии экспертов

У нас давно уже было предложение - взимать транспортный налог через продажу бензина. То есть, в стоимость бензин должна быть заложена часть транспортного налога. Это более справедливо, поскольку платить должен тот, кто пользуется автомобилем. И платить должен больше, если он пользуется постоянно. А если пенсионер, инвалид, ветеран, два-три раза летом выезжает на дачу на стареньком запорожце и за весь год должен платить большой налог, то это несправедливо. Мы должны платить за то, чем мы пользуемся, а платить за автомобиль, который стоит в гараже недопустимо, мы нарушаем в данном случае права граждан. Вполне можно добиться увеличения собираемости транспортного налога, для этого он должен быть заложен в стоимость бензина. Это решит все проблемы - платит тот, кто едет. И платит больше тот, кто едет в дорогом автомобиле, потому что бензин дороже. И платит очень большой налог тот, кто не вылезает из автомобиля. Это была бы лучшая форма, а так - гражданам будет тяжело и неприятно, они обижались и десять лет назад, когда мы вводили обязательное страхование.

Доклад, представленный в качестве второго послания Президента Федеральному Собранию, превзошел мои ожидания. Глава государства выступил, на мой взгляд как твердый и надпартийный гарант Конституции.

Его выступление отличалось обстоятельностью и конкретностью. Формат послания был расширен и по времени (Дмитрий Медведев говорил 1 час 40 минут), и по содержательности. В своей речи Президент затронул все основные проблемные поля, которые сегодня открываются перед нашим государством и обществом.

Выявилось, что двухмесячный совет Дмитрия Медведева с народом, который начался после публикации его статьи «Россия, вперед!» и предложения гражданам присылать свои инициативы, оказался не пиар-ходом. Это был реальный механизм для того, чтобы отразить пульс жизни общества. Глава государства очень часто ссылался на конкретные инициативы как граждан, так и организаций.

Приятно было почувствовать, что и общение Дмитрия Медведева с представителями оппозиционных партий не пропало втуне. Как мы видим, целый ряд предложений, которые обсуждались после выборов 11 октября и касались демократизации политической системы, а также обеспечения надежности и прозрачности функционирования избирательной системы, нашли свое конкретное отражение в послании.

Это касается, в частности, предложения партии «Справедливая Россия» о предоставлении на региональном уровне депутатам от политических партий независимо от количества депутатских мандатов прав и возможностей полноценных фракций, обеспечения возможности их работы на постоянной, профессиональной основе. Эта наша инициатива отражена практически один в один.

Это касается и нашего предложения продолжить дискуссию относительно выборов по партийным спискам на муниципальном уровне.

Наконец, это касается также возможности дальнейшего обсуждения целесообразности применения таких форм голосования, как досрочное голосование и голосование по открепительным талонам. Такие процедуры должны соответствовать жестким нормам, принятым на федеральных выборах, чтобы вакханалия, которую мы видели на местных выборах 11 октября, больше не повторилась. Президент призвал все эти моменты тщательно обсудить и довести до принятия конкретных решений.

Если говорить о прошедших выборах, то мне очень понравилась фраза Дмитрия Медведева о том, что закон один для всех - в том числе для правящей партии.

Мы удовлетворены тем, что предложения партии «Справедливая Россия» в плане изменения избирательного законодательства нашли свое отражение в послании. Мы приветствуем все, что связано с технологизацией процедуры выборов, созданием мощной инфраструктуры избирательной системы по всей стране

Напомню, что наша кампания по выборам в Москве проходила под лозунгом «Большая перемена». К большим переменам Президент призвал нацию и сегодня. Накануне выборов 11 октября мы говорили о том, что перемены в Москве должны заключаться, в том числе, в увеличении количественного и качественного представительства москвичей в Московской городской Думе - 35 депутатов на 7,5 миллионов избирателей явно недостаточно. Президент использовал этот пример. И я надеюсь, что по части представительства не Туву будут приводить к параметрам Москвы, а Москву - к параметрам Тувы!

Если говорить о той части доклада, которая была посвящена экономической и социально-политической модернизации страны, то здесь мы поддерживаем направленность на конкретные жизненные интересы людей. Наши инициативы услышаны и использованы при подготовке послания. Что касается лекарственного и пенсионного обеспечения, то мы представили Дмитрию Медведеву конкретное предложение уделить внимание развитию социальных карт наших граждан. Они должны иметь хождение не только в рамках одного субъекта федерации, но по всей стране. Было сказано, что такая задача в течение двух лет должна быть решена.

Конечно, мы заинтригованы тем, кто конкретно будет отвечать за изменение положения дел на Северном Кавказе (я думаю, что ответа на этот вопрос долго ждать не придется). В этой связи у нас также есть ряд конкретных предложений. Было приятно услышать, что акцент будет сделан на социально-экономическом развитии региона. Наша партия разработала проект программы микрокредитования малого бизнеса на Северном Кавказе, и буквально завтра мы готовы представить ее Правительству РФ.

Важной мне кажется и прозвучавшая сегодня тема борьбы с коррупцией. Мы услышали целый ряд конкретных посылов. Хочу обратить внимание, что после фразы о том, что одними «посадками» дело не решить, но сажать надо, в зале было заметно оживление. Кое-кто заерзал стуле.

Если же говорить о докладе в целом, то я удовлетворен количеством конкретных поручений Правительству, которые имеют конкретные сроки и конкретную направленность. Смысл сегодняшнего послания сводится к тому, что кроме нас самих никто нас в светлое будущее не выведет. И мы надеемся, что сегодняшнее выступление, обращенное ко всему народу и призывающее к большим переменам в нашей социальной и экономической жизни, будет поддержано всеми слоями населения, всеми государственными органами, общественными организациями.

Что мы сделали в транспортном налоге? Мы повысили базисную ставку. Означает ли увеличение транспортной ставки увеличение налога? Нет! Это функция региональных парламентов. На самом деле, мы расширили диапазон возможностей местных парламентов. Замечу при этом, что мы сохранили их возможность увеличивать базисную ставку в пять раз, и в десять раз они могут снижать эту ставку. Транспортный налог должен иметь социальную составляющую. Мы твердо убеждены, что человек, который способен заплатить сотни тысяч долларов за "Феррари", в состоянии платить повышенный транспортный налог. Кричат, что регионы повысят этот налог. Вспомните Карла Маркса, он говорил, что лучшим критерием истинности является практика.

Сегодня у нас существует возможность увеличения ставок налогов, и какие регионы выбрали это? Единицы. У них все это время увеличить налог, так почему же они этого не сделали? Что, с последних выборов они поглупели? Я думаю, что с последних выборов они стали намного умнее. Хватит не доверять людям, которых избирают граждане нашей страны. Мы расширяем их возможности, и поэтому сегодня уже практически все регионы прислали на этот закон положительный отзыв. Мы разговаривали с губернаторами и заксобраниями, и никто не говорил о том, что повышение ставок проходит бездумно. Более того, конкретные регионы уже заявили, что повышать ставки не будут. Не надо их считать глупее себя.

По поводу акцизов на алкоголь. Все депутаты так долго призывали бороться с пивным алкоголизмом. Теперь, выступая против закона, они подтвердили, что лгали людям, когда призывали с этим бороться. Мы сделали то, что они просили, а оказалось, им это совсем не нужно.

Для нашей партии Послание Федеральному Собранию имеет особое значение. «Единая Россия» выдвигала кандидатуру Дмитрия Анатольевича Медведева на должность Президента Российской Федерации, а значит, наше обязательство перед гражданами страны – содействовать Президенту в реализации задач развития страны.

Мы выполняем свои обязательства. «Единая Россия» стала той политической силой, которая обеспечила реализацию инициатив Послания 2008 года в законодательстве, причем эта работа была проведена в кратчайшие сроки. Как партия парламентского большинства мы сохраним высокие темпы работы Государственной Думы и при реализации Послания 2009 года.

Например, Президент внес комплекс предложений по развитию законодательства в сфере благотворительности, которые будут иметь большое значение для дальнейшего становления гражданского общества в России. 

Темпы нашей работы должны отвечать тем  условиям, в которых развивается  страна. А эти условия сегодня  определяются прежде всего глобальным экономическим кризисом. Так, Президент обратил особое внимание на ситуацию в моногородах, сформулировал ряд конкретных мер в этой связи. «ЕДИНАЯ РОССИЯ» будет принимать самое активное участие в их реализации.    

Нам нужно последовательно укреплять и развивать нашу политическую систему. Выдвинутые Президентом год назад и работающие на федеральном уровне предложения по усилению роли партий, обеспечению равного доступа их представителей к средствам массовой информации и ряд других мер было предложено реализовать на региональном уровне, а в отдельных моментах – и в муниципалитетах. Уверен, что новые инициативы Президента в политической сфере сыграют большую роль в дальнейшем развитии российских партий и честной политической конкуренции. 

Новое Послание Президента Федеральному Собранию стало содержательным документом, в  котором ключевое место заняли вопросы развития, – как политической системы, так и экономики, социальной сферы. Его по праву можно назвать модернизационным. И Президент детально остановился в своем Послании на приоритетных направлениях технологической модернизации – это медицина и фармакология, энергосбережение, ядерные технологии, связь и телекоммуникации, компьютерные системы.  

В числе конкретных задач хотел  бы также обратить внимание на инициативы главы государства по развитию инфраструктуры, по ускоренному переходу на современные стандарты и техрегламенты, адекватные расценки в строительстве, например, в строительстве дорог. Президент подчеркнул, что это является ключевым условием для повышения отдачи от инвестиций в инфраструктуру.   

В этом году появился новый формат подготовки Послания Президента, потому что многие задачи, поставленные в Послании, глава государства ранее обозначил в своем обращении к гражданам России. Состоялось активное обсуждение, которое шло в том числе в СМИ и в Интернете, и «Единая Россия» принимала в нем участие. 

Мы предлагали включить в текст Послания дальнейшие меры по снижению административного давления на бизнес, освобождению от уголовной ответственности налогоплательщиков, которые хоть и совершили налоговое правонарушение, но возместили ущерб. 

«Единая Россия» предлагала и другие, озвученные сегодня темы, в том числе связанные с развитием спортивной инфраструктуры и поддержкой спорта, совершенствованием системы образования.  

Многие из инициатив Президента перекликаются с тем, о чем заявляла партия парламентского большинства. Предложения по усилению ответственности чиновников, росту эффективности расходования бюджетных средств, в том числе и госкорпорациями, – все эти идеи не раз обсуждались на дискуссионных площадках клубов, а депутатами от фракции «Единая Россия» предлагались соответствующие законодательные инициативы. 

Обращение Президента «Россия, вперед!», так же как План Путина и Стратегия-2020, стали  теми основами, на которые мы опирались  при подготовке проекта нового Программного документа партии. Послание Президента прозвучало накануне нашего XI съезда, который состоится 21 ноября в Санкт-Петербурге. Безусловно, вопросы реализация Послания будут обсуждаться съездом, в том числе в связи с нашим Программным документом. Они будут отражены в решениях съезда. Мы направили Президенту приглашение принять участие в съезде, и мы убеждены, что это участие позволит «Единой России» лучше организовать свою дальнейшую работу.
 

Говорить, как некоторые политики, что вот ветераны будут платить большие деньги за машины, на которых они ездят только летом на дачу, нельзя. По Российской Федерации данный налог собирается по субъектам. Мы получили отзывы от 14 субъектов, и 13 его поддержали. Это муниципальный налог, и средства пойдут на социальные нужды людей, которые живут в этих поселках. Поэтому сегодня говорить, что какой-то автомобилист будет платить немыслимый налог, категорически недопустимо. Все будет зависеть от законов, которые будут приниматься на уровне субъектов Федерации и муниципалитетов.

Данный налог уже просчитан в бюджете на 2010 год, и он считался по ставке в 25%. По этой ставке за автомобиль "Лада" 2007 года нужно будет платить около 450 рублей. Автомобиль среднего класса импортный "Форд фокус" обойдется около 800 рублей. А вот Мерседес - в районе 15 тысяч рублей. Говорить о каких-то убийственных цифрах, которые называют на сегодняшний день, просто недопустимо.

Некоторые вообще будут освобождены от уплаты транспортного налога, как это уже на сегодняшний день есть. Другие, да, будут платить больше, потому что у них и машины более высокого класса. А деньги пойдут именно на поддержку социальных программ, выполнение социальных обязательств перед учителями, врачами, социально незащищенными. Не надо говорить, что после принятия данного закона все вдруг начнут платить огромные деньги. Тем более не нужно увязывать налоговую проблему с покупкой наших, отечественных автомобилей. Эти проблемы через налоги никогда не решаются. Налог - это фиксированная плата, которую обязан платить налогоплательщик.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".