Статья
8 Августа 2012 13:34

Транспортный передел

Основным экономическим трендом недели стала борьба за финансовые ресурсы Первой грузовой компании (ПГК). Продажа ПГК стала основным проектом РЖД по привлечению дополнительного финансирования. 

В последний год одна из крупнейших госкомпаний РФ существенно ослабила свои финансовые и аппаратные позиции. Бюджетный дефицит и противодействие со стороны статусных противников поставили компанию на грань рентабельности. Всего правительство объявило о снижении размера компенсации выпадающих доходов от госрегулирования тарифов в 2010-2011 годах вдвое. Изначально планировалось, что РЖД получит от государства 50 миллиардов рублей, но когда объем перевозок упал не на 19%, как предполагалось ранее, а «всего» на 14%, размер субсидий было решено сократить до 24 миллиардов рублей.

Фактически на фоне экономического кризиса инвестиции государства остались основным инструментом развития монополии. Источники финансирования ОАО «РЖД» в настоящий момент сильно ограничены. Прибыль компании, рентабельность капитала которой составляет не более 1%, по факту напрямую зависит от уровня индексации тарифов, а также планов монополии по сокращению издержек. 

Программа оптимизации расходов уже учтена при формировании прогнозного финансового плана, поэтому возможность увеличения прибыли как источника, необходимого для финансирования инвестпрограммы, целиком зависит от позиции государственных регулирующих органов в вопросе размера индексации тарифов. Около трети своей амортизации ОАО «РЖД» уже тратит на проекты, связанные с усилением пропускной способности железнодорожной инфраструктуры, а не на обновление основных фондов. 

Причем, учитывая предложения Минфина и Минэкономразвития об индексации тарифов исключительно на уровень инфляции, которое получило поддержку премьер-министра, улучшения ситуации во второй половине 2012 года ждать не приходится.

Частично исправить сложное финансовое положение должна была продажа «дочек» госкомпании. Первоначально «РЖД» продала акции «Транстелекома» и «Трансконтейнера». Однако этих средств не хватило для финансирования инвестиционной программы госкомпании. 

Помимо Минфина против массированного финансирования «РЖД» выступил Минтранс. До последнего времени именно противостояние министерства и монополии по вопросу реформирования РЖД определяли ситуацию в отрасли. Приватизацию транспортной компании лоббировали независимые железнодорожные перевозчики при поддержке покинувшего Минтранс Игоря Левитина. 

Именно Левитин добился создания транспортной монополии «Первой грузовой компании» (ПГК) и «Второй грузовой компании» (ВГК), которым должна была достаться львиная доля всего вагонного парка «РЖД». Минтранс настаивал на продаже обеих компании на внутреннем рынке. Однако, несмотря на все усилия ведомства Максима Соколова, РЖД решила расстаться исключительно с ПГК,  оставив в собственности 100% ВГК. Такое решение приняла правительственная комиссия по транспорту и связи под руководством Сергея Иванова, в прошлом профильного вице-премьера. 

Таким образом, несмотря на давление со стороны федеральных ведомств, топ-менеджмент РЖД пытался сохранить контроль над вагонным парком. А чтобы увеличить финансирование госкомпании Владимир Якунин расстался контрольным пакетом ПГК.

Стратегический актив достался владельцу НЛМК Владимиру Лисину. Причем, большую часть денежных средств, заплаченных за ПГК, предприниматель привлек в форме кредитов. 

Независимая транспортная компания (НТК) Владимира Лисина выиграла аукцион на покупку 75% минус две акции ПГК в октябре прошлого года. Из 125,5 миллиардов рублей, заплаченных за компанию, 75 миллиардов рублей являлись кредитными средствами, привлеченными по линии «Сбербанка». 

Залогом по этому кредиту были акции самой ПГК, а также ценные бумаги НТК, подконтрольной бизнесмену. Без поручителя ставка по кредиту находится на уровне 11-12%, что не устраивает предпринимателя на фоне падения цен на металлы и рост экономической турбулентности.

Для того, чтобы сократить долговую нагрузку, Владимир Лисин предложил ПГК выступить в качестве поручителя по кредиту. Наличие поручителя снизит ставку по кредиту на 2-2,5%, что сэкономит предпринимателю около 1,5-1,8 миллиарда рублей в год на его обслуживании.

Поскольку поручительство проходит как сделка с заинтересованностью, ее решение будет зависеть от того, как проголосуют представители РЖД, владеющего блокирующим пакетом ПГК (25% плюс 1 акция). Они, в свою очередь, будут руководствоваться директивой, которую должно подготовить правительство.

Если Кабмин согласится с поручительством, то РЖД могут потерять в стоимости оставшихся у них 25% акций ПГК. Причем, свои ценные бумаги монополия хочет продать тому же Лисину до конца 2012 года. Сейчас этот пакет стоит около 48 миллиардов рублей, но после поручительства его цена может упасть на 15 миллиардов рублей – до 33 миллиардов рублей.

Однако, несмотря на очевидные финансовые потери, РЖД согласилась предоставить поручительство ПГК. Об этом на следующий день объявил Владимир Якунин. В обмен президент монополии рассчитывает на сохранение представителей РЖД в совете директоров ПГК и учет интересов госкомпании при формировании стратегии развития.

Дмитрий Абзалов, Центр политической конъюнктуры 

  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".