Статья
11 Января 2013 11:37

Трепетные чувства берут под защиту

<p>В совете по правам человека при президенте разработана новая концепция законопроекта о защите чувств верующих. В частности, предлагается защищать и другие чувства,  имеющие «высокое значение для разных общественных групп», в том числе патриотизм и приверженность традиционным ценностям. Об этом газете «Известия» сообщили авторы документа.</p>
<p>Такое расширение рамок будущего закона поддерживают в администрации президента. «Патриотические чувства постоянно подвергаются оскорблению, а их носители не имеют возможности защитить себя от нападок», — приводят журналисты издания позицию собеседника в Кремле.</p>
<p>Авторы инициативы -  члены СПЧ Владимир Ряховский и Иосиф Дискин. </p>
<p>Они предлагают внести в проект закона еще две важные поправки: смягчить санкции за его нарушение, заменив лишение свободы на штрафы и общественные работы, и ввести практику «зонирования» общественного пространства, то есть размещения соответствующих предупреждений в местах с особыми нормами поведения.</p>
<p>«Тогда люди, посещающие, например, выставку Марата Гельмана, будут предупреждены и не смогут предъявить претензии, что их чувства оскорблены, так как они сознательно пришли в специальное пространство. Или, скажем, если в музее есть экспонаты, могущие оскорбить людей с традиционной ориентацией, то можно повесить у входа табличку, и тогда депутат Милонов будет знать, что ему там делать нечего», - цитирует авторов идеи газета.</p>
<p>После заседания СПЧ 23 января предложения по поправкам к закону о защите чувств верующих будут представлены на рассмотрение президенту Владимиру Путину.</p>
<p>Законопроект, предусматривающий тюремные сроки за оскорбление чувств верующих и осквернение святынь, был внесён в Думу 26 сентября.</p>
<p>В соответствии с документом, максимальное наказание за оскорбление религиозных убеждений и чувств – три года лишения свободы. Также возможен штраф до 300 тысяч рублей и обязательные работы до 200 часов.</p>
<p>За осквернение и разрушение объектов и предметов почитания предусмотрено наказание в виде штрафа до 500 тысяч рублей, обязательных работ до 400 часов и лишения свободы до пяти лет.</p>
<p>Кроме того, законопроект вводит новый состав правонарушений в Административный кодекс - публичное осквернение религиозной литературы, знаков, эмблем, а также их порча. За это предлагается наказывать штрафом от 30 до 50 тысяч рублей.</p>
<p>Законопроект появился после вызвавшей большой общественный резонанс акции девушек из панк-группы Pussy Riot в храме Христа Спасителя в Москве.</p>
<p>Как показывает социологический опрос ВЦИОМ, идею ужесточить наказание за вандализм и порчу церковного имущества, а также оскорбление чувств верующих поддерживают 82% россиян.</p>
<p>Однако правозащитники считают, что законопроект нуждается в доработке. Уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин сразу же заявил, что не во всем согласен с законодательной инициативой о введении уголовного наказания за оскорбление чувств верующих. </p>
<p>«Я против уголовного наказания за преступления, не связанные с явным насилием, против, чтобы ненасильственные действия трактовались в уголовном ключе», - сказал Лукин журналистам в Санкт-Петербурге на заседании правления Европейского института омбудсмена.</p>
<p>В то же время омбудсмен подчеркнул, что против оскорбления прав верующих. «Разные церкви России сильно пострадали в большевистский период, и мы должны бережно к этому относиться (к чувствам верующих – ред.). Я не понимаю людей, которые грубо и бесцеремонно, используя грубую лексику, атакуют разные конфессии», - отметил Лукин.</p>
<p>В Русской православной церкви (РПЦ) считают крайне актуальным законопроект, ужесточающий наказание за оскорбление чувств верующих и осквернение святынь.</p>
<p>«Очевидно, что в нашем обществе многие ждали такой инициативы. В нем, за исключением нескольких узких, но гиперактивных элитных групп, сложился широкий консенсус относительно того, что ныне предусмотренного наказания за оскорбление чувств верующих, почитаемых ими предметов, знаков и эмблем, мировоззренческой символики явно недостаточно», - сказал глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин.</p>
<p>В настоящее время, по его словам, Кодекс об административных правонарушениях предусматривает за такие преступления наказание в виде штрафа от 500 до 1 тысячи рублей.<br />
<br />
Между тем, по мнению Чаплина, оскорбление чувств верующих - «это действие высочайшей общественной опасности, которое сталкивает друг с другом значительные слои общества».</p>
<p>Между тем первый зампред Центрального духовного управления мусульман, муфтий Москвы и Центрального региона России Альбир Крганов полагает, что законопроект, ужесточающий наказание за оскорбление чувств верующих, призван в том числе разрешить противоречия, возникающие при строительстве новых культовых зданий.</p>
<p>«Этот закон пойдет на пользу в тех случаях, когда некоторые люди пытаются посеять межнациональную и межрелигиозную рознь, спровоцировать беспорядки. В некоторых мусульманских регионах пытаются запретить строительство церквей, привлекая националистов, а в Москве, например, были случаи протестов против новых мечетей», - рассказал муфтий Крганов.<br />
<br />
В таких случаях, по его мнению, закон должен стоять на страже «стабильности, спокойствия и реализации конституционных прав верующих разных конфессий, в том числе на свои культовые здания».<br />
<br />
«На таких вещах нельзя делать дешевый политический пиар, потому что впоследствии это может нам дорого обойтись. Я думаю, что этот закон будет призван к тому, чтобы в случае нарушения этой нормы привлекать к ответственности людей, которые пренебрегают тысячелетними дружескими отношениями между народами и конфессиями России», - <a href="http://actualcomment.ru/news/49031/">сказал муфтий. </a></p>
<p>Мнение экспертного сообщество по этому вопросу неоднозначно.</p>
<p><a href="http://actualcomment.ru/news/48940/ ">Публицист Леонид Радзиховский убежден,</a> что за оскорбление религиозных чувств должен мстить или не мстить Господь Бог. «Если речь идет об одних верованиях – Бог мстит за оскорбления, если речь идет о других религиях – Бог не мстит, а прощает. В любом случае, поскольку церковь отделена от государства, то с религиозной точки зрения Дума зря берет на себя функции Господа Бога», - сказал он «Актуальным комментариям».<br />
<br />
По его словам, с гражданской точки зрения закон о защите чувств верующих был бы глупым, потому что любой человек вправе объявить, что его религиозные чувства оскорблены. «Это абсолютно абсурдный закон. Нельзя судить за то, что отдельному человеку или группе людей кажется, что их чувства оскорбили», - подчеркнул публицист.</p>
<p>«Бывает разрушение памятников религии – это называет вандализм, и закон в отношении этого есть. Бывает физическое оскорбление действием человека – на этот случай закон тоже есть. Бывает оскорбление человека ругательствами или нарушение его деловой репутации, клевета – здесь законы существуют», - отметил Радзиховский.</p>
<p>Что касается религиозных чувств людей, то, по его словам, это материя, которая «касается их лично, Господа Бога и церкви, но никаким образом не касается ни Думы, ни государства».</p>
<p>Публицист Александр Шмелев высказал мнение, что нужно говорить не о защите чувств верующих, а об оскорблении религиозных святынь или об оскорблении <a href="http://actualcomment.ru/news/48916/">предметов религиозного культа. </a><br />
<br />
Директор Института политической социологии Вячеслав Смирнов считает, что данный вопрос требует большого общественного обсуждения, потому что чувства <a href="http://actualcomment.ru/news/48921/">верующих бывают разными. </a></p>
<p>«Мы привыкли к христианским, православным, нравственным, религиозным, культовым ориентирам. Мы понимаем, что такое осквернение православного храма. Но российская общественность не очень понимает то, что для мусульманина публикация рисунка (не только карикатуры, но и просто изображения пророка Мухаммеда) уже является святотатством. Таковы их традиции», - заявил он в интервью «Актуальным комментариям».<br />
 <br />
По его словам, журналисты и либеральная общественность воспринимают ограничение на любую публикацию изображения как наступление клерикализма и ограничение свободы слова. <br />
 <br />
«Свободная пресса будет специально нарушать закон, чтобы показать, что она за свободную прессу, против ограничений, против наступления клерикалов, против средневековой религиозности», - прогнозирует эксперт.</p>
<p>«Данный вопрос нужно очень тщательно обсуждать и выносить на общественное обсуждение, возможно, вплоть до референдума», - призывает политолог.</p>
Комментарии экспертов
<p>Вопрос, что такое традиционные ценности, - философский.</p>
<p>Какие ценности являются традиционными, какие нетрадиционными – определить сложно. Традиции у всех народов разные, и они со временем меняются.</p>
<div>Но проблема, которая сейчас поднимается,  в общем-то понятна. Люди чувствуют, что есть определенная угроза разрушения нравственных и моральных основ. Постоянно возникающие провокации приводят к дестабилизации общественного спокойствия.</div>
<div> </div>
<div>Мы видим, что в Европе, например, различные меньшинства (не только сексуальные меньшинства, но и некие авангардные художники) постоянно проводят акции, устраивают выставки на площадях,  ведут споры, например, вокруг темы рождественских елок и т. д. </div>
<div> </div>
<div>При этом экстравагантное поведение людей нетрадиционных взглядов бывает неприятно даже человеку, который может не называть себя православным или католиком.</div>
<div> </div>
<div>Особенно беспокоят ситуации, когда все это распространяется на детей. Глядя на Европу, на все, что там творится,  хочется, чтобы Россия этого не повторила, поэтому предпринимаются попытки создать какой-то заслон подобным веяниям. Но законодательно это будет очень трудно сделать, так как будет возникать очень много спорных философских вопросов.</div>
<div> </div>
<p>Эти поправки, как и сам закон о защите чьих-либо чувств, глупы и бессмысленны. Чувства могут защищаться только с помощью общественного осуждения по отношению к тем, кто их оскорбляет или возмущает. Пытаться защитить их как-то законодательно – нереально.</p>
<p>Это все равно, что принять закон об уголовном наказании за отсутствие вкуса, за плохое поведение и за невежливую речь. На словах эти законы могут звучать сколь угодно прекрасно, но на практике они работать не будут или будут применяться выборочно: тех, кого надо, будут привлекать за оскорбление чувств собаководов, гетеросексуалов и танцовщиков балета, а все остальные будут жить так, как они живут.</p>
<p>Я категорический противник всех законов такого рода, хотя понимаю, что в нынешних условиях все субъекты законодательной инициативы соревнуются в составлении разного рода бредовых законодательств, поэтому, к сожалению, этот процесс не остановить.</p>
<p>На самом деле в обсуждаемой ныне сфере не нужны никакие законодательные акты, кроме санкций за вандализм, уничтожение культурного достояния и другие хулиганство. Все остальное является предметом общественной дискуссии, общественного осуждения.</p>
<p>В данном законопроекте проблема именно в трактовке: надо понять, что подразумевается под традиционными ценностями.</p>
<p>Например, для некоторых племен Африки каннибализм – это тоже традиционная ценность, она связана с религией и некоторыми традиционными обрядами. А для европейца - это варварство.</p>
<p>В то же время некоторые наши российские традиционные ценности - трепетное отношение к религии, тема многонациональности - для европейцев пережиток, потому что там на волне либеральной философии общество идет семимильными шагами к антиклерикализму и скорее к атеизму.</p>
<p>Так что в случае с законопроектом о защите чувств, традиционных ценностей все зависит от того, как они (чувства) будут трактоваться. Это история из серии проведения границы между порнографией и эротикой. Столь же непонятно, где граница между патриотизмом и шовинизмом.</p>
<p>С другой стороны, какой-то порядок необходимо навести. И здесь авторы законопроекта абсолютно правы. Некоторые действия по дискредитации традиций действительно раздражают большинство населения Российской Федерации.</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".