Трудности демографии
Минфин планирует прекратить выплату материнского капитала. В министерстве считают, что программа социальной поддержки добилась демографического прироста и теперь требует пересмотра.
В начале октября 2014 года стало известно, что финансово-экономический блок правительства РФ предлагает резко сократить бюджетные расходы. В частности, меры могут коснуться и выплат по программе материнского капитала. Мнение ведомства озвучил замминистра финансов Айрат Фаррахов. Он заявил, что необходимо предоставлять материнский капитал только тем семьям, которые действительно в этом нуждаются. «Распределять деньги всем одинаково — это неверный подход», — заявил Фаррахов.
Предложение по сокращению материнского капитала было раскритиковано вице-премьером Ольгой Голодец и министром труда и социальной защиты Максимом Топилиным.
«Экономить на детях — последнее дело, а видимо, именно этим предлагает заняться Минфин», — приводит слова Топилина ТАСС. «Доход среднероссийской семьи и так невысок. Рождение каждого последующего ребенка снижает уровень ее благосостояния», — объяснил министр труда и соцзащиты.
В правительстве согласны, что материнский капитал — дорогостоящая мера. Но по заключениям экспертного совета она доказала свою эффективность. Так, согласно официальным данным, число родившихся детей в 2013 году по сравнению с 2006 годом выросло на 28% и составило 1895,8 тысяч. Доля рожденных вторых и последующих детей увеличилась в 2013 году до 50,6%. Ранее — до старта программы материнского капитала в 2006 году — этот показатель составлял лишь 33%.
Напомним, что срок выдачи сертификатов по материнскому капиталу заканчивается 31 декабря 2016 года. В 2007 году материнский капитал составил 250 тысяч рублей. В 2014 году денежная помощь была проиндексирована, она составила 429 тысяч рублей. В 2015 году размер выплаты достигнет 451 тысяч рублей. Всего на эти цели в следующем году запланировано потратить более 340 миллиардов рублей.
Фото: ТАСС / Валерий Матыцин
Мы не можем серьезно говорить о том, что материнский капитал перевернул всю демографическую ситуацию.
Я думаю, что разговоры про урезание материнского капитала нервируют общество. Я бы предложил сначала всесторонне обсудить судьбу материнского капитала среди экспертов-профессионалов, а уж потом делать вбросы в прессу, где при обсуждении судьбы материнского капитала преобладают эмоции и искажение фактов и идей.
В соответствии с законом №256-ФЗ, который был принят в конце 2006 года «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», материнский капитал действует до 31 декабря 2016 года. То есть дети, рожденные до 31 декабря 2016 года, либо вторые, либо следующие, если вы еще не использовали материнский капитал, получают право на материнский капитал, который оформляется в виде сертификата. Так что через три года после рождения ребенка вы имеете право начинать распоряжаться этим капиталом по трем направлениям: улучшение жилищных условий, образование детей или накопительная часть пенсии.
Во время реализации его в последние годы появились некоторые дополнения, поправки. В качестве антикризисной меры в 2009 году было разрешено потратить 12 тысяч рублей на текущие нужды. И, наконец, было разрешено тем, у кого уже есть ипотечный кредит начинать использовать капитал, не дожидаясь трех лет. Поэтому кто-то воспользовался этим.
Более 5 миллионов семей эти материнские сертификаты получили. Менее половины семей уже так или иначе распорядились ими. В основном, на улучшение жилищных условий - порядка 96% от тех, кто уже воспользовался ими. Крошечная часть – на образование и совсем мизерная часть - там и доли десятой процента не наберется - это женщины, которые написали о том, что они готовы переправить свой материнский капитал на свой накопительный пенсионный счет.
То есть в основном люди пытаются законным путем или незаконным путем использовать их на улучшение жилищных условий, либо обналичить. Такие криминальные схемы тоже есть, и немало случаев, когда на очень большие суммы уже запускаются механизмы использования капиталов полузаконно. Материнский капитал работает, но работает далеко не с той эффективностью, которой хотелось бы от него ждать. Второе направление – образование, может быть, будет чуть лучше востребовано. Но пока большая часть людей не знает, как им распорядиться. На другие направления, на медицину, на дополнительное страхование детей, на образование родителей, на текущие нужды пока что использовать нельзя.
По федеральному материнскому капиталу у нас заложено 429 400 рублей на сегодня. На следующий год сумма будет проиндексирована, и в дальнейшем тоже. Поэтому то, что капитал есть - это лучше, чем ничего. Какая-то часть семей, действительно, среагировала на этот материнский капитал как на некую большую сумму, которой они могут распорядиться, и это могло повлиять на их решение родить ребенка или не родить, прервать беременность или не прервать. Значит, какая-то часть людей, действительно, поверила в это как в большую меру помощи семье.
По крайней мере, если мы посмотрим на данные о рождаемости, мы видим, что именно с 2007 года рождаемость прыгнула. То есть показатели рождаемости выросли в 2007 году такими темпами, которых мы раньше не знали, на 8 с лишним процентов.
Но как повлиял ли на это материнский капитал, мы не знаем. Поскольку одновременно был принят еще целый ряд мер. Например, пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет – здесь появился совершенно иной механизм, размеры пособий существенно выросли, появилось дифференцированное пособие - на второго в два раза больше, чем на первого. Безработные, то есть не находящиеся в отношениях страхования, тоже получили право на эти пособия, какая-то часть из них среагировала. У вас нет работы, нет денег, вы родили ребенка, вы получаете более или менее приличные деньги для депрессивной местности или для сельских местностей, где нет работы. Сегодня это пять с лишним тысяч на второго и следующего ребенка. Это все-таки приличная сумма.
Поэтому правильнее сказать, что на рост рождаемости не только материнский капитал повлиял, а все меры вместе - и пособие по уходу за ребенком, и компенсации части расходов на дошкольные учреждения, и региональные меры поддержки семьи. Вообще было много разговоров о том, что государство усиливает поддержку семьи. В целом, на изменение демографического «климата», на формирование общественного мнения это тоже влияло.
Но очень маленькая доля людей, отвечала на вопрос «повлиял ли материнский капитал на их желание иметь детей», что они родили того ребенка, которого не планировали. То есть не было бы материнского капитала, не было бы и рождения – это очень малый процент среди тех, у кого были рождения в 2007 г. и позже.
Демографическая ситуация изменилась, потому что, во-первых, материнский капитал вкупе с другими мерами подействовал, во-вторых, в целом ситуация социально-политическая и экономическая была более или менее стабильна, лучше, чем в девяностые годы, чем в начале двухтысячных.
Какая-то часть людей реализовала отложенное рождение – они хотели рожать, но выжидали улучшение ситуации. Ситуация улучшилась, они родили. Поэтому тут сработало все вместе. Сейчас рожает детей поколение восьмидесятых годов, середины и второй половины восьмидесятых годов. Самые высокие годы рождаемости были - 1985, 1986, 1987. Много вторых детей рождалось на тот момент. Поэтому эти дети выросли не в однодетной семье. Они понимают, что брат и сестра – это нормально. И когда появились стимулирующие меры, вот это поколение на них среагировало. Поэтому очень много факторов, повлиявших на то, что рождаемость возросла.
Динамика была такая: рождаемость возросла, теперь рост остановился. Через какое-то время мы увидим ситуацию, когда число рождений точно начнет уменьшаться. Показатели рождаемости пока они еще растут, дальше они могут стабилизироваться, а может, пойдут вниз. Все будет зависеть от других направлений поддержки, в том числе и от сохранения программы материнского капитала.
Ольга Голодец на данный момент выступает за то, чтобы сохранять универсальный характер этой меры. Финансовые органы за то, чтобы минимизировать расходы путем перехода к адресной системе, то есть давать только нуждающимся.
А определить, нуждающиеся это или нет - самый главный вопрос. Ведь у нас сегодня ежемесячное пособие на детей уже почти десять лет выплачивается по принципу только нуждающимся. В регионах, в семьях, где доходы ниже прожиточного минимума на человека. И это тоже очень сложная система, такую систему трудно администрировать. То есть, как будете проверять? Как часто вы можете учитывать эти доходы, как учитывать изменения? Если говорить о материнском капитале, это большие расходы, надо вводить очень серьезный механизм для проверки нуждаемости. И вот как его делать, по какому принципу? Какие-то предложения видимо будут. Но это, скорее, соображения сэкономить, чем какие-то другие глубокие идеи, которые бы закладывались в эту меру.
Я за то, чтобы продлевать, но, при этом, расширить направления использования. Пока мы все сводим к подпитке рынка жилья большими суммами денег, что, конечно, не способствует снижению цен. То есть миллиарды вбрасываются сюда. Выигрывает от этого одна сфера. Конечно, выигрывают и семьи, которым удалось реализовать капитал. Но не та половина семей, у которых лежит сертификат, которые пока не знают, как его использовать.
Понятно, что с точки зрения экономии бюджета Минфин не заинтересован в продолжении программы. Более того, они будут давить на то, что материнский капитал неэффективен, что он повлиял только на календарь рождения, что реального прибавления рождаемости нет. Однако реальное прибавление рождаемости есть, но не такое большое, чтобы об этом говорить, что только материнский капитал все изменил к лучшему.
Сейчас в среднем рождаемость на уровне Европы. Если мы сохраним такой уровень рождаемости, то уже будет очень хороший результат для ближайшего будущего.
Конечно, должны быть меры, направленные на поддержку семьи. Чтобы семья чувствовала, что рождение детей – это не только ее личное дело. По разговорам, да, все хорошо - концепция семейной политики в конце августа принята. Но нет главного - нет хорошего фундаментального закона о государственных гарантиях поддержки семей с детьми. Нет всеобъемлющего закона, в котором была бы прописана ответственность государства за все направления поддержки семей с детьми.
Это то, что связано с беременностью и родами, с детским здравоохранением, с выплатой пособий, налогами, с льготами, с жильем, с детскими садами, с занятостью женщин-матерей, с отпусками. Это должно быть прописано в одном законе о государственных гарантиях. Пусть они будут минимальные, но люди будут знать, что эти гарантии есть, тогда они смогут более свободно и ответственно принимать решения о рождении детей.
Потому что рожают детей все равно себе, а не государству, но люди должны понимать, что они будут защищены в какой-то сложной для них ситуации.
Плюс от урезания материнского капитала только один — это экономия денег. Если отменить её вообще, как и всякие социальные выплаты, можно на этом сэкономить ещё больше. Этот плюс для Минфина очевиден.
Всё остальное, с моей точки зрения, — минусы. Например, в прошлом году по заказу Минтруда делали социологическое исследование в трех регионах: Пермский край, Калужская и Новгородская области. Исследования показали, что эта мера влияет на принятие решения о рождении ребёнка. Она во многом влияет на тех, кто до этого откладывал рождение ребёнка, в том числе и второго ребёнка. С интервалами 10-12 лет увеличилось количество рождений.
Мы попытались оценить прирост вторых и последующих рождений, который был с 2007 до 2013 года. Он вырос на 40%! Это прирост, связанный с действием всего комплекса мер, и материнского капитала в первую очередь, ведь он имел наибольший общественный резонанс. Есть и минус у этого. Понимаете, если мы его сейчас отменим, а он имеет такой резонанс, то это будет воспринято так: кампания была, кампания закончилась, ситуация якобы улучшилась.
Надо расширить направление использования, чтобы маткапитал стал для людей более привлекательным. Нужно, чтобы была возможность использовать его на любые цели, кроме получения наличных денег. Нам надо предусмотреть все варианты, учитывая многообразие семей в нашей стране.
Для подавляющего большинства людей проблема жилья оказывается особенно значима в плане влияния на репродуктивное поведение. Причем даже больше, чем проблемы зарплаты, — люди понимают, что какую бы зарплату им не платили, на приобретение жилья им этого не хватит. Поэтому помощь с жильём была бы весьма и весьма полезной — проблемы у очень многих, особенно у молодых семей.
Сегодня ситуация улучшилась, но мы пока на нужный уровень не вышли, а значит, почивать на лаврах рано. Если сейчас прекратится кампания, то получим откат — сокращение числа рождений, потому что это будет воспринято как окончание помощи. Люди посчитают, что экономическая ситуация в стране действительно настолько плоха, что разрекламированный материнский капитал прекратится, несмотря на все обещания о сохранении социальных выплат.