Статья
1035 14 августа 2009 0:04

Цена искусства

Краткое введение в политэкономию современного искусства. Почему у него много общего с терроризмом.
Комментарии экспертов

Сегодня в Эдинбурге стартует ежегодный фестиваль искусств. Как обычно, четыре основных части: театр, музыка, танец и опера. Всё чинно и достаточно консервативно: Гендель, Перселл... Музыка, как отмечал ещё Пейтер, высшее воплощение искусства, а потому вневременна, а значит консервативна. Впрочем, на большинство остальных форм современного искусства это не распространяется. Вы видите что-то кроме ярких пятен на картине Миро? Тогда не читайте дальше. Изданная Artmedia Group книга журналистки Жюдит Бенаму-Юэ своего рода разоблачение механизмов создания произведения современного искусства. Главный тезис госпожи Бенаму-Юэ — единственное искусство, когда дело касается современного искусства, это искусство продажи, искусство маркетинга. Такому положению дел мы обязаны небольшой революции восьмидесятых, когда несколько картинных галерей и торговых домов пришли к выводу, что число потенциальных клиентов нужно расширять. Дело в том, что до середины двадцатого века главными покупателями произведений искусства (за исключением предметов антиквариата) была относительно немногочисленная группа состоятельных и просвещённых ценителей. Галереи и торговые дома решили отбросить слово «просвещённые». Так было создана система, алгоритм которой чем-то похож на алгоритм террористической акции. Ни террор, ни современное искусство не могут функционировать без поддержки со стороны средств массовой информации. Чем больше шума вокруг того или иного произведения искусства, тем выше его цена. Но что увеличивает шумиху вокруг произведения искусства? Разумеется, то, сколько за него заплатили. В этом уроборосе цены и популярности само произведение отходит на второй или третий план. В сущности, то или иное «интеллектуальное содержание» для произведения современного искусства это всего только оправдание. Некий временный костяк, который исчезнет после того, как маховик продаж будет запущен. Именно отсюда проистекает идея «национальных рынков» — не так важно, что именно делает автор, важно, что вот в такой сезон мы покупаем «китайцев», а вот в такой — «русских». Немалую роль тут, впрочем, играет и общая «ёмкость» рынка. В частности, маловероятно, чтобы русское современное искусство появилось без поддержки нефтяных денег и продвижения со стороны нанятых «экспертов по современному искусству». Пустое упрекать подобную систему в цинизме, в сущности она ни что иное, как порождение рынка со слишком большим количеством денег — надо же их во что-то вкладывать? Современное искусство в этом смысле ничуть не хуже доткомов.

Жюдит Бенаму-Юэ, «Цена искусства», М: Artmedia group, 2008., 159 с.

Книга приобретена в магазине «Фаланстер».

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".