Статья
253 23 Апреля 2012 8:26

Тучи над Сарко

По данным министерства внутренних дел Франции, после обработки всех бюллетеней избирателей, голосовавших на территории континентальной Франции, заморских владений Франции и Французской Гвианы в первом туре президентских выборов лидирует социалист Франсуа Олланд, набравший 28,63% голосов.

Действующий президент Николя Саркози набирает 27,08%, третье место занимает лидер «Национального фронта» Марин Ле Пен с 18,01% голосов, за ней следует лидер «Левого фронта» Жан-Люк Меланшон, набравший 11,13% голосов.

На пятом месте лидер «Демократического движения» Франсуа Байру (9,11%), на шестом - эколог Ева Жоли (2,27%), на седьмом - независимый кандидат-голлист Николя Дюпон-Эньян (1,8%). За ними следуют лидер «Новой антикапиталистической партии» Филипп Путу (1,15%), лидер троцкистской партии «Рабочая Борьба» Натали Арто (0,57%) и основатель партии «Солидарность и прогресс» Жак Шеминад (0,25 %).

Эти результаты не учитывают голосов, отданных французами-избирателями, проживающими за рубежом.

Таким образом, во второй тур президентских выборов, намеченный на 6 мая, выходят Франсуа Олланд и Николя Саркози.

Явка в первом туре голосования составила 80,43% избирателей.

Окончательные результаты голосования провозгласит Конституционный совет Франции в среду.

Комментарии экспертов

Николя Саркози представляет очень специфический тип политика. Мне он чем-то напоминает короля Франции Луи Филиппа, называвшего себя «королем всех французов». Луи Филипп тоже пытался демонстрировать себя, свою личную жизнь, и стремился, с одной стороны, показать себя республиканцем, демократом, а с другой стороны, сохранить образ короля.


Что-то подобное мы видим и на примере Саркози. Такие люди во Франции, видимо, некоторое время популярны, но затем начинается период разочарования.


Саркози – человек, стремящийся подчеркнуть значимость своей персоны, своей личности, но, с другой стороны, как и Луи Филипп, как и Наполеон, Саркози всячески пытается продемонстрировать крайнюю самостоятельность Франции, и, тем самым, рискует потерять собственное лицо


Как бы мы ни относились к политике Жака Ширака, в экономическом плане она была довольно беспомощной. С другой стороны, при предшественнике Саркози Жаке Шираке Франция действительно стала очень независимым политическим игроком (независимым в первую очередь от Соединенных Штатов).


При Саркози Франция стала хуже, чем США во времена Буша. Да, он что-то делал, мирил Россию и Европу, но в результате мы имеем менее честный, более авантюристический вариант Америки времен Буша. Франция из главного оппонента Америки в вопросах внешней политики превратилась карикатуру на Америку. Вот, мне кажется, главная причина падения популярности Саркози.


Авантюризм французского лидера, проявившийся в решении ливийской проблемы, вызвал раздражение Соединенных Штатов. США не хотят, чтобы какая-либо держава на мировой арене самостоятельно решала вопросы о том, стоит ли начинать гуманитарную интервенцию.


Свою роль в падении популярности французского лидера сыграли и всяческие попытки Саркози доказать, что проблему эмигрантов можно легко решить (при отсутствии всякого намека на серьезное решение проблемы).


Кроме этого, у Саркози была одна амбиция (я понимаю ее смысл, хотя и не разделяю): он хотел заставить французов работать. Франция живет «в долг» за счет нескольких прорывных отраслей, в частности, авиации, ядерной энергетики и некоторых других. Остальные сферы находятся не в столь хорошем состоянии. К примеру, Саркози попытался что-то поменять в системе образования, но не очень успешно.


Сам я надеюсь, что Саркози проиграет. Я восприму это с облегчением. На мой взгляд, политик такого толка не украшает Францию.

Не могу сказать, что во Франции есть какое-то выраженное неприятие Николя Саркози - он получил необходимый для первого тура процент голосов, который позволяет ему выйти во второй тур. Это демонстрация имеющегося уровня поддержки, немногим уступающего уровню поддержки его конкурента Олланда.


Поэтому я думаю, что говорить о том, что Франция отказалась от Саркози и отвернулась от него, пока преждевременно. Все будет решать второй тур и динамика противостояния между действующим президентом Франции и кандидатом от социалистической партии.


Более того, важной станет и дискуссия с теми политиками, которые займут третье, четвертое и пятое места. Что касается реформ, которые впоследствии может провести Олланд, то я думаю, что нужно дождаться результатов второго тура, прежде чем предполагать реформы.


Исходя из его заявлений можно сказать, что потенциально возможное президентство Олланда может привести как к позитивным, так и к негативным результатам. Потому что Олланд, с одной стороны, ратует за решение социальных вопросов, за укрепление экономического потенциала страны. Во многом именно поэтому французы высказываются в его пользу, мы видим те проценты, которые он набрал.


С другой стороны, нужно учитывать, что социалисты традиционно берут на себя очень серьезные обязательства в сфере социальной политики, и эти обязательства чреваты очень серьезными социальными расходами. В результате его правительство может столкнуться с финансово-экономическими трудностями, тем более, что Олланд не намерен снижать уровень государственных обязательств перед населением, напротив, он говорит о необходимости расширить эти обязательства.


Нужно учитывать, что эти заявления идут на фоне серьезного финансового кризиса в зоне евро, затрагивающего все страны Европейского союза, поэтому подобная политика чревата ослаблением экономического положения Франции на мировой арене.


Если бы Олланд проводил такую политику в более удобной для себя конъюнктуре, при более стабильной обстановке - даже тогда Франция могла бы столкнуться с определенными проблемами, а в текущих условиях это вдвойне опасно. Тем не менее французы, привыкшие жить в условиях государства социального благосостояния, государства с повышенной ответственностью перед населением, голосуют за такого политика.


Правда, пока выносить окончательный вердикт и однозначно прогнозировать победу господина Олланда на выборах во Франции было бы преждевременно.

Выборы во Франции продемонстрировали, что в этой стране проблем с демократией нет. Не зря Франция проливала кровь в трех революциях - там очень четко следят за тем, чтобы демократические права граждан не ущемлялись. Прошедшие выборы продемонстрировали, что все работает.


Кто в конце концов выиграет, пока сказать трудно. Вероятнее всего, Франсуа Олланд, но это пока не окончательно.


Что касается причин того, почему Саркози не победил в первом туре, я могу сказать, что французский президент стал отчасти жертвой собственного образа. Он просто надоел французам. Им надоело огромное количество связанных с ним историй: развод, брак, топ-модели, дети. Его частная жизнь выставлена напоказ. Он общается с элитой, олигархами, отдыхает на яхтах, все это активно освещается прессой.


Плюс безмерная активность и стремление лично участвовать в решении всех проблем, по всем направлениям, на всех уровнях. Все это привело к тому, что Саркози просто утомил сограждан своей гиперактивностью.


При этом, если отвлечься от его образа, от репутации, сказать, что он плохо управлял Францией нельзя. Франция, как и весь мир, как вся Европа, переживает тяжелый экономический кризис, и она проходит его не хуже, чем остальные государства. Хотя бы этим Саркози продемонстрировал, что в критических ситуациях он вполне может принимать решения и управлять ситуацией. В этом смысле столь низкая оценка его согражданами не очень справедлива.


Хотя финальная точка в голосовании еще не поставлена, ситуация для Саркози складывается крайне тяжелая. Но Саркози - настоящий боец, и он, скорее всего, постарается максимально использовать эти две недели, оставшиеся до второго тура выборов, и показать французам всю свою личностную мощь.


Если же победит Олланд, то ему достанется Франция, отягощенная большим количеством проблем. Главная из них - необходимость проведения реформ, которые Олланд проводить не собирается. Это, прежде всего, реформы, связанные с социальной системой, рынком труда, продолжение пенсионной реформы, которую начал Саркози. Все это необходимые, но крайне непопулярные меры.


В случае переизбрания Саркози намерен заняться решением этих вопросов. Это будет его последний срок и потребность Саркози нравиться электорату будет меньше, поэтому он обещал более решительно заняться проведением необходимых Франции реформ.


Если же его не выберут, то у власти окажется президент на первом сроке, которого в первую очередь будут заботить будущие выборы. К тому же как социалист Олланд хочет проводить свои реформы, хотя четко описать их он не может. То, что звучало ранее во время выборной кампании - лишь популистские предложения, далекие от реальности.


Олланд - очень осторожный политик, избегающий конфликтов. Насколько поможет ему это сегодня - сказать трудно, но текущая ситуация во Франции требует от ее лидера решительных действий. Однако Франция устала от правых президентов. С 1995-го года сначала два срока страной управлял Жак Ширак, потом один срок - Николя Саркози. Вполне естественно, что рано или поздно всем народам всех стран хочется перемен.

КомментарийКомментарий ЧМ-2018 не влияет на негатив вокруг пенсионной реформы политологОлег Игнатов В то время, когда в России проходит ЧМ-2018, правительством инициирован ряд обреченных на непопулярность законопроектов и мер — повышение цен на услуги ЖКХ, пенсионная реформа, рост НДС. Возможные выплески общественного негатива после окончания футбольного мундиаля «Актуальные комментарии» обсудили с заместителем директора Центра политической конъюнктуры Олегом Игнатовым. — Я не вижу высокую концентрацию негатива. Есть тема пенсионной реформы, есть тема повышения НДС. Что касается темы повышения услуг ЖКХ, то это плановое мероприятие — и там не очень большой рост, он совпадает с инфляцией или чуть-чуть ее превышает. Необходимо пройти момент с пенсионной реформой, посмотреть, как будет развиваться обсуждение, удастся ли правительству эту ситуацию выровнять в свою пользу и найти аргументы в пользу своей позиции. Пока мы видим, что митинги против пенсионной реформы проходят, ранее были митинги по поводу роста цен на бензин, но всплеска большой активности мы не видим. Максимум — несколько сотен человек было. Митинги в регионах проходят почти постоянно, но количество участников довольно малочисленно, говорить о вспышке массовой активности пока еще рано. Цены на бензин правительству удалось ненамного снизить — либо они остановились, либо пошли вниз. В целом, ситуацию удалось вывести в позитивное русло и купировать недовольство за счет мер, которые были приняты правительством.  По пенсионной реформе: можно ожидать митинги, на них придут люди, но я не думаю, что будет очень высокая явка, потому что основная опасность заключалась бы в случае объединения всей оппозиции — и парламентской, и непарламентской. Пока оппозиция действует разрозненно — в некоторых регионах они пытались проводить митинги с профсоюзами, там участвовали и партии, но пока явка невысокая. Ключевым показателем здесь я бы выделил регионы, но активность в регионах невысока. Мне кажется, то ресурс непопулярных решений пока исчерпан — нужно разобраться с теми проблемами, которые есть. Это цены на бензин и пенсионная реформа с НДС. Будет ли всплеск негатива после окончания ЧМ? Вы видели, что рейтинги упали как раз во время чемпионата мира. Это означает, что люди все равно обращают внимание на решения, которые не вызывают у них позитивные эмоции. Я не думаю, что чемпионат мира играет какую-то роль. Он играет в позитивном направлении — если сборная пройдет дальше, то это сможет привести к тому, что население немного отвлечется от тех негативных тем, которые присутствуют в информационном поле. Но если ничего не произойдет, и сборная вылетит — это никак ни на что не повлияет. Я не думаю, что чемпионат мира позволяет компенсировать негативные эмоции, связанные с пенсионной реформы. 26 Июня 2018 Главное
Война за воду
 Война за воду Как вода становится главным ресурсом.
КомментарийКомментарий ЕС не будет кардинально менять миграционную политику политологГлеб Кузнецов
Актуальные комментарии
© 2008-2018 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".