Убийство в храме
Житель Южно-Сахалинска, устроивший стрельбу в Воскресенском кафедральном соборе, на допросе признал свою вину. Он застрелил двух человек, ранены еще шестеро. Мотивы стрелявшего до сих пор неизвестны.
«Задержанный дал признательные показания. В момент стрельбы он находился в состоянии алкогольного опьянения», - сообщила в понедельник «Интерфаксу» и.о. старшего помощника руководителя по взаимодействию со СМИ СУ СКР по Сахалинской области Наталья Махонина.
Назначена психолого-психиатрическая экспертиза, которая определит его вменяемость.
В воскресенье в собор Воскресения Христова - главный собор Южно-Сахалинской и Курильской епархии - ворвался вооруженный мужчина и открыл огонь. Стрелял мужчина и по иконам, и по людям. Погибли служащая храма монахиня Людмила Пряшникова и один из прихожан, шесть человек получили ранения.
Родственники убитых во время стрельбы в соборе Воскресения Христова в Южно-Сахалинске получат по два миллиона рублей в качестве материальной помощи, раненые - по одному миллиону рублей. Об этом сообщил губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин.
Все расходы на похороны возьмет на себя региональное правительство, сообщает телекомпания «Мир».
Кроме того, губернатор считает необходимым провести проверки в сфере деятельности частных охранных предприятий. То, что убийца работал охранником, говорит о слабом контроле в ЧОПах.
Полицейские задержали преступника на месте. Правоохранителям удалось установить, что молодой человек работал в одном из охранных агентств. В тот день он получил оружие, которое выдается сотрудникам, сопровождающим инкассаторские машины. В ближайшее время следователи назначат проведение психиатрической экспертизы, по результатам которой будет решаться вопрос о вменяемости подозреваемого.
По словам очевидцев трагедии, перед тем, как начать стрелять, молодой человек закричал, что ненавидит христианство.Предполагается, что причиной неадекватного поведения мужчины, которого подозревают в двойном убийстве в храме Южно-Сахалинска, могло стать его увлечение неоязычеством.
В случае, если стрелка признают вменяемым, ему грозит пожизненное лишение свободы.
Напомним, что на прошлой неделе в московской школе номер 263 старшеклассник устроил стрельбу - погибли молодой учитель географии и полицейский.
Басманный суд Москвы санкционировал арест школьника на два месяца. Он должен пройти психологическую экспертизу.
Как рассказали «Известиям» подростки, которые дружили с Гордеевым, Сергей рассказывал ребятам, что вырос в православной семье и его с детства учили верить в бога, много говорили про то, что существует рай и ад. Что он хочет умереть, но боится это сделать сам.
По версии следствия, «подросток находился в состоянии острого психического расстройства».
«Этот мальчик-суицидник, он шел не убивать, а чтобы погибнуть, он шел на смерть, - говорит адвокат Евгения Мартынова, которая много работает с подростками-потенциальными самоубийцами. – Среди таких вот тихих спокойных детей, очень начитанных, задавленных учебой и грузом ответственности и происходят такие срывы».
О росте агрессии в обществе, причинах возникновения и методах превенции мы попросили рассказать экспертов и лидеров общественного мнения.
Прямой связи между двумя событиями (стрельба в школе 263 и в Воскресенском кафедральном соборе) нет. Стреляли люди разных возрастов, разной культурной и психологической среды. Тип преступления тоже лишь относительно одинаковый. Например, московский школьник не устроил беспорядочной стрельбы, не стал стрелять в одноклассников и т.д. Это - два разных по типу преступления. Но нечто общее в них есть.
В обоих случаях у людей было внутреннее чувство пустоты, бессодержательности жизни, желание самоутвердиться, однако социальные, культурные инструменты для самоутверждения отсутствовали.
Эти люди чувствовали себя очень изолированно от общества. Они ощущали некий конфликт, в котором они обвиняли общество, а не себя, при этом не видели никаких инструментов, с помощью которых могли бы повысить свою самооценку и осознать, что они зачем-то этому миру нужны.
В результате был выбран такой жуткий способ самоутверждения при помощи жестокости и убийств. На Сахалине это было идеологически мотивировано примитивным антихристианством. Речь идет о примитивной ветви неоязычества, в которой главный упор делается именно на ненависти к христианам: есть песни о вспарывании живота христианам, о том, как славно убивать православных.
Человек ознакомился с этими верованиями, причем тоже поверхностно, и вот – результат. Его страница «ВКонтакте» показывает, что это был асоциальный товарищ. Что-то в его голове забродило, и он побрел убивать в церковь.
Может ли Церковь помочь таким людям? Не знаю. Ей бы сейчас справиться с теми проблемами, которые есть у нее самой. Очень характерно, что среди погибших оказалась не только монахиня, но и человек, которого с трудом опознали. Он не был постоянным прихожанином храма, такой человек называется «захожанин». И он бросился останавливать убийцу.
По этому эпизоду можно судить, что на своих прихожан и даже на тех, кто туда заходит редко, Церковь оказывает огромное воздействие. Фактически эти люди умерли как христианские мученики - они были убиты тем, кто пришел убивать христиан за их веру. Это все-таки – главный урок!
Определенное количество психов в обществе будет. Нужно как-то по-другому выстраивать систему общественной безопасности и самозащиты.
Общественная безопасность сейчас построена на том, что случайные люди получают доступ к оружию. С одной стороны, политика государства сводится к тому, чтобы у большинства граждан оружия не было. С другой стороны, возникает ситуация, когда доступ к оружию у многих все-таки имеется, но большинство людей не могут ответить на подобного рода агрессию.
Я был в этом храме на Сахалине и видел табличку, что храм охраняется частным охранным предприятием «Цербер». На самом деле там была тревожная кнопка, то есть охранники приехать все равно не успели бы. У нас сейчас работает крайне поверхностная псевдосистема охраны, и это надо менять.
Я не стал бы делать каких-либо далеко идущих выводов из двух случаев, произошедших один за другим и повлекших жертвы в результате стрельбы (в московской школе номер 263 и в Воскресенском кафедральном соборе). То, что один инцидент произошел спустя лишь неделю после первого, с большой долей вероятности, является просто случайным совпадением.
Однако нельзя отрицать, что наше общество последние несколько лет действительно находится в каком-то нервном и подвешенном состоянии. Причем с каждым днем все больше и больше. И, на мой взгляд, причины этого вполне рукотворны. Как минимум начиная с выборов в Госдуму-2011 и последовавших за ними протестных митингов официальная госпропаганда и оппозиционные блогеры как будто соревнуются друг с другом в постоянной «игре на повышение». Все больше и больше ужесточая риторику не только по отношению друг к другу, но и к самым различным социальным группам, становящимся жертвой внутриполитических игр (верующие, «богохульники», геи, «жулики и воры», «иностранные агенты», «нерусские», «креаклы», «покорная биомасса» и проч.).
На мой взгляд, нам всем давно пора остановиться и начать играть, наоборот, на понижение накала страстей, взаимно отказываясь от человеконенавистнической риторики. Иначе добром это не закончится. Сможет ли Русская Православная Церковь как-то способствовать этому процессу? По определению могла бы: достаточно посмотреть на Украину, где священники массово выполняют подобные функции (пытаются встать между Беркутом и протестующими, молятся о гражданском мире и проч.). Однако в России церковь (похоже) выбрала для себя одну из сторон в гражданском противостоянии, поэтому в миротворцы не пойдет. Так что не стоит нам возлагать надежды на какую-то одну организацию. Это должно быть взаимное движение к компромиссу. С разных сторон.
Что касается Сахалинского стрелка, то, судя по его интернет-данным, он был членом какой-то языческой секты. Там генерировалась его ненависть к христианству и православию. Вдобавок у этого человека были психические повреждения. Если судить по его странице «ВКонтакте», была тотальная ненависть ко всем людям.
Если говорить о мальчике, устроившем стрельбу в школе, то там должны разбираться психологи.
Может ли церковь противостоять подобному проявлению агрессии? По крайней мере, церковь может не приумножать поводы к агрессии. А именно - не реагировать симметрично на агрессию, направленную в нашу сторону. Если отвечаешь злом на зло, оно будет увековечено.