Статья
1906 23 апреля 2010 0:02

Учиться станет интереснее

В подмосковном городе Истра под председательством президента Дмитрия Медведева  прошло совместное заседание трех президиумов – Госсовета и Советов по науке и культуре.

В центре внимания были различные аспекты образования.

Глава государства напомнил об образовательной инициативе «Наша новая школа», которая утверждена совсем недавно. По его словам, смысл этой инициативы – в создании школы, которая должна помогать раскрывать личностные способности и готовиться к условиям жизни в высоко конкурентной среде. «Уметь бороться за себя, уметь реализовывать свои идеи. Этого нам, я скажу откровенно, не хватает», – сказал Дмитрий Медведев.

«Новые идеи, новые технологии и новое содержание – это именно то, что будет требоваться от сегодняшних школьников и студентов буквально в ближайшие несколько лет», – сказал Дмитрий Медведев. «Сегодняшние школьники, во всяком случае, значительная их часть, через пять лет, после окончания высших учебных заведений будут заниматься теми видами деятельности, работать на тех видах деятельности, которых сегодня еще не существует. Это довольно серьезная штука, которая заставляет задуматься о том, как у нас построено образование, чего нам от него ждать и что нам нужно развивать», – сказал президент РФ.

Президент РФ Дмитрий Медведев заявил, что в стране должна быть создана система поддержки одаренных детей, и он готов подписать специальный закон на этот счет. По его мнению, «эта система должна быть сквозной и она должна включать в себя, прежде всего, региональное и муниципальное звено». «Они же у вас, уважаемые губернаторы, находятся, все эти таланты, а не где-то там бродят по коридорам Кремля или другим учебным научным заведениям, престижным. Те, кто там находятся, это уже найденные таланты. С ними все понятно», – сказал Дмитрий Медведев. По словам президента, необходимо решить, кто мог бы взяться за организацию этой работы именно в системном плане.

На заседании речь шла также о том, чтобы наука стала привлекательным видом деятельности для молодежи. Президент считает, что деятели науки должны чаще становиться героями литературы и других видов искусства. «Нужно подумать о том, чтобы действительно представители научной общественности, науки, деятели искусства все-таки попадали и в число героев литературы и других видов искусства», – сказал президент. «Только в этом случае они будут ассоциироваться молодежью как люди, с которых нужно брать пример. Они будут восприниматься в качестве героев», – сказал президент РФ.

Дмитрий Медведев сказал, что в докладе, подготовленном к заседанию трех президиумов, есть исследование, проведенное в 2009 году, в котором перечисляются те, кого российские школьники 5-9 классов считают идеалом. «Политики, прежде всего, – 43%. Герои литературы – 43%. Кстати, не самое плохое соотношение. Я думал, хуже будет. Политики – понятно. Они все время мелькают по телевизору. Это такая публичная вещь, которая вызывает интерес», – сказал президент РФ.

«Деятели искусства и деятели науки – они в самых задних рядах. Два процента их (деятелей искусства) только воспринимают, а деятелей науки – меньше процента в качестве героев. Но почему? А потому что, как раз, в 50-60-е годы эти самые деятели искусства и деятели науки и были основными персонажами литературы и кино. Давайте вспомним фильмы того периода. Поэтому как раз людьми такого рода специалисты воспринимались как представители самых престижных профессий, как носители идеалов, ценностей. Конечно, если сейчас фильмы снимают о другом, то, понятно, набор героев меняется», – сообщил Дмитрий Медведев. И здесь государство должно обозначить какие-то векторы развития.

Целесообразно было бы также создать научно-образовательный телеканал и музей науки. При этом они должны быть по-настоящему современными. «Я хотел бы, чтобы возможности создания отдельного российского научного канала, образовательного канала, окончательно взвесили наши коллеги – министр образования и министр культуры. Если его создавать, то сколько денег это потребует, и какие курсы там должны быть, кто там должен чего делать», – сказал Дмитрий Медведев.
При этом он отметил, что на новом телеканале не сработают те подходы, которые применялись на образовательном канале во времена его детства, «когда кто-то выходил к доске и начинал писать формулы».

Дмитрий Медведев также отметил, что поддерживает создание музея науки на базе Политехнического музея. Вместе с тем, по его мнению, если в его создании использовать прежние подходы – обычные модели кораблей и тому подобное, то «молодежь от этого не прикалывается, как принято говорить».

«Другие там должны быть элементы этого музея. Это должны быть большие виртуальные конструкции, которые реально поражают воображение и которые на самом деле пробуждают и мысли, и желание заниматься наукой», – сказал Дмитрий Медведев.

Говоря о технических новшествах в образовании, Дмитрий Медведев отметил удобство такого устройства, как букридер. Президент не видит ничего плохого в том, что молодежь предпочитает электронные, а не обычные классические книги. «Если молодежи приятнее читать с использованием так называемых гаджетов, букридеров, ничего плохого в этом нет», – сказал Дмитрий Медведев. Он отметил, что бессмысленно навязывать молодому поколению чтение бумажных книг, если они готовы читать литературу в электронном виде. Дмитрий Медведев рассказал о собственном опыте использования букридера. «Мне казалось, что читать это невозможно, книга гораздо приятнее, ее в руках можно подержать, страницы полистать, она пахнет книгой. Вы знаете, я потом привык, и мне нравится – очень удобно», – сказал президент. По его словам, в дороге букридер «незаменимая вещь».

Со своей стороны, министр культуры Александр Авдеев сообщил, что в планах его ведомства начать закупку букридеров для библиотек. Он объяснил это тем, что их использование финансово выгоднее и интереснее для молодежи. По словам министра, в букридер можно закачать от 2 до 5 тысяч книг, то есть всю базовую классическую литературу. «Если, для сравнения, закупить 5 тыс. книг, каждая из которых стоит в среднем 300 рублей, то получается, что использование букридеров в 10-12 раз удешевляет оснащение библиотек», – сказал он. Министерство культуры планирует раздать на комплектацию библиотек 300 млн рублей, но для того, чтобы на эти деньги можно было закупать букридеры, нужно внести изменения в законодательство, поскольку на сегодняшний день они относятся к оборудованию, а деньги выделяются именно на закупку книг.

Комментарии экспертов

Cоздание образовательного канала необходимо, причём это должен быть федеральный канал, который будет иметь максимальное распространение по всей стране. На мой взгляд, он должен войти в пакет тех бесплатных каналов, который сейчас формируется и будет доставляться с помощью цифрового телевидения во все города и веси страны.

Конечно, никто не говорит, что этот образовательный канал должен быть точно таким в советское или отчасти в постсоветское время. Он рассчитан на молодежь, соответственно, должны использоваться все передовые методики преподавания – как технические, так и содержательные.

Но это всё-таки не развлекательный канал на тему науки, должны даваться серьёзные, нормальные знания, в том числе и те знания, которые можно непосредственно использовать.

Перед школьником в сельской школе никогда не выступит академик Академии наук, потому что он до этой сельской школы никогда не доберётся. Но его лекции можно передавать на всю страну.

Как декан Высшей школы телевидения МГУ, я утверждаю, что, на мой взгляд, единственная структура в стране, которая может обеспечить качественный, нужный контент этого канала, непрерывно длящийся, хоть круглосуточно, – это МГУ им. Ломоносова. Именно здесь по всем направлениям науки сконцентрированы лучшие кадры: педагогические, учёные – от седых академиков до молодых, бойких и оригинальных аспирантов. Повторяю, по всем направлениям.

В МГУ есть Высшая школа телевидения МГУ, которая готова работать над каналом. Мы уже разработали концепцию этого канала как общенационального. У нас есть концепция университетского канала МГУ, рассчитанного не на студентов МГУ, а на внешнего потребителя – допустим, на всех остальных интересующихся студентов всей страны.

Если ректорат МГУ окончательно примет эту концепцию и выделит на это средства, то очень быстро работу такого канала Высшей школы телевидения МГУ через интернет можно обеспечить на своей технической и кадровой базе. Естественно, выступать будут не преподаватели Высшей школы телевидения, а всё научное сообщество МГУ, где 20 тысяч сотрудников и преподавателей. Одних академиков – несколько десятков. Это интернет, это дешёвое телевидение.

Хорошо, что сейчас на государственном уровне дошли до того, чтобы сделать общенациональный канал. Как я предполагаю, МГУ не может из своего бюджета выделить средства для организации работы такого канала. Тут уже должно вступиться государство со своим бюджетом. Очевидно, общенациональная образовательная программа.

Если государство примет такое решение, МГУ может это сделать. Если Дума как законодательный орган голосует за соответствующее выделение средств, а правительство принимает соответствующее распоряжение и реально эти деньги выделяет МГУ, то я гарантирую, что через неделю это телевидение начнёт работать. Я не говорю, что через неделю мы начнём работать круглосуточно. Сначала – два часа в сутки, через месяц – три часа в сутки, и за год – столько, сколько нужно.

Мы в свое время делали проект, который назывался «В поисках золушки». По всей стране проводили мероприятия, похожие на фестивали, возили с собой экспертов, и эксперты выбирали самые лучшие проекты. По такому же принципу можно осуществлять и отбор талантливых детей - то, о чем говорил президент, выступая на совместном заседании президиума Госсовета и президентских советов по науке и культуре. Это достаточно трудоёмкая работа, и чтобы ее осуществлять успешно, надо понимать, как работает наша «культурная машина». А у «культурной машины» есть несколько механизмов.

Первый механизм – это предъявление образца. Эти образцы для подражания создают для молодежи тягу к творчеству – «хочу быть, как Толстой». Второй механизм – это фильтр, который отбирает самых лучших. Третий механизм – это образование. Надо, чтобы работали все 3 механизма.

После того, как механизмы «культурной машины» запущены, если они охватывают всю страну, то можно говорить, что мы не теряем ни одного возможного гения, который, может быть, родился не в Москве, а в каком-нибудь маленьком городе, и у него есть возможность сделать в нашей стране карьеру.

Получается такая пирамида, потому что творческих детей у нас миллион. А таких детей, которые имеют некий талант, и которые уже прошли первый фильтр – например, поступили в специальные образовательные учреждения, сотни тысяч. И на самом верху – десятки, максимум одна сотня тех людей, которые и формируют национальную гордость страны: художники и т.д. В этой пирамиде действительно есть некоторые элементы, в которых роль государства очень важна, а есть элементы, в которых государству лучше отстраниться.

В целом, такая постановка задачи правильная, проблема заключается только в том, что построить эту огромную пирамиду с нуля не получится. У нас попросту нет сейчас таких ресурсов. Впрочем, нам от советского времени в наследство досталась огромная инфраструктура, которая сейчас никоим образом не задействована. Например, мы имеем более 2 тысяч художественных музеев, которые на вершине пирамиды должны включаться как механизм продвижения состоявшихся, талантливых людей на Олимп. Но из этих музеев работают внутри этой машины, к сожалению, единицы.

Так что основная задача – это научиться использовать старую инфраструктуру. И задача это весьма непростая. Надо этим заниматься, имея понимание вопроса, а у людей в правительстве этого понимания нет.

Относительно предложения президента можно сказать, что постановка задачи правильная, то есть диагноз ситуации поставлен верно, но лечение, которое будут проводить, абсолютно неверное и не приведёт к успешному результату. 

Идея о том, чтобы оснастить библиотеки букридерами, конечно, перспективная. Более того, в Соединённых Штатах уже есть университеты, которые полностью начали избавляться от своих библиотек, оставляя у себя только те книги, которые представляют какую-то библиографическую ценность, и полностью заменять их на букридеры с уже закачанным туда содержанием.

Когда мы говорим об электронных книгах, мы должны понимать, что здесь действуем в рамках двух контуров. Первый контур – конечно же, правовой. У нас очень развито пиратство, и получается, что огромное количество книг незаконно лежат в интернете. Будет ли возможно эффективно защищать электронную собственность? Ситуация, при которой количество электронных книг в стране  будет увеличиваться  – это маловероятно.

Потому что сейчас этот рынок мало кого затрагивает уже в силу того, что «читалки» есть у достаточно небольшого количества людей, а за пределами федеральных центров – практически ни у кого. Как только они появятся у широких масс населения, возможно, что рынок вырастёт и это нанесёт куда более серьёзный удар по книгоиздателям в стране и вообще по книжному делу.

Второй контур – производственный. В России нет производителя соответствующего оборудования, который способен был бы эффективно производить в должном количестве. Скорее всего, мы будем заказывать это у какого-нибудь крупного азиатского производителя, и это будет связано с определённым количеством проблем, непрозрачностью и т.д.

Электронная книга по всем параметрам превосходит бумажный аналог, особенно когда дело касается учебника или нон-фикшена, да и фикшена тоже. Исключения составляют, конечно, крупные художественные альбомы и прочие издания.

Если же эти две крупные проблемы (с правообеспечением и с обеспечением какой-то материальной части этой системы) в нынешней ситуации в России могут быть решены, то идея перспективная. Если этого не получится, у нас могут быть очень большие проблемы.

Президент Дмитрий Медведев неслучайно ещё раз подчеркнул: «измените отношения к культуре». Культура требует другого подхода. И требование к министру культуры, чтобы он занимался финансированием – это разумное требование к чиновнику, попытка заставить его заниматься действительно тем, чем он и должен. Но деньги министру нужно требовать не под абы какие проекты, а деньги должны выделяться под совершенно чёткие и понятные программы, которые ставят перед собой определённые цели и называют средства, которыми они могут быть достигнуты.

К примеру, нам совершенно необходимы программы поддержки культуры на селе. Нам также нужны программы поддержки художественного образования во всех его видах – и в общеобразовательной школе, и в детских школах искусств, и в системе дополнительного образования. Министерство должно предложить проекты и программы, которые будут понятны обществу, понятны деятелям культуры, результат которых видно невооружённым взглядом уже сейчас. И эти программы, конечно, общество профинансирует. Могу заверить от имени комитета по культуре Государственной думы, что если нам будут представлены такие программы, то, конечно, мы будем искать средства, и найдём их даже в нашем не самом успешном бюджете.

19 апреля 2017 Новости  Зюганов раскритиковал работу правительства Лидер КПРФ Геннадий Зюганов раскритиковал работу правительства РФ, подчеркнув, что оно работает "очень слабенько". При этом его критика прозвучала после оптимистичного отчета премьер-министра Дмитрия Медведева в Госдуме. 19 апреля 2017 Новости  Медведев пообещал ипотечникам помощь Работа по оказанию помощи ипотечным заемщикам, в том числе валютным, будет продолжена, но акцент сделают, прежде всего, на тех, кто попал в сложную жизненную ситуацию. Люди должны сами заранее просчитывать все риски, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев. 19 апреля 2017 Новости  Медведев пообещал снижение ключевой ставки ЦБ Снижение ключевой ставки ЦБ в будущем возможно. Политика Банка России в этом направлении будет продолжена, но действовать надо максимально аккуратно, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев, выступая с отчетом в Госдуме.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".