Статья
11 Марта 2009 22:24

Ударная волна

<p>Внешние проявления глобального экономического кризиса у всех на слуху: цифры падения производства и фондовых индексов, роста безработицы, протестующие массы на улицах городов мира. Однако многие последствия кризиса, хоть и не видны невооруженным взглядом, не менее значимы. Пошла ударная волна серьезных политических и геополитических сдвигов.</p>
<p>Важнейший из них, о котором мне уже доводилось писать на страницах "Известий" в прошлом году, - заметный рост влияния крупных развивающихся стран при очевидном кризисе "западоцентричного" взгляда на мир и политики однополярного доминирования. Первые месяцы года нынешнего только подтвердили эту тенденцию. Китай и Индия ожидают более чем 6-процентный рост, тогда как во всех западных странах произойдет падение ВВП, причем прогнозы чем дальше, тем пессимистичнее. Даже Россия, демонстрирующая наихудшие показатели из всех крупных развивающихся экономик, выглядит лучше любой европейской страны, у нас хоть резервы есть. С начала года даже фондовые индексы в западных странах падают быстрее, чем в развивающихся, чего не было в 2008 году. Осознание роли новых центров силы налицо в западных столицах. Финансовые вопросы решаются уже в рамках "двадцатки", а не "семерки". США осуществляют спешную перезагрузку отношений с Китаем и Россией, НАТО восстанавливает в полном формате отношения с нашей страной.</p>
<p>Соединенные Штаты, породившие кризис и ощутившие сильные его удары, переживают перемены, которые по американским меркам тянут на революционные. В этом оплоте и символе свободного рынка государство стремительно увеличивает свою роль в экономике, не останавливаясь даже перед фактической широкомасштабной национализацией. Вдогонку за 700-миллиардным пакетом по спасению финансовой системы следует 787-миллиардный пакет по стимулированию экономики. Внесенный Бараком Обамой проект бюджета содержит самый большой в истории дефицит в 1,75 трлн долл., при этом расходы бюджета тянут на 27,7% от ВВП, а доходы - только на 15,4% (разрыв беспрецедентный для послевоенных лет). Расходы собираются покрывать за счет печатного станка, госзаймов (по факту - в основном у того же Китая), налогов на бизнес и зажиточные слои. Торговая палата США - самая влиятельная предпринимательская организация, - ознакомившись с бюджетом, пришла в ужас: "Мы были рады, что нас пригласили на обед, но не сообразили, что будем на нем главным блюдом". Воспрянувшие республиканцы устремились в атаку на Обаму, обвиняя его в финансовой безответственности, которая за ближайшие семь лет увеличит госдолг США с 10 до 20 трлн долл., и стремлении создать всё объемлющее и всё регулирующее государство. Что самое поразительное, отказ от свободного рынка в пользу государственного регулирования - пожалуй, что впервые - поддерживает, по опросам, большинство американцев.</p>
<p>Бюджет Пентагона в этом году еще вырастет (на 2% - до 534 млрд долл.) и будет больше военных расходов остальных стран планеты. Но уже сокращаются со 140 до 131 млрд долл. ассигнования на войны в Ираке и Афганистане, и все громче в политическом истеблишменте звучат призывы отказаться от систем вооружений, создававшихся для целей времен "холодной войны", - от компонентов глобальной ПРО в Восточной Европе до новых подводных лодок с баллистическими ядерными ракетами на борту.</p>
<p>Серьезным испытаниям подвергается Европейский союз, разрываемый по линиям восток-запад и север-юг. Перед открытием антикризисного саммита ЕС, который проходил в Брюсселе, состоялся беспрецедентный предсаммит 9 восточноевропейских стран-членов, что было воспринято экспертами как самый серьезный вызов, брошенный Евросоюзу со времени окончания "холодной войны". Государства новой Европы "неожиданно" обнаружили, что не контролируют собственные экономику и финансы, поскольку их предприятия и банки принадлежат в основном кому-то на Западе, денежную политику за них проводят в Брюсселе, а столь необходимая в кризисные времена помощь вовсе и не собирается поступать. Вся модель развития восточноевропейских стран, которая в последние годы выражалась формулой "бери в долг и инвестируй", пошла прахом. У всех образовались огромные долги (причем это касается и государств, и населения), которые брались в евро, иенах, швейцарских франках, а отдавать приходится в своих обесценивающихся валютах. Ряд стран оказался в преддефолтном состоянии. Решили попросить у старожилов ЕС создать антикризисный фонд помощи в размере 240 млрд долл., но получили твердый отказ. После этого венгерский премьер Ференц Дюрчань заявил о возникновении нового "железного занавеса", хоть и выстроенного из золота.</p>
<p>Впрочем, среди самих восточноевропейских стран наметился очевидный раскол по принципу "сытый голодного не разумеет": на тех, кто еще неплохо держится на плаву (Польша, Чехия), и на оказавшихся на краю банкротства (среди которых в первую очередь Латвия и Венгрия - и, конечно, не входящая в ЕС Украина). В свете этого менее сплоченным и актуальным выглядит "новый Варшавский договор", который был выпестован Вашингтоном в антироссийских целях в составе Польши, Прибалтийских стран, а также президентов Украины и Грузии.</p>
<p>Но и в старой Европе налицо раскол на два лагеря, один из которых возглавляет Германия, а другой - Франция. Канцлер Ангела Меркель - особенно в преддверии выборов в Европарламент и в бундестаг - твердо выступает за финансовую дисциплину, против роста госдолга и инфляции (инфляция является главным кошмаром немецкой политики с 1920-х годов, когда она прокладывала Гитлеру дорогу к власти) и решительно сопротивляется попыткам увеличить помощь тонущим партнерам по ЕС, которую, естественно, все планируют оказывать за счет германской - самой крупной в Европе - казны. Позиции Берлина в полной мере симпатизируют страны, где проводится жесткая финансовая политика и соответственно существует относительно небольшой дефицит бюджета: Нидерланды, Люксембург, Дания, Швеция, Финляндия, Польша, Чехия. Этому "блоку Севера" противостоит "блок Юга", в котором первую скрипку играет Николя Саркози, поддерживающий увеличение антикризисных затрат в масштабах отдельных стран и усиление национального протекционизма. В этом лагере оказались страны с самыми большими объемами государственного долга, продолжающие активно сорить деньгами, игнорируя установленные в ЕС пределы ежегодного дефицита бюджета, который не должен превышать 3%. Здесь - Италия (общий размер госдолга составит в будущем году 110% от ВВП), Греция (100% от ВВП уже в этом году), а также Испания, Португалия, Ирландия.</p>
<p>На этом фоне все громче звучат голоса о кризисе европейских институтов: о невозможности существования зоны единой валюты без политического союза, об отсутствии общей финансовой и налоговой политики, общих критериев субсидирования производителей, о низком уровне лидеров государств и ЕС, никто из которых не способен возглавить европейскую антикризисную политику. Национальные экономические эгоизмы все больше берут верх над общеевропейскими интересами. Всерьез зазвучали вопросы, пусть явно преждевременные, о способности ЕС как целого пережить кризис. </p>
<p>Больнее всего из развитых стран кризис ударил по Японии. Экспортно-ориентированная страна в течение года вдвое сократила свой экспорт, ВВП снизился более чем на 10%. Рейтинг премьер-министра Таро Асо упал до 11%, Либерально-демократическая партия Японии вскоре может впервые за десятилетия перестать быть правящей. Местные эксперты наперебой отмечают психологический надлом нации, в которой за многие десятилетия имитации и улучшения западных моделей и аналогов исчезли люди, способные принимать на себя риски и действовать нестандартно. Япония стремительно приближается к рубежу, за которым Китай обойдет ее в качестве второй экономики мира.</p>
<p>Итак, в условиях, когда многие развитые страны становятся проблемными, а проблемные превращаются в "падающие государства", крупные развивающиеся экономики, к которым относится и Россия, получают реальный шанс совершить рывок в глобальной конкуренции. Упустить этот шанс было бы жалко.</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".