Статья
4327 19 Марта 2018 17:06

Украина и президентские выборы в России

18 марта Украина фактически заблокировала проведение выборов президента России на своей территории. Киев объяснил это решение «во избежание провокаций и возможных тяжелых последствий», которые могут организовать украинские граждане в связи с тем, что Москва проводит выборы в Крыму и Севастополе. МВД Украины заявил, что «режим охраны дипломатических учреждений России не будет предусматривать доступ к этим объектам граждан РФ для голосования на выборах». В результате в президентских выборах смогли принять участие только сотрудники дипломатических миссий.

В рамках подготовки к голосованию Россия планировала открыть на Украине всего 4 избирательных участка — в посольстве в Киеве, в генконсульствах в Одессе, Харькове и во Львове. Шесть лет назад на президентских выборах 4 марта 2012 года на Украине было открыто 9 избирательных участков. Для сравнения, 18 марта в Молдове был открыто 27 участков (здесь следует учитывать фактор Приднестровья и 189 тыс. российских граждан, проживающих на территории республики), в Израиле, где находится порядка 124 тыс. российских избирателей, — 15, в Эстонии — 9, в Латвии — 5. Как и на Украине, 4 участка для голосования было открыто в США.

Количество российских граждан, имеющий право принять участие в голосовании и проживающих на Украине, сейчас оценить можно лишь приблизительно, поскольку нормальные условия для проведения выборов не были созданы. Дело в том, что не все они находятся на консульском учете. Накануне выборов Центризбирком приводил данные, согласно которым на консульском учете стоит 72 тыс. человек. В реальности российских граждан на Украине больше. При этом четыре избирательные комиссии, образованные для проведения выборов 18 марта, всего получили 54 084 бюллетеней.

В 2016 году украинские активисты также фактически заблокировали проведение выборов в Госдуму. Тогда проголосовало лишь 369 россиян. Опять-таки, для сравнения, в 2012 году, когда отношения между двумя странами были нормальными, в президентских выборах приняло участие более 25 тыс. российских граждан, проживающих или временно находящихся на Украине. В свою очередь, украинцы в России демонстрировали гораздо меньшее участие. В президентских выборах 25 мая 2014 года приняло участие порядка 1,2 тыс. украинских граждан.

Российских МИД обвинил Киев в нарушении международных и двусторонних договоренностей. Если сделать обобщение, то основные аргументы России состоят в том, что Украина, запретив доступ в посольство и консульства, создала условия, при которых оказался невозможным нормальный контакт между сотрудниками дипломатической миссии и российскими гражданами, проживающими или находящимися на территории страны. В результате дипломатические представительства не смогли нормально выполнять функции, которые зафиксированы в международных и двусторонних договоренностях.

Так, МИД РФ, в частности, указывает, что действия Киева противоречат статье 25, части 1 статьи 27, статье 47 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года, а также части 1 статьи 36 Венской конвенции о консульских сношениях 1963 года и части 1.1 статьи 14 Консульской конвенции между Российской Федерацией и Украиной 1993 года.

Статья 25 Конвенции о дипломатических сношениях говорит, что государство пребывания должно предоставлять все возможности для выполнения функций дипломатического представительства. Часть 1 статьи 27 утверждает, что государство пребывания должно разрешать и охранять свободные сношения дипломатического представительства для всех официальных целей. Статья 47 говорит, что «государство пребывания не должно проводить дискриминации между государствами», то есть, в данном случае, Украина не должна запрещать России то, что разрешает другим государствам, с которыми она имеет дипломатические отношения.

Часть 1 статьи 36 Венской конвенции о консульских сношениях 1963 года утверждает, что «консульские должностные лица могут свободно сноситься с гражданами представляемого государства и иметь доступ к ним» и что «граждане представляемого государства имеют такую же свободу в том, что касается сношений с консульскими должностными лицами представляемого государства и доступа к ним». А часть 1.1 статьи 14 Консульской конвенции между Российской Федерацией и Украиной 1993 года утверждает, что консульское должностное лицо имеет право «сноситься и посещать любого гражданина представляемого государства, находящегося на территории консульского округа, а государство пребывания не будет препятствовать сношениям между гражданами представляемого государства и консульским учреждением и ограничивать им доступ в консульское учреждение».

Россия заявила, что привлечет внимание ООН и ОБСЕ в связи с действиями украинской стороны. В ОБСЕ уже сослались на то, что международные стандарты и соглашения о проведении голосования за рубежом отсутствуют, а поэтому Украина и Россия должны разбираться сами. Учитывая международную ситуацию, вряд ли Москва сможет добиться какого-либо международного осуждения поведения Киева.

Вместе с тем, на Украине радикальные силы вновь заговорили о необходимости разрыва дипломатических отношений с Россией, чтобы исключить сам вопрос о проведении российских выбор на территории страны. Так, избирательные участки 18 марта не были открыты в Грузии, поскольку Москва и Тбилиси до сих пор не восстановили дипломатические отношения.

В итоге, если дипломатические отношения между Россией и Украиной сохранятся в будущем, украинские власти будут и дальше блокировать проведение российский выборов на своей территории. Президент Путин дал понять, что Россия не будет предпринимать симметричных действий, поскольку лучше относится к украинским гражданам, чем Украина к российским. Поэтому не следует ожидать то, что Россия будет блокировать участие украинских граждан в выборах президента и Верховной Рады, которые запланированы на 2019 год. Тем более что проживающие в России украинские граждане в своем большинстве, скорее всего, не будут поддерживать антироссийских политиков на Украине.

Заместитель директора Центра политической конъюнктуры Олег Игнатов

*Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции

Актуальные комментарии
© 2008-2018 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".