Статья
6727 21 Марта 2018 16:46

Украинский экономический абсурд

На фоне продолжающегося экономического кризиса, обнищания населения и, как следствие, растущих миграционных настроений, украинское руководство продолжает целенаправленно уничтожать возможности для развития своего государства.

Так, на днях премьер-министр Украины Гройсман заявил, что Кабинет министров готов одобрить решение о расторжении программы экономического сотрудничества с РФ. Дословно заявление звучит так: «Правительство готово принять решение о расторжении программы экономического сотрудничества с РФ. Россия должна платить высокую цену за агрессию против Украины». Приблизительно в то же время МИД Украины анонсировал подготовленные предложения по выходу из органов СНГ и денонсации Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Россией.

И уже 21 марта данное обещание было реализовано. Кабинет министров Украины прекратил действие Программы и поручил МИДу уведомить российскую сторону.

Напомним, что Программа экономического сотрудничества Российской Федерации и Украины на 2011-2020 годы была принята во исполнение решения Президентов Российской Федерации и Украины Медведева и Януковича, зафиксированного в Протоколе третьего заседания Российско-Украинской межгосударственной комиссии от 17 мая 2010 года. Основной целью программы является обеспечение взаимовыгодного сотрудничества в экономической сфере.

Как часто бывает на Украине, озвучивший тезис о возможном расторжении программы Гройсман, видимо, даже не удосужился для начала прочитать ее, а если бы прочел, то сам бы удивился своей инициативе.

В частности, в Программе указывается, что она нацелена на: а) достижение устойчиво высоких темпов экономического роста, повышения национальной конкурентоспособности; б) поддержку проектов, направленных на диверсификацию структуры национальных экономик, а также структуры экспорта на внешние рынки, в пользу отраслей обрабатывающей промышленности и современных отраслей сферы услуг; в) улучшение инвестиционного климата и повышение инвестиционной привлекательности; г) повышение благосостояния и качества жизни населения, его социальной защищенности; д) обеспечение экономической, энергетической, продовольственной и экологической безопасности.

Очень наглядным является один тезис в преамбуле Программы, который объясняет целесообразность данного документа. Этот тезис не мешало бы несколько раз прочитать представителям украинской власти. Звучит он так: «К числу наиболее важных проблем, подлежащих решению в период реализации Программы, относится существенное снижение интенсивности торгово-инвестиционных связей в 2006-2009 годы, вызванное политическими факторами...». Напомним, что речь идет о времени президентства на Украине Ющенко, также пытавшегося максимально отгородиться от России и переориентировать Украину на интеграцию с западными партнерами. Так что, если Гройсману и Порошенко удастся прекратить действие Программы, следующему политическому режиму на Украине придется подписывать с Россией новую.

Мотивы Гройсмана и Порошенко относительно прекращения действия Программы в принципе ясны. Несмотря на всевозможные политические запреты, санкции и выдавливание российского бизнеса из Украины, Россия продолжает оставаться основным внешнеэкономическим партнером Украины. 2017 год показал значительный рост в товарообороте двух государств — в период с января по ноябрь 2017 года он вырос на 28,6%, до 9,36 миллиарда долларов. Объясняется это тоже достаточно просто. Все заявления Порошенко и его окружения о переориентации экономики Украины на европейский рынок оказались ничтожными, для большинства производителей Украины основными рынками как были, так и остались рынки постсоветского пространства и, в первую очередь, России. Европейский рынок, несмотря на подписания соглашения «О зоне свободной торговли», остался закрытым, и европейские партнеры неоднократно давали понять, что ситуация не изменится. Соответственно, у большинства производителей Украины есть два выхода: 1) закрыть свой бизнес; 2) искать пути продажи своей продукции в Россию и постсоветские страны. Порошенко любит заявлять, что есть еще третий путь — модернизировать производства и конкурировать на рынке ЕС. Однако он никогда не вспоминает о необходимости колоссальных инвестиций, доступа к которым у подавляющего большинства производителей Украины просто нет.

Очень важным фактом, подтверждающим мнение об абсурдности предложений по свертыванию экономического сотрудничества с РФ, является позиция граждан Украины. Так, по данным социологической компании «Рейтинг», проводившей исследование общественного мнения в декабре прошлого года, только 24% жителей Украины верят, что через 5 лет они станут лучше жить. В перечне десяти самых острых проблем, стоящих перед Украиной и конкретно перед людьми, 9 являются экономическими (единственная не экономическая проблема — это конфликт на Донбассе).

По результатам 2017 года, ВВП Украины составил 104.1 млрд. $, в 2013 году ВВП составлял 183.3 млрд. $, при нынешних темпах роста (2% по 2017 году) Украина сможет достичь показателей по ВВП 2013 года через 20-30 лет, и это еще в случае отсутствия серьезных экономических потрясений и финансовых кризисов. Дальнейший разрыв экономических связей с Россией уменьшит потенциальный рост экономики Украины. В итоге получается, что инициативы Гройсмана-Порошенко направлены на что угодно, только не на улучшение жизни обычных жителей Украины.

Денис Денисов, политолог, Донецк
*Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции

Актуальные комментарии
© 2008-2018 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".