Статья
9856 26 Ноября 2018 10:23

Украинцы лишаются всех прав

Совет национальной безопасности и обороны Украины (СНБО) проголосовал за введение в стране военного положения на 60 суток. Инициатором этого решения стал секретарь Совета Александр Турчинов, его поддержал президент Украины Петр Порошенко, теперь этот вопрос в закрытом режиме будет рассмотрен Верховной радой Украины, но сомнений в том, что режим военного положения будет утвержден, практически нет. «Актуальные комментарии» рассказывают о том, какие возможности открывает введение военного положения, и как может измениться госуправление.

Система управления

Фактически видоизменяется система государственного управления. Согласно ст. 4 закона Украины «О правовом режиме военного положения», на время военного положения могут создаваться временные государственные органы — военные администрации, которые вместе с остальными органами государственной власти имеют возможность заниматься управлением. Решение о создании таких администраций принимается президентом по представлению областных государственных администраций или военного командования.

Военные администрации обладают широким кругом полномочий, закон предусматривает более 50 различных сфер: от регулирования маршрутов общественного транспорта до решения вопросов управления в районах (корректировка бюджетов и т.д.).

Полномочия президента Украины значительно расширяются, для принятия некоторых решений ему больше не нужны другие органы государственной власти. Кроме того, в период действия военного положения недопустимо прекращение полномочий президента и органов государственной власти. Военное положение на Украине вводится на 60 дней, но затем военное положение может быть введено снова. Таким образом, выборы, назначенные на 30 марта 2019 года, теперь под угрозой срыва.

Полномочия всех административных органов оперативного управления расширяются, они имеют право регулировать и вторгаться в частную жизнь граждан.

Ограничения военного положения

Несмотря на то, что украинские власти заявляют о том, что простые украинцы «не почувствуют на себе введение режима военного положения», п. 1 ст. 8 позволяет «временно ограничивать конституционные права и свободы гражданина, а также права и свободы юридических лиц», их перечень довольно обширен, власти и военные администрации могут:

— Устанавливать усиленную охрану важных объектов национальной экономики. Таким образом, может пострадать бизнес, который подпадает под эти описания;

— Вводить трудовую повинность для трудоспособных лиц, не привлеченных к работе в оборонной сфере и сфере обеспечения жизнедеятельности населения и не забронированных за предприятиями, учреждениями и организациями на период действия военного положения с целью выполнения работ, имеющих оборонный характер. Другими словами, любой гражданин Украины может быть привлечен на производство, и у него нет права отказаться;

— Использовать мощности и трудовые ресурсы любых предприятий для нужд обороны. Снова бизнес может стать жертвой этого положения;

— Принудительно отчуждать имущество, находящееся в частной или коммунальной собственности, изымать имущество государственных предприятий, государственных хозяйственных объединений для нужд государства в условиях правового режима военного положения в установленном законом порядке и выдавать об этом соответствующие документы установленного образца;

— Вводить комендантский час (запрет пребывания в определенный период суток на улицах и в других общественных местах без специально выданных пропусков и удостоверений), а также устанавливать специальный режим светомаскировки;

— Устанавливать особый режим въезда и выезда, ограничивать свободу передвижения граждан, иностранцев и лиц без гражданства, а также движение транспортных средств;

— Запрещать проведение мирных собраний, митингов, шествий и демонстраций, других массовых мероприятий;

— Запрещать партии и политические движения, которые по мнению военных администраций, могут нести угрозу целостности Украины;

— Устанавливать запрет или ограничения на выбор места пребывания или места жительства лиц на территории, на которой действует военное положение;

— Вмешиваться в работу СМИ, использовать их в целях обеспечения национальной безопасности, а также запрещать передачу данных через сеть интернет;

— Устанавливать для физических и юридических лиц военно-квартирную повинность с расквартирования военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава правоохранительных органов, личного состава службы гражданской защиты, эвакуированного населения и размещения воинских частей, подразделений и учреждений.

Последствия

Права и свободы граждан Украины могут быть серьезно ограничены. Власти получают практически безграничные возможности, могут вмешиваться в частную сферу и регулировать вопросы, к которым ранее не имели доступа.

Из-за милитаризации общественных процессов может произойти обострение ситуации на юго-востоке Украины. Власти Киева уже заявили, что этот сценарий исключен, однако полномочия, которыми обладают военные администрации, сами по себе провоцируют эскалацию конфликта.

Сами власти получают иммунитет на 60 дней, именно на этот период вводится военное положение. Это значит, что выборы президента Украины, скорее всего, будут перенесены, или же отменены вовсе, если военное положение в конце января будет введено снова.

Как отмечают эксперты, многое будет зависеть от обращения Порошенко, в котором он может обозначить специфику вводимого военного положения.

Все эти процессы будут финансироваться из региональных бюджетов. Военные администрации могут их напрямую корректировать, а это значит, что высока вероятность возникновения экономических и финансовых трудностей.

Актуальные комментарии
© 2008-2018 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".