Статья
7 Декабря 2009 0:01

Управление факультетом

<p>Пособие по выживанию юного декана в условиях образовательного процесса или правила расстановки мебели в кабинете завфакультетом.</p>
Комментарии экспертов
<p>Если бы не события весны 2008 года, косвенно связанные с избранием на должность нынешнего президента страны, возможно, моя академическая карьера сложилась бы совсем <nobr>по-другому.</nobr> Был бы я нынче, вполне возможно, замдекана по какой-нибудь нужной и важной части. Сидел бы в собственном кабинете с секретаршей. В приемной толпились бы люди. А на столе моем, для придания пущей солидности, лежала бы эта книга.</p>
<p>Но плох тот доцент, который не мечтает стать деканом, как плох тот декан, который не мечтает стать ректором. И хоть я ныне всего лишь старший преподаватель, книга эта все-таки лежит на моем рабочем столе. Правда, уже дома.
Предисловие к этой книге написано моим бывшим ректором. Это несомненно придавало бы ей и без того весу, книжка толстая, аж целых 700 страниц мелкими буковками. А на обложке во первых строках написано: «Стоит ли браться за деканское дело?»</p>
<p>Вот и думаешь, что дело это серьезное, и не для кого попало, но для мужественных, стойких и нордических людей. Ибо, если обложке верить, то тебе, как декану, нужно собрать свою «команду» (так и написано — в кавычках); вступить в борьбу с сильными заведующими кафедрами, крепко «держать в руках студентов» и при этом всем не растерять работоспособность.
«Декан!» — так к читателю обращается глава творческого коллектива авторов учебного пособия, заслуженный работник Высшей школы РФ, доктор экономических наук, профессор, директор Института экономики и менеджмента Пензенского государственного университета архитектуры и строительства Резник С.Д., и продолжает: «Магическое слово, чаще всего употребляемое студентами». <nobr>Я-то</nobr> думал, что студенты <nobr>как-то</nobr> почаще говорят «стипендия» или «зачет». Впрочем, может быть, времена меняются, студентом я перестал быть 10 лет назад, может, и не знаю чего.
Одно простое перелистывание пособия приводит в замешательство — для кого эта книга? Для молодого декана? Для студента, обдумывающего житье? (Смех смехом, но, говорят, на одном из гуманитарных факультетов ведущего Вуза страны администрация <nobr>как-то</nobr> провела опрос среди студентов, кем они хотят стать. Так оказалось, что подавляющее их большинство мечтает стать... деканом этого же факультета!) Для школьника? Для человека с улицы, или, выражаясь корректнее, «для широкого круга читателей»? После каждого раздела идут «контрольные вопросы», далее следуют «практические задания». Так я себе и представляю, как молодой и неопытный декан открывает эту книгу и задает сам себе контрольные вопросы... А может быть есть на свете <nobr>где-то</nobr> в тайном месте, в каком-нибудь НИИ или университете курсы повышения квалификации юного декана? Я в деканы бы пошел, пусть меня научат!</p>
<p>Впрочем, я полагаю, что книга написана для... инопланетян! Я вполне серьезно, не подумайте, что рехнулся. Есть такая хорошая академическая традиция, на самом деле, писать новый учебник для тех, кто свалился с луны. Каждый раздел, каждая глава пишется так, как будто кроме букваря читатель не знаком вообще ни с чем. Все это называется фундаментальной подготовкой. </p>
<p>В данном же случае, авторам совершенно наплевать на то, что <nobr>вообще-то</nobr> «молодой декан» или юноша, обдумывающий свою академическую карьеру, к моменту решающего скачка в кресло топ-менеджера образования уже с выпитой им у коллег кровью, и с той кровью, которую сам уже потерял на ниве вузовских карьерных баталий, сам с легкостью напишет какое угодно пособие «Как стать деканом, и что делать, чтобы тебя быстро не свалили». Зачастую, экспликация неявного знания не имеет никакого практического смысла. Объяснять, как быть деканом не более полезно, чем издавать брошюру о том, как научиться езде на велосипеде. Без реальной практики и непосредственного обучения ничего не получится, поскольку в реальном процессе управления что факультетом, что велосипедом — главное навыки, а не знания. А иначе, молодого декана не спасут ни знания о некоем мифическом «Едином информационном пространстве», ни то, как правильно по фэн-шуй расставить кресла в кабинете (с. 160) (кстати, — на заметку декану! — указано, что шкафы должны быть обязательно трехсекционные!).</p>
<p>Вообще же, знакомство с полиграфическим творчеством издательства <nobr>ИНФРА-М,</nobr> как говорят в сети, «доставляет». Пособие «Управление факультетом» — это лишь один из томов серии, куда входят такие бестселлеры как «Студент ВУЗа. Технологии и организация обучения», «Преподаватель ВУЗа» (надо, кстати, срочно приобрести!), «Управление кафедрой», «Управление высшим учебным заведением». Всю твою академическую карьеру сопровождают эти книги. Как жизнь православного гражданина немыслима без молитвослова и четьи минеи, без триодей и псалтири — так и жизнь академического служащего от студенческой скамьи до ректорской должности обязаны сопровождать эти книги. Круг креслоспасительного чтения на всю жизнь. (Кстати, тот же С.Д. Резник является автором еще одного великолепного пособия под двусмысленным названием «Как защитить СВОЮ диссертацию». В отсутствии чувства юмора заслуженному работнику Высшей школы РФ не откажешь — секретами того, как можно защитить ЧУЖУЮ диссертацию <nobr>г-н</nobr> Резник вероятно делиться не намерен).</p>
<p>На самом же деле книга невероятно полезна — только, думаю, не молодому желторотому декану (я лично себе такое вообще вообразить не могу), а, скорее простому сотруднику вуза. Ему книга расскажет и о «тяжелой деканской доле», и о том, какие действительно существуют права сотрудника факультета и какие обязанности его декан должен выполнять по отношению к нему. Ведь чаще всего, простые преподаватели, неосведомленные о своих правах и объединенные лишь в номинальный профсоюз, раздающий путевки да новогодние наборы, оказываются жертвами произвола руководителей факультетов. А сами факультеты зачастую становятся заложниками амбиций своего декана. Если эта книга хоть на малую толику посодействует оздоровлению вузовской атмосферы — ее задача будет выполнена. На мой взгляд.</p>
<p>PS: Ну и вообще, считаю давно пора издательству <nobr>ИНФРА-М</nobr> опубликовать пособие «Управление государством. Пособие для молодого президента» за авторством творческого коллектива губернаторов. Книга будет пользоваться бешеным спросом, если судить по последней на сегодня «Прямой линии с Владимиром Путиным».</p>
<p>Управление факультетом. Учебник / Под ред. С.Д. Резника. М., <nobr>ИНФРА-М,</nobr> 2009. 695 с.</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".