Статья
2670 12 января 2024 18:41

В тени Макрона

Главным событием западноевропейской политической повестки начала января 2024 г. стало формирование нового правительства Франции. 8 января премьер-министр Элизабет Борн и возглавляемый ею Совет министров ушли в отставку. Её кресло в Матиньонском дворце через день занял бывший министр национального просвещения и по делам молодёжи Габриэль Атталь. А 11 января был обнародован новый состав кабмина.

Обычная процедура

Смена правительств в политической практике президентства Эммануэля Макрона — событие если и не совсем рядовое, то довольно обыденное. Действующий глава государства прибегает к подобной процедуре весьма регулярно. С момента прихода к власти весной 2017 г. он сменил уже четырёх премьеров. Сначала пост главы правительства занимал Эдуар Филипп. В июле 2020 г. его сменил Жан Кастекс. Место последнего, вскоре после переизбрания Э. Макрона на посту президента, в мае 2022 г. заняла Э. Борн. Наконец, теперь в Матиньонском дворце оказался Г. Атталь.

Ключевой мотив новой смены правительства — возросшая «токсичность» кабмина Э. Борн. В период его работы Елисейский дворец провел вызывавшие серьезное раздражение в обществе и оппозиции пенсионную и миграционную реформы. Причем если законопроект об иммиграции удалось провести после согласования с Национальным собранием и Сенатом, то пенсионная реформа была утверждена правительством в одностороннем порядке, без поддержки парламента. Для этого Матиньон использовал соответствующую статью во французской конституции.

Пойдя на смену кабмина, администрация Э. Макрона исходила из того, что основной негатив в общественном мнении сконцентрирован персонально вокруг Э. Борн. Ведущих же министров её кабинета, реально определявших основные направления внутренней политики и несших свою долю ответственности за непопулярные реформы, он не затронул. В результате все они сохранили свои портфели и полномочия в новом Совмине. Речь, прежде всего, идёт о министре экономики, финансов, промышленного и цифрового суверенитета Брюно Ле Мэре и министре внутренних дел и заморских территорий Жеральде Дарманене. Стоит также отметить и Себастьяна Лекорню, работающего в системе правительства с 2017 г. В 2020-2022 гг. он занимал должность министра заморских территорий. А с 2022 г. является министром вооружённых сил.

Новое лицо

Г. Атталю в новой конфигурации Совета министров отведена роль, близкая той, что играли его предшественники. Он, прежде всего, главное публичное лицо основного исполнительного органа, олицетворяющее своей персоной проводимый им курс.

В отличие от Э. Филиппа и Ж. Кастекса и, отчасти, Э. Борн, его нельзя считать сугубо «техническим» премьером. Двое первых пришли в Матиньон из неоголлистской партии «Республиканцы». Их отличала определенная дистанцированность от Э. Макрона. Г. Атталь — выходец из ближайшего окружения действующего президента. Как и Э. Макрон, он был сначала членом Социалистической партии Франции. Но уже в 2016 г. присоединился к партийному проекту последнего, с 2022 г. носящему название «Возрождение».

Но это и не политический тяжеловес, обладающий в администрации Э. Макрона широкой автономией. Как минимум, в силу ограниченного министерского опыта работы. До получения портфеля премьера Г. Атталь занимал лишь пост главы Министерства национального просвещения и по делам молодёжи. Причем меньше года. Не менее важно и сохранение в новом составе Совмина всех упоминавшихся выше топ-фигур. Именно они будут во многом определять правительственный курс по основным направлениям финансовой и социально-экономической политики.

В экспертной среде представлено мнение, согласно которому назначение Г. Атталя приурочено к выборам в Европарламент, намеченным на июнь 2024 г. Якобы новый молодой премьер (34 года) может стать лицом правящей левоцентристской коалиции «Возрождение» — «Демократическое движение» в борьбе за первенство во Франции. В этом качестве ему предстоит бросить вызов ещё более молодому Жордану Барделла (28 лет), лидеру потенциального фаворита гонки, правого «Национального объединения».

Подобное рассуждение верно лишь отчасти. Выборы в Европарламент слабо коррелируют с реальной борьбой за власть во Франции. Поэтому не носят принципиального значения для основных политических игроков. Это во многом «проба сил» на партийном уровне, оценка потенциала политиков перед региональными и президентскими электоральными циклами. Так, на европейских выборах в мае 2019 г. победу праздновало «Национальное объединение». Свои голоса за него отдали 23,34% французов. Но на национальных парламентских выборах в июне 2022 г. оно оказалось лишь третьим. Его поддержали 18,68% избирателей.

Будущее президентство?

Как представляется, в своей основе назначение Г. Атталя имеет несколько иной смысл. Прежде всего, за ним скрывается нежелание Э. Макрона выводить на политическую авансцену фигуру, способную стать по-настоящему сильным игроком, главным претендентом на роль его преемника.

Действующий глава государства не может баллотироваться на третий срок, и весной 2027 г. ему предстоит сложить свои полномочия. Уже сейчас определился неформальный пул его потенциальных политических «наследников». В него входят Б. Ле Мэр, Ж. Дарманен, Э. Филипп, бывший официальный представитель правительства Оливье Веран и др. Однако глава Елисейского дворца предпочёл остановить свой выбор не на них, а на Г. Аттале, не входившим в этот список. И, учитывая возраст и отсутствие серьёзного аппаратного опыта, не воспринимаемом в качестве преемника командой главы государства.

Значение нового премьера, как и возглавляемого им правительства, — продолжать оставаться в тени президента, не «оттенять» образ Э. Макрона. А при неудачах Елисейского дворца во внутренней политике выступить в роли своеобразного «громоотвода», по аналогии с прежними кабминами. Фигурой Г. Атталя, в такой ситуации, Э. Макрон вполне может «пожертвовать», отправив его в отставку.

В пользу подобной версии говорят обстоятельства определения кандидатуры преемника Э. Борн. Обсуждение данного вопроса внутри команды президента серьезно затянулось. При этом, по данным французских СМИ, против варианта с назначением Г. Атталя выступала целая группа ближайших советников Э. Макрона. В том числе всесильный глава президентского аппарата (генеральный секретарь главы государства) Алексис Колер, лидер союзного Э. Макрону «Демократического движения» Франсуа Байру и бывший премьер Э. Филипп, возглавляющий в наст. вр. партию «Горизонты». Альтернативными же молодому политику кандидатами на пост главы Совмина выступали как игроки, претендующие на статус сменщиков Э. Макрона, так и политики, способные выступить в амплуа «технических» премьеров. Это Б. Ле Мэр и С. Лекорню, министр экологических преобразований и развития территорий Кристоф Бешю, а также бывший председатель Национального собрания Ришар Ферран.

Также нужно учитывать и фактор времени — до президентских выборов остаётся ещё более трёх лет. По французским политическим меркам это довольно большой срок. До весны 2027 г. в политике страны может произойти многое. И вчерашние фавориты способны оказаться в числе аутсайдеров.

Как правило, обозначение реальных кандидатов на пост главы государства происходит за год до голосования. Сам Э. Макрон впервые обозначил свои президентские амбиции весной 2016 г. Для будущих участников новой гонки аналогичным временем станет весна 2026 г.

Риски ближайшего будущего

Нельзя не учитывать и задачи, стоящие перед правительством Г. Атталя. Ему предстоит воплощать в жизнь непопулярную пенсионную реформу. Вполне возможны новые инициативы команды Елисейского дворца в налоговой области, способные вызвать недовольство населения. В таких условиях Францию вполне может захлестнуть очередная волна массового общественного протеста, ставшего одной из «визитных карточек» правления Э. Макрона в целом. Всё это в состоянии негативно отразиться на политико-электоральном потенциале Г. Атталя, обеспечивая ему повторение пути Э. Борн и других ближайших предшественников в Матиньонском дворце.

Максим Минаев, кандидат политических наук, старший научный сотрудник Института США и Канады РАН.

#МаксимМинаев
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".