Статья
1842 15 апреля 2015 17:51

Вашингтон может остаться вне игры

Встреча «нормандской четверки» в Берлине уже дала определенные результаты. Комментируя ее итоги, я отмечал: принципиальным маркером для понимания модели развития минского процесса будет назначение со стороны Киева представителей в рабочие группы. Речь идет о статусе людей, которые будут туда утверждены.

Налицо результат. В ходе видеоконференции о рабочих группах не говорили вовсе, и уж тем более о персоналиях. А после этого министр иностранных дел Украины Климкин заявил открытым текстом, что Киев не готов к прямому диалогу с представителями ДНР и ЛНР.

Означает ли это, что минский процесс завершен? Формально да. Как правильно указано в комментариях представителей ДНР и ЛНР — Дениса Пушилина и Владислава Дейнего — выборы, на которых настаивает Киев, сначала должны быть предметом прямого диалога, а потом уже можно переходить к реализации. Ставя телегу впереди лошади, фактически формально Киев прекращает реализацию той пошаговой стратегии, которая предложена в комплексе мер по выполнению минских договоренностей.

Политические риски для Порошенко и его режима не просто слишком высоки, в этой ситуации они зашкаливают
На самом деле речь может идти о двух моделях, по которым, возможно, функционирует «нормандская четверка». И если исходить из того, что существуют определенные договоренности между Берлином и Парижем с одной стороны и Москвой — с другой, можно предположить, что этот «сговор» был достигнут до официальных переговоров во время приезда Меркель и Олланда в Москву. И если это так, то все развивается в логичном режиме.

Действительно, учитывая степень «разогретости» украинского общества, заявить сейчас о переговорах с представителями «террористов» (именно в таком качестве большая часть украинского общества видит представителей ДНР и ЛНР) для совместной работы политически невозможно.

Такое решение будет означать начало нового политического кризиса на Украине и фактически политическую смерть для Порошенко и его группировки (а может, не только политическую). Поэтому слова Климкина о том, что Киев сейчас не может пойти на такие шаги, отражают реальность. Политические риски для Порошенко и его режима не просто слишком высоки, в этой ситуации они зашкаливают.

Читайте также Дикое единство Стрелкова и Порошенко

Возникает вопрос: каков же выход? Если речь идет о той самой второй модели, то следующим маркером для понимания логики минского процесса будет заявление Меркель или Олланда. На совершенно проходном мероприятии кто-нибудь из них скажет, что министры иностранных дел в понедельник договорились о немедленном начале деятельности рабочих групп, и все стороны должны это сделать. Формулировка может быть достаточно мягкой, но это будет означать, что на Порошенко оказывается давление.

Тогда у украинского президента появится возможность «перевести стрелки» на Европу, объяснить, что обязан выполнять требования Меркель и Олланда, иначе страна лишится кредитов и траншей.

Порошенко, якобы под давлением, сможет назначить людей в рабочие группы. Если такая схема сработает, то это будет говорить о том, что, действительно, Берлин, Москва и Париж в рамках «нормандской четверки» играют в одну игру, и тогда можно будет ждать хода со стороны потерпевшего от этой игры, то есть от Соединенных Штатов.

Расколотое украинское общество на действия Порошенко может ответить очередным Майданом
И здесь обязательно нужно помнить о настроениях в украинском обществе. Чтобы понимать, как может быть воспринято намерение Порошенко создать рабочую группу, можно обратиться к собственному опыту.

Вспомним, когда Путин почти год назад назвал Порошенко президентом и вел с ним диалог, начался дикий ажиотаж. Звучали возмущения: «как можно разговаривать с убийцей!», «это хунта, это бандеровцы, с ними нельзя разговаривать, а тем более называть их главу президентом». И это при том, что наше общество консолидировано вокруг власти.

А расколотое украинское общество на действия Порошенко может ответить очередным Майданом. В интересах Москвы, Берлина и Парижа не допускать очередных беспорядков на Украине.

И с этой точки зрения Порошенко нас устраивает, потому что больше там разговаривать пока просто не с кем.

Читайте также Прилепин как зеркало усталости русской цивилизации

И поэтому заявление Климкина только формально закрывает минский процесс. На самом деле он становится более сложным, многослойным и безусловно продолжается. Подождем реакции Берлина, Парижа и Вашингтона.

Когда Вашингтон оставляют вне игры, он начинает бомбить
На самом деле нас абсолютно устраивает «нормандский формат». Что касается Вашингтона, то он относится к этому формату более настороженно, так как боится, что Европа начнет свою игру. Но этот процесс уже стартовал.

Если России и Европе удастся затащить Порошенко в процесс и заставить сделать хотя бы один шаг в сторону политического урегулирования, то Вашингтон останется вне игры. А с другой стороны, здесь мало чему радоваться, потому что когда Вашингтон оставляют вне игры, он начинает бомбить. Он же как слон в посудной лавке — если его уколоть в пятку иголкой, он тут же громит все, что вокруг него находится. И я не исключаю, что если Вашингтон осознает, что его выключают из украинской темы, то он просто заставит Украину снова начать боевые действия. 

Александр Казаков специально для «Актуальных комментариев»

Все статьи автора

1 марта 2024 Новости  Антироссийские санкции: перспективы экономики РФ Новые санкции, введенные администрацией Байдена и нацеленные на лиц, связанных с заключением Навального (внесен в перечень экстремистов и террористов), а также на финансовый и оборонный сектора России, не достигнут своих целей, считает директор по оборонным и внешнеполитическим исследованиям американского аналитического центра Cato Institute Джастин Логан.  21 февраля 2024 Новости  Евросоюз утвердил новый пакет антироссийских санкций Послы стран Евросоюза согласовали 13-й пакет антироссийских санкций, сообщило бельгийское председательство в Совете ЕС.  8 сентября 2023 Новости  Основной инструмент политики США: американские эксперты о санкциях Санкции являются «важнейшим внешнеполитическим инструментом» США, говорится в докладе, подготовленном группой экспертов американского аналитического центра Center for a New American Security (CNAS). По их словам, в прошлом году США в целом значительно расширили санкционную политику.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".