Статья
11 Апреля 2015 15:44

Прилепин как зеркало усталости русской цивилизации

Недавно меня так покоробило одно высказывание Захара Прилепина в отношении Новороссии, что я не могу не посвятить этому хотя бы нескольких страниц.

В интервью Стешину и Коцу, опубликованному в «Комсомолке», отвечая на вопрос этих славных военных корреспондентов: «Что делать с украинской культурой, на которой пророс майдан?», писатель ответил так: «На той территории, что станет Новороссией, — всячески культивировать и вышиванки, и песни, и пляски, и Лесю Украинку, и жовтое, и блакитно».

Лично для меня это, мягко говоря, какое-то ревизионистское и неуместное заявление.

Захар Прилепин — безусловный русский патриот, гордость России, человек, который всячески почти ежедневно помогает Новороссии — и в печати, и в заграничных дискуссиях с европейскими интеллектуалами, и в том, что постоянно возит на Донбасс гуманитарные грузы, спасая русских людей от голода.

Такие заявления он делает, понятно, не из симпатий к украинству, а из-за того, что просто не знает ни Украину, ни Новороссию и их реалий. Он там бывал, да, изучал ситуацию, но этого мало. Там надо было родиться или, во всяком случае, очень и очень долго прожить, чтобы, как говорят, вжиться в ситуацию. Но я тут хотел бы использовать эти слова Прилепина как повод поговорить, скорее, не об Украине, а о русской культуре, о русской цивилизации.

Итак, о чем свидетельствуют эти слова Прилепина? О том, что у русской культуры, у русской цивилизации в настоящий момент, увы, отсутствует активный, миссионерский, экспансионистский характер. А это значит, что она слабая. Это значит, что сегодня русская культура обречена на поражение. И она, давайте честно говорить, его терпит. Надеюсь, что пока.

Постмодернизм не ставит вас перед выбором «или - или»
Здоровая цивилизация, здоровая культура обладает прямо противоположными качествами. Во-первых, она самоосознает себя как нечто исключительное. Она никогда не скажет: в этом пространстве найдется место и мне, и тебе. Она хочет забрать все пространство себе. И только себе. Все постороннее или изгоняется, или уничтожается. Постороннее и чуждое ей никогда такой цивилизацией культивироваться не будет.

Во-вторых, здоровая цивилизация отказывается от постмодернизма как принципа своего существования. От постмодернизма, который всегда носит демократический, плюралистический характер, в котором сосуществуют и находят свое место все культуры, существующие в одном пространстве.

Постмодернизм не ставит вас перед выбором «или — или». Он говорит так, как говорит и Прилепин: пусть будет и русское, и украинское. Постмодернистская культура (а русская культура, к сожалению, сейчас именно постмодернистская) — это уставшая культура. Русская цивилизация, к сожалению, на нынешнем этапе — это уставшая еще цивилизация. Она сейчас отдыхает от бремени империи, от экспансионистского, миссионерского советского прошлого.

Русское государство пока еще остается защитником русской культуры
Вот нынешние Соединенные Штаты — это экспансионистская, активистская, миссионерская цивилизация. Поэтому это цивилизация номер один на планете. Американский миф говорит: только Америка земля обетованная, только Америка — это остров свободы, весь остальной мир — это мир тьмы, поэтому американская миссия заключается в том, чтобы нести свет свободы народам Земли.

Такими же экспансионистскими были христианство и ислам. Экспансионистской и миссионерской была и советская цивилизация. Её миссия заключалась в распространении коммунизма по всей планете.

А что несет миру нынешняя русская цивилизация, нынешняя русская культура? Ничего. Абсолютно ничего. Только наличие Русского государства в лице Российской Федерации спасает русскую культуру от тотального уничтожения. Русское государство пока еще остается защитником русской культуры. Если представить себе, что Русское государство будет разгромлено, это будет означать только одно — разгром русской культуры и цивилизации. Русские, как это было в 90-х на Украине, сразу начнут записываться в «украинцы». Точно так же, как во Франции, они записываются во французы, в Англии — в англичане и исчезают.

По последней советской переписи на Украине было 11 миллионов русских из 52 миллионов населения УССР. В начале нулевых уже по переписи украинской их стало 3 миллиона. Куда делись остальные семь? Уехали? Вымерли? Нет. Они просто записались в «украинцы», при этом не являясь никакими «украинцами».

Их путь – это дальнейший путь в Русскую цивилизацию
Экспансионистской, миссионерской, а значит, нетерпимой является нынешняя «украинская цивилизация».

Украинской цивилизации плевать на все, кроме украинской цивилизации. Она действует, как все здоровые цивилизации мира. Она, например, говорит: такой-то и такой русский город Украины (Севастополь или Донецк) — это исконно украинская земля. Конечно, это противоречит истории и здравому смыслу. Но украинцам на это плевать. Они говорят, что население этих городов против такой установки? Ну тогда это проблемы этого населения. Нам все равно. Мы сказали, что это земля украинская, так и будет. И такая установка начинает действовать.

Если в 1991 году 100% жителей какого-нибудь русского города Украины относили себя к русской цивилизации, то через пять лет только 90%. Через еще 5 лет только 70-80%. Вспомним, что Семен Семенченко был когда-то русским Константином Гришиным и был уроженцем Севастополя.

Я просто хочу всем этим сказать, что миссионерская культура в силу своего непреклонного, экспансионистского и нетерпимого характера способна из «неукраинца» сделать «украинца».

Вот с кого нам, русским, надо брать пример.

Города Новороссии – это русские города. И им не нужна никакая украинская культура, она им вредна
Поэтому в Новороссии нужен не культ и жовтого, и блакытного, Леси Украинки и прочей шароварщины, а культ всего русского. Там нужно культивировать царя Алексея Михайловича, Петра Первого, Екатерину Вторую как фактических учредителей Новороссии, Суворова, Потемкина, Ушакова, Ришелье (основателя Одессы), Джона Юза (основателя Донецка) и других не менее выдающихся товарищей. Вот им надо ставить в городах Новороссии памятники, в их честь.

А украинское, наносное и чуждое этому русскому краю, должно, наоборот, аннигилироваться. Все эти многочисленные памятники Шевченко, ставшему за все эти годы незалежности украинским Лениным, должны повсеместно сноситься.

Читайте также Быть или не быть

И не надо путать украинство с малороссийским элементом. Малороссийство в этих краях — это в основном крестьяне, говорящие на суржике, а не украинском языке, языке Галичины. Малороссийские крестьяне Новороссии, в принципе, уже русские. Им не надо никакого жовтого и блакытного. Их путь — это дальнейший путь в Русскую цивилизацию. Зачем же их и дальше искушать украинством.

Города Новороссии — это русские города. И им не нужна никакая украинская культура. Мало того, она им вредна. Если украинский элемент там останется, то на него будут ссылаться, ставя под сомнение русский характер этого края.

В Новороссии действовать надо так, как действовала советская власть на Кубани в 20-х годах. Если на Украине она проводила украинизацию, то на Кубани, которая была заселена потомками запорожских казаков, то бишь согласно украинскому мифу, самыми что ни на есть «украинцами», никакой украинизации не было. Советская власть сказала: Кубань — русская земля. И теперь потомки «украинских казаков» сражаются с «украинцами» на Донбассе. И вообще попробуй сейчас сделать из Кубани Украину — не получится. Вот и нам, русским, надо сделать как из Новороссии, так и из Малороссии Россию.

Захар Прилепин не понимает, что никаких украинцев в природе не существует. Нынешняя война на Донбассе открыла нам следующую истину: там сражаются не русские с какими-то мифическими украинцами, а русские славянофилы с русскими западниками, или, если вам так важно слово «украинец», русские славянофилы с политическими украинцами, которыми являются все русские западники.

Читайте также Донбасс все больше отдаляется от Киева

Просто в силу того, что политические украинцы не успели еще выработать каких-то культурных форм, знаковой системы, которая бы их отличала от культур-украинцев (в основном западенцев и суржикоязычных малороссийских крестьян, впавших в ересь украинства), то они пользуются знаковой системой культур-украинцев (всеми этими жовто-блакытными флагами, кричалками «Слава Украине!»).

Поэтому, например, на Москворецком мосту около цветочного «мемориала» Немцову вы можете видеть активистов российской либерально-западнической оппозиции, увешанных жовто-блакытными значками.

Украинская культура для русского западника в Новороссии и Малороссии не родная и никогда ею не станет, она просто нужна для того, чтобы обосновать, почему Новороссия и Малороссия не должны пребывать в составе Российской Федерации, государстве русских славянофилов. Вот отсюда все это жовтое, блакытное и Леся Украинка. Вот поэтому политические украинцы и используют украинскую знаковую систему. 

Так как, по всей вероятности, в будущем политические украинцы (русские западники) начнут конфликтовать с культур-украинцами, потому что по законам жанра на одной территории должен остаться кто-то один, наверное, политические украинцы выработают какую-то свою знаковую систему. После чего Захар Прилепин больше не будет их путать с носителями украинства — галичанами.

Читайте также Донбасс начинает мирное строительство

Русская цивилизация сейчас находится в самом-самом начале своего Возрождения. И я надеюсь, что у нее снова появится какая-то миссия в мире. Без этого не возродиться. А Лесю Украинку сбросим с русского корабля в Днепр как языческих идолов, которых туда же сбрасывали тысячу лет назад первые русские христиане.

Александр Чаленко, Украина.ру, специально для «Актуальных комментариев»

Все статьи автора

Фото: Официальный сайт З. Прилепина
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".