Статья
10315 11 мая 2009 0:03

Визит Путина в Японию

Начался визит председателя правительства России Владимира Путина в Японию. Центральное место в программе визита займут переговоры с премьер-министром Японии Таро Асо, а также встречи с ведущими представителями деловых кругов, включая участие в российско-японском бизнес-форуме.

Основной темой переговоров В.Путина с Т.Асо будет экономическая проблематика, в том числе выявление новых возможностей взаимовыгодного сотрудничества с Японией в таких сферах, как энергетика, включая атомную, информационные и телекоммуникационные технологии, транспорт, космос, инвестиции.

Предполагается, что В.Путин выступит на открытии конференции губернаторов России и Японии.

"Мы прилагаем все усилия для подписания соглашений по широкому кругу областей. Например, хотя мы еще не достигли окончательной договоренности, мы активно обсуждаем соглашение о сотрудничестве в мирном использовании атомной энергии, о сотрудничестве в таможенных делах, а также программу о сохранении экосистемы вокруг Четырех Северных островов (принятое в Японии название островов Южной Курильской гряды). Это лишь несколько примеров", - сказал в интервью "Интерфаксу" новый посол Японии в России Масахуру Коно.

По его словам, визит В.Путина в Японию станет "новым импульсом в развитии политического диалога". "Я считаю, что наши премьер-министры обсудят три основные сферы: укрепление сотрудничества в практических областях экономики, взаимодействие на международной арене и политический диалог в целях заключения мирного договора. Визит г-на Путина станет хорошей возможностью обсудить эти три темы, и именно к этому обе стороны и стремятся", - сказал он.

Посол также отметил, что "с того момента, как г-н Медведев стал президентом, в течение года политические отношения между нашими странами набрали очень высокий темп". М.Коно сообщил, что в июле планируется встреча лидеров на полях саммита "группы восьми".

Как пишет газета "Коммерсант", соглашение о сотрудничестве с Россией в области атомной энергетики Токио относит к числу стратегических направлений. Соглашение с немалыми трудами обсуждается с начала 2007 года. Камнем преткновения, пишет газета, было требование Токио поставить сотрудничество с РФ в сфере атомной энергетики под плотный контроль МАГАТЭ, чтобы "исключить малейшую возможность использования японских материалов и технологий в России на военных объектах".

"Инспекции такого рода должны по жесткости не уступать проверкам МАГАТЭ, допустим, в Иране, что вызывало недовольство в Москве: там ссылались на особые права России в качестве великой ядерной державы", - отмечает "Коммерсант". Сейчас, говорят, компромисс найден, однако в Токио боятся, что подписанию соглашения в ходе визита Владимира Путина что-то может опять помешать", - подчеркивает газета.

Соглашение открывает путь к увеличению по меньшей мере вдвое поставок российского урана в Японию (сейчас на него приходится 12% рынка), к массированному обогащению отходов деятельности японских АЭС на российских предприятиях, к созданию СП по производству оборудования для атомных электростанций, напоминает "Коммерсант".

По данным МИД РФ, объем российско-японской торговли в 2008 году составил 30 млрд. долл. США. В суммарном внешнеторговом обороте России Япония переместилась с 15-го на 8-е место. Доля России в общем объеме внешней торговли Японии в 2007 г. составила 1,6%, что позволило нашей стране занять 16-е место среди крупнейших торговых партнеров Токио, опередив Канаду и Францию.

 

Комментарии экспертов

В российско-японских отношениях сегодня превалирует формат, который можно охарактеризовать как расширение развития двустороннего экономического взаимодействия. Он превалирует по объективным причинам, так как в политической сфере у нас отсутствует двустороннее российско-японское мирное соглашение, и есть проблема Курильских островов. Поэтому основная активность между Москвой и Токио идет именно по вопросу экономики.

Это подтверждает и повестка дня визита Путина в Японию - работа над двусторонними документами, которые должны содействовать расширению экономического партнёрства. Показательно, что первым шагом в этом году стало открытие первого завода в России по производству сжиженного газа в Южно-Сахалинске, на котором как раз проходили переговоры между премьер-министром Японии Таро Асо и нашим президентом Дмитрием Медведевым. Я думаю, что этот вектор будет продолжен.

Другое дело, что ограничивающим фактором остаётся проблема политического взаимодействия по вопросу островов. И неслучайно сегодня звучали заявления с японской стороны о том, что они хотели бы увидеть какое-то продвижение по этому вопросу. Здесь не в последнюю очередь обнадёживает Медведев, потому что он сказал, что мы хотели бы каким-то образом урегулировать данный вопрос в ближайшее время. Но я думаю, что односторонняя сдача этих островов, которые рассматриваются Японией как незаконно оккупированные нами, не предусмотрена.

Другое дело, что, может быть, речь пойдёт о расширении двустороннего экономического взаимодействия при их осваивании и развитии. Наверное, такая модель была бы оптимальной для нас. С одной стороны, она позволила бы сохранить наш политический контроль над ними (они являются частью России), а, с другой стороны, предоставила бы компаниям возможность для инвестирования своих средств, к чему они так стремятся. В конечном итоге, это привело бы к экономическому взаимодействую на несколько ином уровне. Сегодня, если мы говорим об основных сегментах партнёрства в этой области, то речь идёт, наверное, о развитии нашего энергетического экспорта. Импорт условно представлен высокотехнологичной продукцией, автомобилестроением,  машиностроением. То есть у нас несколько дисбалансированная модель. Если бы прошло расширение экономического партнёрства в рамках островов, то здесь какая-то часть японских промышленно-производственных мощностей была бы перенесена на нашу территорию на Дальнем Востоке. Это стратегически важно для этого региона, который сегодня ограничен и в своих людских ресурсах, и в политическом отношении, так как идёт убыль населения.

Но в политическом плане предполагать, что визит Путина поставит точку в вопросе Курильских островов, сложно, потому что он больше ориентирован всё-таки на экономику. Другое дело, что это непропорциональное желание японской стороны во многом продиктовано определённым завышенным ожиданием со стороны Токио. Оно в состоянии создать некоторые трения, которые, наверное, будут и могли бы быть преодолены только в согласованной повестке дня. Другое дело, когда японская сторона поставит вопрос об островах. Я думаю, что в течение этого года эта теме в повестке дня будет сохраняться.

Более того, стремление увязать тему островов с экономикой со стороны Токио, которое выступает в формате "мягкого шантажа", ограничено экономическим кризисом. В условиях существующих внутриэкономических проблем Японии, им всё-таки выгоднее развивать с нами отношения в экономике. Но стремление привязать эту тему к политическому вопросу играет против них, что, в общем-то, не позволяет сохранять какое-то серьёзное поле для манёвра.

Это как раз показали переговоры Таро Асо и Медведева в Южно-Сахалинске, когда, несмотря на стремление японской стороны проблема островов так или иначе отошла на задний план. Уже есть согласованный формат поставок газа, и, видимо, будут расширяться эти поставки. Не исключаю, что речь вообще может пойти о комплексном расширении энергодиалога, что в конечном итоге нивелировало степень японских притязаний.

Таков сегодня общий фон российско-японских отношений. В жёстком формате он укореняется именно в экономической плоскости. В отношении политики и военного сегмента взаимодействия у нас возможностей для диалога меньше, чем, скажем, с Южной Кореей, потому что южнокорейское руководство сегодня демонстрирует в том числе желание покупать наши вооружения. У Японии такого стремления нет.

Более того, несмотря на декларированное желание Японии ограничить зависимость от США, Токио не может нарушить систему связей с Вашингтоном. У них есть двусторонний договор об обеспечении безопасности, по которому Вашингтон фактически в одностороннем порядке предоставляет гарантии сохранения территориальной целостности, а на территории Японии размещены американские войска. И это несмотря на определённые амбиции, желание выступать в роли серьёзной мировой державы, прежде всего в военно-политической плоскости. Это серьёзно ограничивает Токио и не даёт возможности для развития диалога с Россией по этому направлению, в том числе как в рамках диалога между премьерами, так и между премьером и нашим президентом и на всех остальных уровнях.

Современный этап российско-японских отношений начинается с 1956 года, когда была подписана декларация между Советским Союзом и Японией о прекращении состояния войны и восстановлении дипломатических отношений. Как известно, вопрос о мирном договоре, что называется, завис. И самым большим сдвигом с тех пор был переход к принципу «многорядного движения», то есть тупик на одном из направлений сотрудничества, тупик по проблеме мирного договора, не должен останавливать движение по другим рядам, не должен тормозить развитие торгово-экономических отношений, сотрудничество на международной арене и т.д. Это был самый большой сдвиг последнего времени.

Конечно, очень важно понимать суть расхождений. Как известно, в Японии почти все послевоенные годы у власти стоит одна партия – либерально-демократическая. Когда американцы оккупировали Японию в 1945 году, они прежде всего решили создать там две партии, либеральную и демократическую, чтобы они чередовались у власти, как это происходит в Англии, США и других англосаксонских странах. Но первое, что сделали японцы – они эти партии объединили. И, в общем-то, японцы придерживаются той точки зрения, что в стране должна быть ведущая политическая сила, которая бы имела в парламенте больше мест, чем все остальные партии вместе взятые.

Так вот был такой короткий момент, когда к власти в Японии пришла оппозиция, пришла социалистическая партия. Её руководитель, господин Хатояма, тут же отправился к Хрущёву и сказал: «Давайте воспользуемся нашим пребыванием у власти, чтобы продвинуться вперёд в развитии наших отношений». Был подписана декларация 56-го года. Тогда Хрущёв пошёл навстречу просьбе Хатоямы и сказал: «Ну, хорошо. Для того, чтобы нам навсегда закрыть территориальный спор, мы, идя навстречу пожеланиям японского народа, готовы после подписания мирного договора передать Японии два маленьких острова, Хабомаи и Шикотан».

Но социалистическая партия была вскоре отстранена от власти, снова вернулись либерал-демократы, которые стали говорить: «Это только частичное решение проблемы, у нас 4 спорных острова, два маленьких и два больших. Вы нам отдайте и 2 больших тоже, тогда мы можем подписать мирный договор». При этом они ссылались на единственный договор между нашими странами, где решался вопрос о границе. Это т.н. Симодский трактат 1855 года, где границы между Российской империей и Японской империей проходят между островами Уруп и Итуруп. То есть в руках Японии 4 спорных острова.

Но Япония нарушила этот договор 1855 года, вероломно напав на Порт-Артур и развязав русско-японскую войну 1905 года. А по традициям международного права страна, нарушившая договор, утрачивает юридические основания на него ссылаться. То есть граница 1855 года для нас по вине Японии не правообоснованна, то есть нет такого документа, который бы говорил, что эти острова являются частью Японии.

С другой стороны, Япония во Второй мировой войне 7 декабря 1941 года напала на Перл Харбор (тоже вероломно, как и на Порт-Артур), то есть выступила в войне на стороне Гитлера и Муссолини и была разгромлена, как одна из стран гитлеровской коалиции. Согласно акту о капитуляции, её суверенитет должен был быть органичен 4 главными островами архипелага, то есть Хоккайдо, Хонсю, Кюсю и Сикоку. Собственно, это – наше основание, с которого мы предлагаем "танцевать".

В декларации 56-го года Хрущёв сделал уступку Японии с тем, чтобы навсегда закрыть территориальный спор. Японская сторона, что называется, проглотила это замечание и стала говорить, что вот, мы сделали первый шаг, теперь должны сделать следующий шаг. "Почему, когда вы подписывали договор о границе с Китаем, вы там начали делить острова? Давайте мы два оставшихся больших острова, Итуруп и Кунашир, тоже договоримся так разделить: какая часть – японская, какая часть – российская". Это совершенно неприемлемые вещи.

Наша позиция основана на том, что Япония была побеждённой державой в ходе Второй мировой войны державой. Она должна была быть наказанной и была наказана за свою агрессию. Она лишилась всех колоний, всех территорий, завоёванных силой. И мы считаем, что наша позиция правильная. Не хотите признавать наши доводы – мы можем и дальше жить без мирного договора, но важно сохранять тот самый принцип «многорядного движения», то есть тупик в вопросе о мирном договоре не должен тормозить сотрудничество по другим направлениям.

Конечно, сейчас Япония очень серьёзно относится к нашим отношениям с Китаем. Ветку от трубопровода «Восточная Сибирь – Тихий Океан» мы повернули на китайский город Дацин, а они всё время добивались, чтобы этот трубопровод шёл до бухты, которая расположена рядом с Находкой. Японии очень важно диверсифицировать источники энергоресурсов, прежде всего источники нефти и газа. И в обоих этих вопросах кроме как на Россию рассчитывать ей не на кого.

Поэтому я считаю, что наша твёрдая позиция в вопросе о мирном договоре имеет перспективы на успех. И я надеюсь, что именно опираясь на эту позицию, то есть развивая торгово-экономическое сотрудничество, мы заинтересованы в том, чтобы не только ориентироваться на Западную Европу в торговле энергоресурсами, мы хотим выходить и на рынок азиатско-тихоокеанского региона, в том числе и на Японию. Япония уже начала получать сжиженный газ с Сахалина. Это очень важно. И все эти обстоятельства говорят в нашу пользу – что, в конце концов, Япония, может быть, и согласиться подписывать договор на приемлемых для нас условиях.

Но пока очень важны два принципа. Первый – это принцип «многорядного движения», о котором я уже говорил. И второй принцип – только на основе взаимоприемлемого компромисса возможно подписание мирного договора. Не может быть так, чтобы какая-то одна сторона капитулировала, уступая требованиям другой. Давайте искать взаимоприемлемый компромисс.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".