Статья
27 Декабря 2015 14:38

Впуская НАТО

Украина разрешила ввод войск США и НАТО на свою территорию для проведения учений. План допуска военнослужащих и техники утвержден президентом страны Петром Порошенко. В ситуации гражданского конфликта на Донбассе и приближении сроков ключевых решений по его урегулированию присутствие иностранных войск на Украине может поставить под угрозу мирный процесс и сорвать Минские соглашения.

Указ Петра Порошенко гласит: «Утвердить план проведения многонациональных учений с участием подразделений вооруженных сил Украины на территории Украины и их участия в многонациональных учениях за пределами Украины на 2016 год».

Согласно документу, для участия в учениях в январе — декабре 2016 года на Украину могут быть допущены до 5 тысяч военнослужащих из США и других государств — членов НАТО, а также участников программы «Партнерство ради мира». Кроме того, на территорию страны будут доставлены вооружение и военная техника, в том числе 12 самолетов и вертолетов.

Надо сказать, что Украина давно стремилась к сотрудничеству с НАТО, однако инициативы по совместным учениям встречали сопротивление в Верховной Раде, были протесты и среди населения, особенно в бытность нахождения Крыма в составе Украины. Тем не менее маневры проводились, территорией учений выступала Львовская область. Известно о состоявшихся маневрах с США в 2014 году в этом регионе. Учитывая наличие открытого гражданского конфликта в стране, допуск иностранных военнослужащих в страну уже тогда воспринимался как провокация, грозившая вмешательством зарубежных сил в противостояние.

В настоящее время ситуация политически еще более напряженная. Подходит год с момента заключения действующих Минских соглашений, когда должен наступить следующий этап урегулирования конфликта на Донбассе.

Одним из пунктов Минских соглашений является придание Киевом особого статуса Донбассу. А именно: «Проведение конституционной реформы на Украине со вступлением в силу к концу 2015 года новой конституции, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию (с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов), а также принятие постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей в соответствии с мерами, указанными в примечании 1, до конца 2015 года».

К концу января Рада должна была провести голосование и принять поправки, однако редакция обновленной Конституции носит противоречивый характер. Нечетко прописанный временный или постоянный статус Донбасса является предметом споров переговорщиков и не дает возможности принять закон без долгих согласований. Кроме того отсутствие статуса ставит под сомнение признание выборов в ЛНР и ДНР, перенесенных на 2016 год.

Киев, по всей видимости, стремится избежать четкой децентрализации, поэтому принятие документа откладывается.

Не исключено, что нежелание принять сложившееся положение на Юго-Востоке и признать автономию данных территорий толкает Киев на затягивание Минского процесса в целом.

Растянуть его во времени, параллельно прорабатывая альтернативные сценарии, можно путем невыполнения отдельных пунктов соглашений, например, пункта под номером 10.

Он содержит требование: «Вывод всех иностранных вооруженных формирований, военной техники, а также наемников с территории Украины под наблюдением ОБСЕ. Разоружение всех незаконных групп».

Наличие иностранных войск на территории Украины дает, с одной стороны, формальный повод к срыву договоренностей, а с другой стороны, может повлиять на соотношение реальных военных сил в регионе. Можно ли исключить задействование Киевом дополнительной военной составляющей, если что-то пойдет не так, как украинские власти хотели бы, – это вопрос.

Дальнейшие варианты событий и без этого фактора не носят слишком оптимистичный характер.

Согласно опубликованном прогнозу ЦПКР, вариант успешной реинтеграции Донбасса в Украину в рамках минских договоренностей до конца 2016 года и без того малореализуем. Стороны, благодаря жесткому противодействию украинской стороны, уже нарушили все необходимые сроки запуска предусмотренных законодательством процедур, а для его реализации необходимы максимально возможные шаги сторон навстречу друг другу.

Политологи считают, что если к середине лета 2016 года (времени окончания очередной сессии Верховной Рады) и удастся принять все необходимые согласованные постоянные изменения в законодательство, полностью завершить процесс урегулирования возможно только при наиболее благоприятном стечении обстоятельств. Но даже в случае беспрецедентного внешнего давления на Киев (что представляется невероятным) с целью ускорения процесса, украинская сторона не сможет завершить реинтеграцию Донбасса в указанный срок.

Реалистичным ЦПКР видится такой сценарий: «Затормаживание процесса и перевод его в режим среднесрочного урегулирования (3-5 лет)». Эксперты оценивают его как вероятный. «К нему постепенно начинают склоняться все участники процесса урегулирования, поскольку данный сценарий является наименее затратной (по политическим инструментам) альтернативой», – говорится в докладе.

Пессимистичный сценарий предполагает замораживание ситуации на долгие годы, если не навсегда. По мнению политологов, вариант тоже вполне вероятный: «Замораживание конфликта в таком объеме и в такой форме объективно мало кому из участников выгодно в полной мере. Однако, в условиях жесткой блокировки принятия ряда необходимых решений, этот сценарий вполне может реализоваться».

Уже неоднократно отмечалось, что в соответствии с логикой нынешнего противостояния происходит своеобразная приднестровизация конфликта. «Стороны будут стремиться и дальше максимально расходиться в строительстве собственных политических институтов и, в конце концов, им если и придется сесть за стол переговоров, то уже по модели наиболее мягкой реинтеграции, что также имеет мало шансов на успех», – прогнозирует ЦПКР.

Катастрофический сценарий предполагает возобновление боевых действий либо наличие перманентных столкновений, приводящих к блокированию переговорного процесса на неопределенный период. Он тоже не исключен. «Однако следует подчеркнуть, что в сценарии возобновления военных действий, несмотря на регулярные резкие заявления руководства Украины и республик Донбасса, реально никто не заинтересован. У сторон конфликта нет достаточных ресурсов для кардинального изменения военной ситуации в свою пользу», – обращают внимание эксперты.

В этом же докладе высказывается предположение, что возобновление боевых действий потребует принципиально иного подхода сторон и всех участников переговорного процесса к его продолжению. «Переговорный процесс в таком случае, скорее всего, будет заморожен, недоверие сторон друг к другу еще больше усилится и не исключено, что стороны сделают несколько шагов назад от тех позиций, которые занимают сегодня. Однако этот вариант хотя и следует признать вполне реалистическим, для его реализации необходимо стечение определенных обстоятельств, в том числе и случайного характера, а не политические действия сторон», – отмечают аналитики.

Остается только надеяться, что приглашение Киевом иностранных войск, пусть даже и для учений, не станет причиной «принципиально иного подхода участников переговорного процесса» и не приведет к реализации катастрофического сценария, вызванного появлением ресурсов для изменения военной ситуации в свою пользу.

_______

Читайте также:


Автор:
18 Января 2017 Анонс
ЕП рассмотрит механизм приостановки «безвиза»
 ЕП рассмотрит механизм приостановки «безвиза» 18 января 2017 года депутаты Европейского парламента на пленарном заседании могут рассмотреть в первом чтении новый механизм приостановления безвизового режима Европейского союза с третьими странами.
17 Января 2017 Новости  Украина возглавила топ опасных стран В европейском списке криминогенных стран Восточной Европы Украина занимает первое место. Соответствующий рейтинг опубликован на официальном сайте всемирной базы данных Numbeo. Самым опасным восточноевропейским городом был признан Харьков. 17 Января 2017 Новости  Россия не будет переписывать Минск-2 У России нет никаких намерений переписывать минские договоренности по урегулированию на востоке Украины, заявил глава российского внешнеполитического ведомства Сергей Лавров на пресс-конференции по итогам 2016 года.
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".