Впуская НАТО
Украина разрешила ввод войск США и НАТО на свою территорию для проведения учений. План допуска военнослужащих и техники утвержден президентом страны Петром Порошенко. В ситуации гражданского конфликта на Донбассе и приближении сроков ключевых решений по его урегулированию присутствие иностранных войск на Украине может поставить под угрозу мирный процесс и сорвать Минские соглашения.
Указ Петра Порошенко гласит: «Утвердить план проведения многонациональных учений с участием подразделений вооруженных сил Украины на территории Украины и их участия в многонациональных учениях за пределами Украины на 2016 год».
Согласно документу, для участия в учениях в январе — декабре 2016 года на Украину могут быть допущены до 5 тысяч военнослужащих из США и других государств — членов НАТО, а также участников программы «Партнерство ради мира». Кроме того, на территорию страны будут доставлены вооружение и военная техника, в том числе 12 самолетов и вертолетов.
Надо сказать, что Украина давно стремилась к сотрудничеству с НАТО, однако инициативы по совместным учениям встречали сопротивление в Верховной Раде, были протесты и среди населения, особенно в бытность нахождения Крыма в составе Украины. Тем не менее маневры проводились, территорией учений выступала Львовская область. Известно о состоявшихся маневрах с США в 2014 году в этом регионе. Учитывая наличие открытого гражданского конфликта в стране, допуск иностранных военнослужащих в страну уже тогда воспринимался как провокация, грозившая вмешательством зарубежных сил в противостояние.
В настоящее время ситуация политически еще более напряженная. Подходит год с момента заключения действующих Минских соглашений, когда должен наступить следующий этап урегулирования конфликта на Донбассе.
Одним из пунктов Минских соглашений является придание Киевом особого статуса Донбассу. А именно: «Проведение конституционной реформы на Украине со вступлением в силу к концу 2015 года новой конституции, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию (с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов), а также принятие постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей в соответствии с мерами, указанными в примечании 1, до конца 2015 года».
К концу января Рада должна была провести голосование и принять поправки, однако редакция обновленной Конституции носит противоречивый характер. Нечетко прописанный временный или постоянный статус Донбасса является предметом споров переговорщиков и не дает возможности принять закон без долгих согласований. Кроме того отсутствие статуса ставит под сомнение признание выборов в ЛНР и ДНР, перенесенных на 2016 год.
Киев, по всей видимости, стремится избежать четкой децентрализации, поэтому принятие документа откладывается.
Не исключено, что нежелание принять сложившееся положение на Юго-Востоке и признать автономию данных территорий толкает Киев на затягивание Минского процесса в целом.
Растянуть его во времени, параллельно прорабатывая альтернативные сценарии, можно путем невыполнения отдельных пунктов соглашений, например, пункта под номером 10.
Он содержит требование: «Вывод всех иностранных вооруженных формирований, военной техники, а также наемников с территории Украины под наблюдением ОБСЕ. Разоружение всех незаконных групп».
Наличие иностранных войск на территории Украины дает, с одной стороны, формальный повод к срыву договоренностей, а с другой стороны, может повлиять на соотношение реальных военных сил в регионе. Можно ли исключить задействование Киевом дополнительной военной составляющей, если что-то пойдет не так, как украинские власти хотели бы, – это вопрос.
Дальнейшие варианты событий и без этого фактора не носят слишком оптимистичный характер.
Согласно опубликованном прогнозу ЦПКР, вариант успешной реинтеграции Донбасса в Украину в рамках минских договоренностей до конца 2016 года и без того малореализуем. Стороны, благодаря жесткому противодействию украинской стороны, уже нарушили все необходимые сроки запуска предусмотренных законодательством процедур, а для его реализации необходимы максимально возможные шаги сторон навстречу друг другу.
Политологи считают, что если к середине лета 2016 года (времени окончания очередной сессии Верховной Рады) и удастся принять все необходимые согласованные постоянные изменения в законодательство, полностью завершить процесс урегулирования возможно только при наиболее благоприятном стечении обстоятельств. Но даже в случае беспрецедентного внешнего давления на Киев (что представляется невероятным) с целью ускорения процесса, украинская сторона не сможет завершить реинтеграцию Донбасса в указанный срок.
Реалистичным ЦПКР видится такой сценарий: «Затормаживание процесса и перевод его в режим среднесрочного урегулирования (3-5 лет)». Эксперты оценивают его как вероятный. «К нему постепенно начинают склоняться все участники процесса урегулирования, поскольку данный сценарий является наименее затратной (по политическим инструментам) альтернативой», – говорится в докладе.
Пессимистичный сценарий предполагает замораживание ситуации на долгие годы, если не навсегда. По мнению политологов, вариант тоже вполне вероятный: «Замораживание конфликта в таком объеме и в такой форме объективно мало кому из участников выгодно в полной мере. Однако, в условиях жесткой блокировки принятия ряда необходимых решений, этот сценарий вполне может реализоваться».
Уже неоднократно отмечалось, что в соответствии с логикой нынешнего противостояния происходит своеобразная приднестровизация конфликта. «Стороны будут стремиться и дальше максимально расходиться в строительстве собственных политических институтов и, в конце концов, им если и придется сесть за стол переговоров, то уже по модели наиболее мягкой реинтеграции, что также имеет мало шансов на успех», – прогнозирует ЦПКР.
Катастрофический сценарий предполагает возобновление боевых действий либо наличие перманентных столкновений, приводящих к блокированию переговорного процесса на неопределенный период. Он тоже не исключен. «Однако следует подчеркнуть, что в сценарии возобновления военных действий, несмотря на регулярные резкие заявления руководства Украины и республик Донбасса, реально никто не заинтересован. У сторон конфликта нет достаточных ресурсов для кардинального изменения военной ситуации в свою пользу», – обращают внимание эксперты.
В этом же докладе высказывается предположение, что возобновление боевых действий потребует принципиально иного подхода сторон и всех участников переговорного процесса к его продолжению. «Переговорный процесс в таком случае, скорее всего, будет заморожен, недоверие сторон друг к другу еще больше усилится и не исключено, что стороны сделают несколько шагов назад от тех позиций, которые занимают сегодня. Однако этот вариант хотя и следует признать вполне реалистическим, для его реализации необходимо стечение определенных обстоятельств, в том числе и случайного характера, а не политические действия сторон», – отмечают аналитики.
Остается только надеяться, что приглашение Киевом иностранных войск, пусть даже и для учений, не станет причиной «принципиально иного подхода участников переговорного процесса» и не приведет к реализации катастрофического сценария, вызванного появлением ресурсов для изменения военной ситуации в свою пользу.
_______
Читайте также:
- О принципах и передергиваниях
- Минские соглашения. Итоги 2015 года и перспективы урегулирования конфликта в Донбассе. Политические аспекты
- Месяц на выборы