Статья
2177 25 ноября 2013 13:53

Вселенная Айн Рэнд

Человек, купивший книгу Гэри Вайса «Вселенная Айн Рэнд» становится жертвой беззастенчивой аферы, намеренно или нет организованной издательством «Лениздат».

Название (кстати, в английском варианте чуть менее претенциозное «Ayn Rand Nation»), суперобложка, сообщающая, что книга предназначена «для всех поклонников бестселлера» и т.д. могут навести на мысль, что Гэри Вайс написал очередной гимн матери объективизма. Так вот, это не так.

Гэри Вайс честно сообщает нам о том, что он – не поклонник Айн Рэнд. Правда, делает это только на тридцать девятой странице книги.

На самом деле, «Вселенная…» - это довольно жесткое критическое исследование влияния Рэнд на современную «правую» идеологию в США.

После тридцать девятой страницы, на еще без малого четырех сотнях Вайс объясняет, какое зло выпускает в мир Республиканская партия, Движение «Чаепития» и т.д., принимая на вооружение идеологию Рэнд и что никто не хочет ничего с этим сделать.

Беспокойство Вайса – либерала и журналиста - понять можно. По данным проведенного незадолго до публикации книги исследования компании Zogby, треть американцев знакома с идеями Рэнд и половина от этой трети с этими идеями согласна, а это около 50 млн. человек. И это число продолжает увеличиваться.

Причину роста числа последователей Рэнд Вайс видит как в апатичности администрации Обамы, так и в полном нежелании демократов и «левых» принимать идеи Рэнд всерьез, практике, которая существует с 60-ых годов XX века.

Подход Вайса в разоблачении Рэнд не лишен оригинальности. Обычно, критика Рэнд сводиться к критике её личной жизни. Вайс же не только комментирует отношения Рэнд с её сподвижником Натаниэлем Бранденом и несоблюдение Рэнд собственных моральных положений, но и атакует её современных последователей.

К сожалению, по существу объективизма Вайсу сказать нечего. Относясь к этой идеологии как рациональной, он попадает в ловушку, поскольку хоть объективизм Рэнд и мимикрирует под предельно рациональное учение, он остается абсолютно романтической и, следовательно, антиэмпирической идеологией. Упреки в противоречивости тут не то чтобы неуместны, но они просто не работают.  Это особенно заметно, когда Вайс рассказывает о своем знакомстве с известной своей антимусульманской риторикой блогером Памелой Геллер. Её «чувства были трайбалистичекие, а риторика – исключительно рэндианская».

Аналогично и в России есть те, кто умудряется втиснуть риторику Гитлера в русский национализм, а 1917-ом году нашлись люди, которые сумели «прикрутить» теорию Маркса (разработанную для развитых промышленных государств) к аграрной стране.  
Что касается успешности стратегии критики идеи через критику автора, то тут дело - совсем дрянь. Практика показывает, что насколько бы дурным человеком ни был бы философ при жизни, после его смерти это уже никого не волнует. Джон Локк был акционером Королевской африканской компании, занимавшейся работорговлей. Кого это волнует? Карл Шмитт был членом НСДАП. И сегодня его работы переводят и комментируют серьезные ученые. Какое и кому дело до того, что больная раком Рэнд не смогла самостоятельно оплатить лечение и была вынуждена прибегнуть к госпрограмме Medicare? Она, по крайней мере, платила налоги.

Но вот в своем исследовании современного рэндианства Вайс достиг значительно большего.

Помимо уже упоминавшего исследования Zogby Вайс ориентируется на собственное наблюдение: «В движениях и репликах ведущих актеров на театре финансового кризиса я видел определенную модель поведения». И эта модель была моделью поведения объективиста, рэндианца.

Отсюда Вайс и начинает свое исследование. Он приходит на званый ужин Института Рэнд, встречается с работниками хэдж-фондов, банкирами и редакторами телефонных справочников – радикальными или умеренными рэндианцами и приходит к пониманию того, чем рэндизм подкупает современного американца. С его точки зрения капитализм морален. Даже конфликт с иудо-христианской традицией не играет никакой роли, поскольку люди вроде Гленна Бека давно примирили их в своих речах. А убежденных объективистов религиозность прочих «правых» волнует мало – они знают, что рано или поздно и те станут, как и сама Рэнд, атеистами. Не сейчас, лет через 50.

В разговоре с успешным банкиром Джоном Элиссоном Вайс замечает: «Он явно посвятил себя изучению вопросов нравственности. Ия начал понимать, какое преимущество это дает рэндианцам. Они уже лидировали в игре – хотя бы потому, что размышляли над вопросами нравственности».

Вайс бьет тревогу – ни у администрации Обамы, ну у Демократов нет пока достойного ответа на обвинение в «жульничестве и  воровстве», а Рэнд уже не просто в умах граждан. Она уже в Сенате и в Белом доме. Не зря же один из любимых учеников Рэнд – Алан Гринспен? Даже завершающая книгу беседа автора с Оливером Стоуном не дает надежду на спасение – Стоун свернул свой проект экранизации романа «Источник», где Говард Рорк, главный герой, должен был предстать альтруистом, работающим на государство.

Но, несмотря на несколько минорную ноту, «Вселенная Айн Рэнд» - хорошая книга. Во всяком случае, она может послужить моделью для различных российских сценариев, если победное шествие Айн Рэнд Америкой не ограничится.

 

Вайс Гэри, «Вселенная Айн Рэнд: Тайная борьба за душу Америки», СПб.: «Лениздат», «Команда А», 2014 – 448 с.

 

Вадим Ветерков специально для "Актуальных комментариев"

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".