Статья
2446 8 августа 2023 17:12

Выборы-2023: эксперты о ходе кампаний в регионах

Кандидаты в высшие должностные лица российских регионов проводят свои предвыборные кампании по классическим схемам, отметил управляющий директор ЭИСИ по взаимодействию с экспертным сообществом Фирдус Алиев во время стрима «Выборы-2023. Интриги. Прогнозы» с политологом, руководителем Научного совета Центра политической конъюнктуры Алексеем Чеснаковым. Стрим состоялся 7 августа. 

«В Алтайском крае предвыборная кампания проводится по модели „презентация — агитация — мобилизация“. На старте кампании был ощутим дефицит прямой коммуникации действующего губернатора Виктора Томенко с политическими и экономическими средами. Об этом говорили многие исследования. Этот дефицит был объясним, то есть был значительный ковидный период, когда формат персонального общения по известным нам причинам был ограничен, и некоторым образом этот дефицит необходимо было восполнить, поэтому губернатор выбрал поведение максимальной активности — посещение объектов, общение, решение проблем с поиском ответов на те вопросы, которые беспокоят избирателей. Это работает всегда», — подчеркнул Алиев. 

Однако, по словам эксперта, существуют случаи в недавних электоральных практиках, когда губернаторы отказывались от подобной практики как в период своего непосредственного управления территорией, так и в пик очередной избирательной кампании. «Они игнорировали такой подход, высказывали суждение о том, что „меня и так все знают“ и „что я ещё скажу нового?“. Мы знаем яркие примеры, когда эти губернаторы завершили свою политическую карьеру, так как утратили контакт с избирателями. Это постоянно работающие технологии, от которых ни в коем случае никому нельзя отказываться», — отметил Алиев. 

В Амурской области действующий губернатор Василий Орлов использует в своей предвыборной кампании тот же самый технологический приём — презентация своих результатов, уточнил Алиев. «Губернатор дал оценку новой набережной. Все набережные в России — это какие-то символические объекты — это форма досуга, малый бизнес, ощущение себя горожанином. Парки и набережные в крупных городах особенно востребованы», — подчеркнул эксперт.

В Москве действующий мэр Сергей Собянин отрабатывает в своей предвыборной кампании детальную коммуникацию с горожанами. По словам Алиева, в кампании Собянина идёт реализация принципа «Нет неважных выборов». «Любая коммуникация — это инвестиция в дальнейшее управление городом. Это инвестиция в доверие. Это даёт оценку того, что потенция огромная — команда мэра способна реализовать самые большие проекты для горожан, города, страны. Это доверие на длительный срок», — отметил эксперт.

При этом конкуренты Собянина, по словам Алиева, находятся в уникальной ситуации. «Они могут позволить себе что угодно, могут экспериментировать, не боясь ошибиться. Медийное внимание привлекут — оно вряд ли приведёт к значительным электоральным эффектам, но яркость, новая оптика, какие-то находки — они могут потом появиться на рынке как новые технологии. Владислав Даванков из „Новых людей“ строит open office — немножко из западных голливудских фильмов, очень похоже. Дмитрий Гусев (СРЗП) находится в поиске оптимальной политической фразы, тоже экспериментирует. Полное разочарование от кампании со звучной фамилией Зюганов. Ощущение, что никто не ведёт эту кампанию», — считает Алиев.

В Магаданской области существует риск низкой явки, считает политолог Алексей Чеснаков. По его словам, действующий губернатор Сергей Носов воспринимается безальтернативным. 

«Это то самое „электобилити“. У избирателей сложилось мнение, что губернатор для них приемлемый. Его уже выбрали — зачем я пойду?» — добавил Алиев. «Да, это неприятно для технологических штабов, ведь есть консенсус по явке для губернатора — это 35%+. Меньший показатель рождает разного рода домыслы. Поэтому нужно придумать такие формы, в которых население могло бы поучаствовать. Классика стимуляции — разные параллельные голосования (городская среда, какие-то объекты и пр.). Ещё прямая коммуникация с избирателями — им говорят: „Да, вы удовлетворены работой губернатора, вот рейтинги, но, чтобы это было приемлемо для всех, надо на выборы прийти“», — подчеркнул эксперт.

В Красноярском крае на фокус-группах фиксируется, что избирателям очень важно понимать, способен ли кандидат добывать деньги в Москве для региона. «Визиты обеспечивают связку губернатора с центром. Федеральные чиновники тоже отчётливо понимают свою роль, чтобы укреплять вертикаль губернаторскую. Действующий глава региона Михаил Котюков назначен с очень важной для регионального управления позиции — замминистра финансов. Какие это возможности для субъекта: он знает, где лежат деньги, как с ними обращаться, в какие кабинеты стучаться», — отметил Алиев.

В Кемеровской области губернатор Сергей Цивилёв использует военно-патриотические акции. «Через эту форму коммуникации и поддержку подобных начинаний глава региона демонстрирует абсолютную сплочённость общества. По сути, прикрепляется к тому „подъёмному механизму“ от поддержки россиянами действий президента в отношении спецоперации. Эта часть сплочённости будет работать также на его персональную поддержку. Плюс здесь целевым образом работают с аудиториями, для которых это очень важно. Плюс тут проявляется такой элемент образа, как забота», — утверждает эксперт.

В Приморском крае глава региона Олег Кожемяко использует тему локального патриотизма. «Нужно помнить, как Кожемяко пришёл. Экстраординарная ситуация. Через образ защитника. Как он его раскрывал? Один из первых губернаторов, кто поехал в зону боевых действий — Кожемяко. И амурских тигров защитит. И дельфинов спасал», — напомнил Алиев.

Для губернатора Омской области Виталия Хоценко коммуникации — проба инструмента, считает эксперт. «Он — медийный герой этого электорального цикла. Мемообразующий. По поводу эффективности — тонкая профессионально незакрытая дискуссия. Но очевидно, инструменты стали базовыми», — отметил Алиев.

В предвыборной кампании в Хакасии сложных технологических приёмов нет, считает эксперт. «Ощущение, что вернулись все чудеса избирательных кампаний из 90-х. Они где-то были законсервированы. А сейчас эту „банку с червями“ в Хакасии раскопали. Что ни день, то действие. Такой темп привлекает внимание, но утомляет. Противостояние есть, но новых смыслов нет. В такой ситуации спокойствие для кандидата от ЕР Сергея Сокола — то, что доктор прописал. А кандидату Валентину Коновалову можно лишь дать совет: расскажи, что ты сделал за всё это время», — подчеркнул Алиев.

Выборы в новых российских регионах станут ключевым событием для их интеграции в состав России, отметил Алиев. «Выборы в новых регионах станут интересным экспериментом, так как высшие должностные лица будут избираться через голосование в парламентах. В нашей практике похожие эксперименты уже были, когда интегрировали Крым и Севастополь, но тогда была немного другая внешнеполитическая ситуация», — сказал эксперт. 

Экстремальные условия в новых регионах диктуют особые технологии, подчеркнул Чеснаков. «Например, регистрация кандидатов будет проходить дольше, чем в других регионах. Мы имеем дело с экстремальными условиями, с особыми нормами, которые действуют в этих регионах, с особой социальной структурой», — отметил политолог. 

Подробнее о предвыборных кампаниях в регионах — в полном выпуске стрима.
26 апреля 2024 Новости  Политический Telegram перед началом кампаний ЕДГ-202 Ключевыми темами, к которым обращаются главы российских субъектов в преддверии региональных выборов, являются экономика и социальная сфера. К такому выводу пришли эксперты Центра политической конъюнктуры в докладе «На низком старте: политический Telegram в регионах перед началом кампаний ЕДГ-2024». Они проанализировали посты из политических Telegram-каналов за первый квартал 2024 года, с 1 января по 1 апреля. 18 апреля 2024 Новости  ЕДГ-2024: эксперты о политической конфигурации Текущая предвыборная кампания в преддверии единого дня голосования, который пройдет 8 сентября, станет «прологом думской кампании» 2026 года, отмечают политологи, принявшие участие в круглом столе, организованном ЭИСИ 18 апреля. По словам экспертов, практически все губернаторы, которые в этом году будут участвовать в выборах глав регионов, получат поддержку президента и пойдут на второй срок. 29 марта 2024 Колонки
Как президентская кампания отразится на ЕДГ-2024
 Как президентская кампания отразится на ЕДГ-2024 Илья Гераскин об основных эффектах, трендах и прогнозах 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".