Статья
1952 29 марта 2017 18:33

Выборы во Франции: интрига неопределенности

До президентских выборов во Франции остается меньше месяца. Голосование пройдет 23 апреля, а однозначный лидер предвыборной гонки так и не определен. Причем полгода назад можно было с уверенностью ставить на победу неоголлистов, ведь их конкуренты из социалистической партии проявили себя не лучшим образом во время президентства Франсуа Олланда. А шансы Марин Ле Пен никто не воспринимал всерьёз до неожиданной победы Дональда Трампа, которая показала, что в современной политике может победить кандидат, на которого практически никто не ставил.

Сложные и интригующие праймериз основных партий, еженедельные громкие заголовки в ведущих СМИ, расследования в отношении главных кандидатов в президенты Франции не позволяют сделать точный прогноз. В любую минуту может возникнуть новый фактор, который полностью переворачивает все расклады. Однозначного ответа на вопрос «кто же станет следующим президентом Пятой республики?» так и нет.

Согласно последним опросам, сделанным сразу после предвыборных дебатов, лидирует не левый или правый кандидат, как это бывает обычно, а представитель «Ассоциации за обновление политической жизни» («Вперед!»), социал-либеральной партии, Эммануэль Макрон. Его партия была образована чуть более года назад. Многие, конечно, могут сказать, что сам Макрон какое-то время был представителем социалистов, да и новая партия тяготеет к «левым», но, по словам самого Макрона, партия «не является ни правой, ни левой». Главная цель партии - это движение вперед, направленное на осуществление социальных и политических реформ в Пятой республике. Сразу после выборов главы государства партия планирует принять участие и в парламентских, которые пройдут в июне, сразу после президентских. Если за счет яркой кампании Макрон и его партия сможет показать хороший результат на предстоящих выборах, то вся эта история будет ярчайшим примером удачного и стремительного партийного строительства.

Примечательно, что в лидерах опросов не представитель неоголлистов (партия «Республиканцы») или социалистов («Социалистическая партия») -  уже традиционных партий Пятой республики, а представитель совершенно нового, прогрессивистского движения. Это ломает привычную схему баланса сил и устоявшейся партийной приверженности.

Ситуация с Марин Ле Пен тоже вызывает много вопросов: расследование по вопросам растрат Европейского парламента в отношении сотрудников ее партии, дружеский визит в Москву, огромные амбиции в отношении парламентских выборов. Все это делает кампанию Ле Пен едва ли не самой заметной, но в то же самое время и самой противоречивой.

В последнее время Ле Пен со своей партией стала «ближе к центру». От крайне правой идеологии партия сместилась к традиционно правым, за счёт чего в этом избирательном цикле можно рассчитывать на дополнительный электорат и проход кандидата во второй тур, как и 15 лет назад. Но если тогда это стало, скорее, случайностью, то сейчас второй тур станет результатом слаженной работы кандидата и технологов.

Франсуа Фийон, на которого после праймериз неоголлистов были возложены огромные надежды, под прессом СМИ и обвинений в растрате государственных средств по делу о фиктивном трудоустройстве своей супруги и получений денежных вознаграждений, кажется, залег на дно, и его выход во второй тур будет большим достижением правых, которым уже лучше активно готовиться к парламентским выборам.  

Бенуа Амон – яркий представитель социалистов, который смог обойти в праймериз специально ушедшего с поста премьер-министра, одного из лидеров левого фланга - Мануэль Вальса. Однако против рейтинга Амона играет провал политики социалистов последних лет. Но даже если Амон не сможет побороться за президентский пост, со своими идеями провозглашения Шестой Республики он сможет играть значимую роль в будущем составе Национального собрания.

Единственное, что сейчас можно с уверенностью прогнозировать – это то, что точно будет второй тур президентских выборов, потому что с таким подбором кандидатов никто не получит абсолютное большинство голосов. Если во второй тур выйдут Эммануэль Макрон и Марин Ле Пен, как сейчас показывают последние опросы, то это будет сигналом, что те расколы и ценностные ориентиры общества, на которых строилось традиционное разделение политического поля на «левых» и «правых», уходят в прошлое, формируется новая внутриполитическая повестка.

Но самое интересное начнётся потом, через месяц после президентских выборов – это парламентские выборы в Национальную ассамблею. В 2000 году полномочия президента республики были сокращены до 5 лет. Этот срок стал соответствовать парламентскому, в результате чего теперь выборы проходят в один год, следуя друг за другом. Обычно преобладание мест в парламенте получает партия победителя президентских выборов. Большинство французских избирателей предпочитают унифицировать правительство и Национальное собрание (случаи за всю историю Пятой республики, когда президент и премьер-министр были представителями разных политических сил - с 1986 по 1998 гг., с 1993 по 1995 гг. при Ф. Миттеране и с 1997 по 2002 гг. при Ж.Шираке). Не стоит забывать, по какой системе проходят парламентские выборы – мажоритарной в основных случаях в два тура по 577 избирательным округам. Франсуа Олланд не выполнил своего предвыборного обещания и не вернул пропорциональную избирательную систему в нижнюю палату парламента. За счет этого многие партии снова не смогут получить представительство в главном законодательном органе Франции, и в первую очередь – «Национальный Фронт». Имея высокий уровень популярности, партия Ле Пен снова не сможет получить достаточно мест в парламенте, чтобы пытаться на что-то повлиять, как и в последние электоральные циклы – и это будет один из основных рисков.

Риск заключается в том, что политическая сила, имеющая огромный уровень популярности (на последних выборах в Европарламент «Национальный фронт» одержал победу во Франции, правда, при пропорциональной избирательной системе) не может системно влиять на политику в Пятой республике.  Это все снова продемонстрирует кризис избирательной системы Франции: диспропорциональность и эквивалентность представительства интересов французских граждан в органах власти и значение политических партий в политической системе страны.

Если оценивать риски и последствия результатов для остального европейского сообщества, то следует упомянуть не прямые призывы к выходу Франции из Европейского союза – так называемый Frexit, а возможный приход по результатам двух выборов новых, нетрадиционных сил к власти, что может привести к нестабильности как внутри государства, так и внутри самой еврозоны, а также стать еще одним ярким примером непредсказуемости ключевых выборов за последнее время.  

 Анастасия Арефьева специально для «Актуальных комментариев»

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".