Статья
1585 23 мая 2017 10:17

Взломать Госдуму

Выступление блогеров в Госдуме для многих пользователей социальных сетей стало неожиданностью. Во-первых, удивил тот факт, что власть вообще заинтересовалась молодыми лидерами мнений. Во-вторых, многие удивлялись, от чего это они не знают популярного блогера Сашу Спилберг. Поэтому событие интересно не только с политической, но и с социальной, и культурной точек зрения.

Who is Sasha Spilberg?

«Ой, а кто это такая Саша Спилберг?» - популярный вопрос понедельника. Для старшего поколения персонаж этот абсолютно неизвестен, несмотря на тот факт, что у девушки практически 5 миллионов подписчиков на YouTube канале и более 700 миллионов просмотров видео. Можно было бы списать все на поколенческий разрыв, но даже в возрастной категории 21-35 лет, которая считается молодежью, не все знают о том, кто такая Саша Спилберг. Этот факт показывает, насколько разные культурные ценности могут быть у людей практически одного возраста.

Если раньше пропасть была между людьми, например, 20 и 60 лет. То теперь такая же пропасть возникает между людьми 18 и 25 лет. Разные кумиры, разные интересы, даже образы и способы мышления разные. Поэтому зачастую поколение 90-94 годов тоже не знает, кто такая Саша Спилберг.

И это теперь нужно учитывать в политической деятельности. Уже нет понятия «молодежь», которое раньше было принято понимать как «люди в возрасте от 18 до 35 лет», все, его нет. Если вы берете в Госдуму на выступление Сашу Спилберг, то вы бьете по аудитории 16-20 лет. Если вам нужны люди постарше, то придется приглашать какого-нибудь Wylsacom. Больше нет понятия «молодежь», вернее, оно стало намного сложнее.

Трудности взросления

Маленькие блогеры выросли и осознали, что есть государство, есть власть. Более продвинутые из них узнали, что есть госзаказы, тендеры, государственные субсидии. Через 10 лет мы можем ждать Мистера Макса из эмиграции, который вдруг осознает свою политическую субъектность.

На самом деле, тот факт, что девочка Саша Спилберг выросла и ей стала интересна политика, совершенно не значит, что такие же интересы появились у ее подписчиков. Хотя в своем выступлении она и говорит о том, что аудитория росла вместе с ней, статистика просмотров говорит об обратном. Видео «МОЙ ВЕЧЕР, как Я Расслабляюсь» за три дня набрало в два раза больше просмотров, чем интервью с Мединским за месяц.

Спилберг

Иллюзия того, что аудитория Саши является ее полным отражением распространяется и на представителей власти, которые думают, что митинг 26 марта – это отражение политических предпочтений всей молодежи.

Нет, конечно, изменения есть, но думать, что в каждом втором пятикласснике из Томска живет революционер все же неверно.

Молодежь разная, поэтому так много различных блогеров и каналов: «Куда не плюнь – попадешь в миллионника (блогера с миллионной аудиторией – ред.)» - замечал BadComedian.

Неопределенность

Выступление блогеров в Госдуме – это не первый контакт власти с лидерами российского YouTube. Уже была встреча с Мединским, после которой появилось и интервью на канале Саши Спилберг, и несколько роликов у других видеоблогеров, где те воодушевленно говорили о каких-то новых проектах.

Государственные субсидии на творчество блогеров – это тоже очевидный шаг по попытке наладить контакт с этой аудиторией. Фильм «Взломать блогеров», снятый на деньги Фонда «Кино», не критиковал только ленивый.

Такие осторожные попытки говорят только о том, что власть не уверена в своих действиях и боится сделать ошибку. Предложи какое-то сомнительное сотрудничество не тому блогеру, и он раструбит об этом факте на всю свою миллионную аудиторию. Забавно, что kamikadzedead удивляется, от чего его не зовут на подобные встречи.

Осторожность, с которой действует власть, делает несостоятельной версию о том, что все блогеры связаны с Кремлем. Конечно, кто-то уже сотрудничает, но это точно не конвейер. Также пока не ясно, как именно можно использовать блогеров. Лобовые атаки вроде роликов «Навальный Гитлер» или клипа Алисы Вокс имеют только обратный эффект, эффективный метод пока еще не найден.

Социальные сети во все поля

«Политики должны больше сидеть в социальных сетях, быть более публичными и открытыми» - считает Саша Спилберг. Идея тоже не нова. Социализировать политиков и государственных служащих по время своего президентского срока пытался и Дмитрий Медведев. На партийном уровне тоже были проекты по популяризации социальных медиа, поэтому проблема не в том, что люди в высоких кабинетах не знают о наличии соцсетей или не умеют ими пользоваться, они не видят, вернее, не видели практического смысла пользоваться ими. Зачем было тратить время на активность в соцсетях, если пользователи, как правило, являлись абсолютно аполитичными. За очередной волной внимания к соцсетям, спровоцированной «митингом школьников», последует очередная волна отката. Митинг 26 марта пока является симптомом возможных изменений, но не устойчивой практикой.

Проблема в том, что не все могут быть активными в социальных сетях. Кто-то в силу занятости, кто-то в силу своей природной нудности. Поэтому любые попытки заставить политиков быть более активными в социальных сетях только расширят рынок SMM, это уже было во время обязательных блогов для губернаторов. Процесс должен быть естественным.

Что дальше?

Практически у каждого крупного блогера есть агент, который работает с рекламодателями, занимается продвижением и много чем еще. Часто сразу на нескольких крупных блогеров работает один агент, поэтому, когда он узнает о каком-то мероприятии или рекламной кампании, он тут же подтягивает всех своих клиентов. Возможно, Саша Спилберг – это только первая весточка и за ней последуют другие блогеры. Большинство из них являются прагматичными людьми и относятся к своим каналам как бизнес-проектам, поэтому подход будет абсолютно деловой: что делать и сколько платят. Отец Саши Спилберг, который управляет ее делами, делает на политизации коммерческий проект. В финансовых вопросах нужен будет либо баланс между контентом и гонораром, либо очень много денег. Но важно помнить, что даже деньги не спасают от провала заказной ерунды. Сам процесс привлечения блогеров к политическим процессам неплох. Выступление Спилберг в Госдуме привлекло внимание как к видеоблогингу, так и к политике вообще. Блогеров будут задействовать в политических кампаниях, и выиграет та политическая сила, которая сможет сделать это максимально незаметно и красиво.

Михаил Карягин, политолог

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".