Статья
22 Мая 2009 16:04

Я был рабом...

Автобиографическая классика американского аболиционизма, впервые переведенная на русский язык.
Комментарии экспертов
<p>Классика американского аболиционизма вообще-то называется
"Повествование о жизни Фредерика Дугласа, американского раба,
написанного им самим". Видимо, это старомодное название книги
показалось российскому издателю слишком длинным, поэтому на обложке
красуется фраза "Я был рабом...", незамысловатость которой нивелируется
многозначительным многоточием. Сам Дуглас такому пафосу был чужд:
многоточий в его тексте не сыскать. То, что здесь присутствует, так это
описание его жизни на плантациях юга, а также скупые и горькие
размышления о менталитете рабовладельцев и черных рабов, в основе
существования которых лежал странный симбиоз.<br>
<br>
Обе стороны в
книге показаны не в самом лучшем свете. Вот что, например, Дуглас пишет
о своих соплеменниках и их отношениях к своей жизни, позволю себе
привести развернутую цитату:<br>
<br>
<em>"Они думают, что их собственные хозяева лучше, чем у других рабов; и
даже в тех случаях, когда все наоборот. Кроме того, между рабами не
принято ссориться между собой, сравниваю доброту хозяев; всякий
утверждал необычайную доброту именно своего господина. И в то же время
каждый из них, оставшись наедине, проклинал его. Так было и на нашей
плантации. Когда рабы полковника Ллойда встречали рабов Джекоба
Джепсона, они редко расходились, не заспорив о своих хозяевах; рабы
полковника заявляли, что они богаче всех, а рабы мистира Джепсона
утверждали, что их хозяин ловкий и более человечный. Рабы полковника, в
свою очередь, хвастались тем, что он в состоянии купить и продать
Джекоба Джепсона. Рабы же мистера Джепсона хвастались его способностью
наказать полковника Ллойда. Эти споры почти всегда кончались
потасовкой, и те, которые одерживали верх, полагали, что ставили точку
в спорном вопросе. Им казалось, что величие хозяев передается им самим.
Считалось, что быть рабом плохо; но быть рабом у бедняка и вовсе
означало позор". (с. 40)<br>
<br>
</em>Это,
конечно, совсем не "Хижина дяди Тома". Выход, заветная цель, о которой
мечтает Дуглас - это, конечно же, свобода. И он собственной судьбой
подтверждает, что за свободу можно и даже необходимо бороться. В
возрасте приблизительно 20 лет (точный год своего рождения автору не
известен, для рабов это было вполне обыденным явлением), Дуглас бежит с
рабовладельческого Юга в северные Штаты, где работает портовым рабочим.
Через несколько лет он пишет свою книгу, сделавшую его знаменитым. В
1847 году, спустя 9 лет после побега, начал издавать газету The North
Star, ставшую одним из главных органов аболиционизма.<br>
<br>
Ко времени
начала Гражданской войны Дуглас уже известная персона, чей настрой в
отношении рабовладельцев можно описать как крайне радикальный. В
отличие от федерального правительства, которое искало компромисса,
Дуглас выступил за немедленную отмену рабства на всей территории
страны, активно способствовал формированию полков федералов, созданных
из бывших рабов. После войны он стал официальным лицом новых порядков в
США, представляя страну в качестве посла в Доминиканской Республике,
занимая еще несколько крупных должностей.<br>
<br>
В отличие от другого
великого борца за права черных в США, Мартина Лютера Кинга, Фредерик
Дуглас известен в России совсем мало. Тем удивительнее издание его
автобиографии сегодня. Может быть, издатели почувствовали в наследии
классического аболиционизма что-то актуальное для нашего общества
сегодня? <br>
</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".