Статья
1278 18 февраля 2009 17:43

Заседание Госдумы

Проходит пленарное заседание Государственной Думы РФ. В рамках «правительственного часа» с докладом о состоянии российского рынка труда перед депутатами выступила министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова. Она сообщила, что уровень безработицы в России в 2009 году составит не менее 2,2 млн человек. По словам министра, все расчёты по увеличению субвенций субъектам РФ и поддержке региональных рынков труда базируются уже на этой цифре. Голикова сообщила о подготовке проекта постановления об увеличении субвенций субъектам РФ на общую сумму 34 млрд рублей. Говоря о государственных закупках лекарств, министр заявила, что министерство во второй половине 2009 года будет ориентироваться на закупку отечественных препаратов, для чего вводит вместе с минопромторгом специальный мониторинг.

Также Татьяна Голикова объявила о запланированном в 2009 году повышении пенсий в четыре этапа, а не в три, как предполагалось ранее. Первое увеличение состоится 1 марта – базовая часть пенсий вырастет на 8%, с 1 апреля на 17,5% увеличится страховая часть пенсий. Следующее повышение страховой части пенсий состоится ориентировочно 1 августа. Последний раз пенсии будут повышены 1 декабря 2009 года – базовая часть пенсии будет доведена до величины не ниже прожиточного уровня пенсионеров. Таким образом, Татьяна Голикова раскрыла содержание распоряжения Владимира Путина о необходимости четырёхкратной, а не трёхкратной индексации пенсий.

Также на заседании 18 февраля депутаты рассмотрели вопрос о переназначении уполномоченного по правам человека РФ. Дмитрий Медведев предложил депутатам переназначить на этот пост Владимира Лукина. В соответствии с российским законодательством, уполномоченный по правам человека назначается Государственной Думой на 5 лет. Он не может занимать свою должность более, чем два срока подряд. Лукин был вновь избран уполномоченным по правам человека на второй срок.

Комментарии экспертов

Сама по себе мысль о том, что нужно хотя бы при госзакупках предпочитать, причём подчёркнуто предпочитать, внутреннее производство лекарств – очевидно, правильна. Беда лишь в том, что об этом надо было думать не сейчас, когда жареный петух уже клюнул, а несколько раньше, когда, в сущности, в основном из-за чиновничьего попустительства (хотя будем честны – не только из-за него) была фактически уничтожена фармацевтическая промышленность в России. Если сейчас удастся каким-то образом её хотя бы отчасти реанимировать – это будет очень хорошо и полезно. Что касается уровня безработицы в 2,2 миллиона человек – то я полагаю, что эта цифра более или менее соответствует тому прогнозу, который дало министерство экономического развития. Другое дело, насколько точен этот прогноз. Это вопрос уже не ко мне, а к гадалке.

На сегодняшний день общая безработица в стране составляет около 6 млн. человек или 8 % экономически активного населения. Все эксперты сходятся во мнении, что этот показатель будет расти и к концу года достигнет 9-10 %. Аналогичная ситуация и очень похожие прогнозы мы можем наблюдать и в западноевропейских странах. Однако, в отличие от наших соседей в России велика «скрытая безработица», к которой можно отнести и работников, находщихся в административных отпусках и работающих неполный рабочий день. Сейчас их более 800 тысяч. человек. Кроме того, около 5 млн. росийских граждан вообще не учитывались как безработные, хотя фактически не были заняты трудовой деятельностью.

Регистрируемая безработица будет расти, как минимум, до 2,2 млн. человек, что отчасти связано и с активностью государства на рынке труда.

В этом году на реализацию мерприятий государтвенной политики в области занятости населения выделен беспрецедентно большой объем ассигнований: на эти цели субъектам РФ будет направлено около 80 млрд. рублей. Причем впервые соотношение расходов на социальную поддержку безработных граждан и активные меры на рынке труда практически сравнялось. Для сравнения: в последний год существования Фонда занятости (2000 г.) это соотношение было равно примерно 20:3 в пользу пособий. Финансовый кризис сподвиг федеральные власти на реально активную политику на рынке труда. Кроме того, растет уровень и самой социальной поддержки безработных: увеличен максимальный размер пособия (до 4,9 т.р. в месяц) и расширены категории безработных, которые могут на него претендовать. На эти цели из федерального бюджета потребуется еще 34 млрд. рублей.

Следует отметить, что сегодня на региональном уровне имеются все необходимые рычаги для управления ситуацией на рынке труда. Это и переданные с 2007 г. в регионы федеральные полномочия по оказанию соответсвующих государственных услуг, и участие регионов в процессе опредедления квот на иностраную рабочую силу.

Однако ситуация на рынке труда слишком тесно связана с ситуацией в экономике в целом. Меры, которые региональные власти намерены предпринять, могут столкнуться с ограничениями, связанными со снижением потребительского спроса. Это в первую очередь относится к мероприятиям по содействию безработным в создании малого бизнеса. Профессиональная подготовка безработных граждан также может оказаться лишь «освоением» бюджетных средств, если не будут создаваться рабочие места, не будут возобновлены инвестиционные проекты. Общественные работы, которыми планируется охватить большое количество безработных, по сути, являются мерой их социальной поддержки. Таким образом, поддержание уровня занятости населения обойдется стране намного дороже, чем предусмотрено в бюджете.

Ещё один механизм поддержки занятости – квотирование. В Госдуму внесены поправки в закон «О занятости населения в РФ» и КоАП РФ, по которым работодатель обязан соблюдать квоту при приеме на работу выпускников профтехучилищ, техникумов и вузов, ищущих работу впервые. Для организаций, в которых работает от 100 до 200 человек, квота должна составить два рабочих места, а при численности свыше 200 человек — не менее 2%. За несоблюдение этой меры предлагают наказывать работодателя штрафом от 2000 до 3000 руб.

Квотирование рабочих мест для отдельных категорий населения - давняя больная тема. Началось все с квот для инвалидов. Размер квоты на трудоустройство инвалидов определяют региональные власти в пределах от 2 до 4 процентов численности работников. Однако, как известно, работодателю дешевле и проще заплатить штраф, чем создать спеицально оборудованное рабочее место для работника с ограниченными возможностями. К тому же вероятность проверки организации со стороны государственной инспекции труда в виду малой численности сотрудников этой службы столь незначительна, что работодателю нет смысла даже задумываться об этой норме закона.

Риски, связанные с приемом на работу выпускников учреждений профобразования, конечно, не такие, как в случае с инвалидами, но все же многие работоадатели заявляют о низком качестве подготовки как рабочих, так и специалистов, и о необходимости «доучивать» молодежь за свой счет. С учетом финансового кризиса предлагаемая квота рискует так и остаться «неработающей» нормой.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".