Статья
28 Сентября 2009 0:01

Заседание по миграционной политике

<p>Состоялось заседание правительственной комиссии по миграционной политике. <span> </span>Главный вопрос - <span> </span>эффективность управления миграционными процессами в условиях кризиса.</p>
<p>На заседании комиссии директор Федеральной миграционной службы Константин Ромодановский сообщил, что число иностранцев, которые едут работать в Россию, в этом году на фоне экономического кризиса сократилось на треть.  По его словам, в настоящее время в России легально работают 1.8 млн. иностранных граждан. При том выделенная на 2009 год для привлечения иностранной трудовой силы квота в 2 млн. человек использована лишь на 56%, сообщил Константин Ромодановский.</p>
<p>В то же время в России нелегально работают до 5 млн. иностранных граждан.  Всего с начала 2009 года Россию посетили 10,5 млн иностранных граждан, сообщил глава ФМС на заседании комиссии.</p>
<p>Судя по заявлениям, сделанным главой ФМС на заседании, миграционная структура может измениться, и на российском рынке труда появятся не только иностранный персонал рабочих профессий, но и квалифицированные кадры.</p>
<p>Иностранные трудовые мигранты с высокой и уникальной квалификацией будут получать в упрощенном порядке вид на жительство в России и налоговые преференции, сообщил Константин Ромодановский.  "Уже подготовлены изменения в законодательство, которые позволят этой категории мигрантов в ближайшем будущем получать в упрощенном порядке виды на жительство и преференции по налогообложению", - сказал директор ФМС.</p>
<p>По его словам, такие специалисты нужны России даже в условиях кризиса, а еще более необходимы они станут по мере выхода из кризиса и расширения масштабных инвестиционных проектов. </p>
<p>При этом он отметил, что известен положительный опыт Евросоюза по введению "голубых карт" для высококвалифицированных мигрантов, а также опыт США по привлечению специалистов в сфере инноваций.</p>
<p>Кроме того, может измениться система квотирования иностранной рабочей силы, сами субъекты федерации смогут устанавливать квоты, не превышая федеральный уровень.<br />
На заседании комиссии Константин Ромодановский сказал, что нынешний процесс формирования квот "сложен и неоправданно растянут по времени". "К сожалению, сегодня регионы еще не могут объективно планировать рынок труда в пересчете на специальности, профессии и квалификации", - сказал глава ФМС.</p>
<p>По его словам, нынешняя система квотирования оставляет "в стороне" от заявочной кампании малый и средний бизнес, а также физических лиц, которые не могут планировать объемы своих работ на 1,5 года вперед.</p>
<p>В настоящее время квоты на привлечение иностранной рабочей силы утверждаются правительством на основе заявок от регионов и после их согласования с Минздравсоцразвития.<br />
Как сообщалось, изначально на 2009 год планировалось привлечь в Россию почти 4 млн иностранных трудовых мигрантов, однако затем в связи с кризисом было принято решение заморозить квоты примерно наполовину - до почти 2 млн. Эта квота также была снижена на 52 тыс. человек в целом по субъектам РФ.<br />
<br />
 </p>
Комментарии экспертов
<p>В России к мигрантам отношение довольно негативное, особенно к инозычным и инокультурным. Россияне воспринимают их не как возможность пообщаться с интересными людьми или как-то усилить человеческий и культурный потенциал России, а скорее как угрозу себе, как конкурентов на рынке труда, как источник криминала, как источник беспокойства, раздражения. И это мнение достаточно устойчивое.</p>
<p>Единственное, о чём можно говорить, как об изменениях – это то, что в период кризиса о мигрантах говорят меньше. Есть две причины. Первая – появились другие проблемы, прежде всего безработица, снижение доходов, рост цен, а тема мигрантов и связанных с ними преступности как бы отошла на второй-третий план. Не потому, что преступности стало меньше, а потому, что появились другие темы, а информационное пространство не резиновое. Если появляется какая-то новая тема (особенно такая мощная, как кризис), многим другим приходится посторониться.</p>
<p>Конечно, было опасение, что недовольство людей ухудшением экономической ситуации направится в сторону ксенофобии, гонения на мигрантов и т.д. Такие признаки действительно были, но их удалось очень быстро купировать. В том числе и благодаря тому, что власть быстро среагировала и ещё непосредственно после начала кризиса скорректировала в сторону уменьшения квоты на привлечение мигрантов.</p>
<p>Вторая причина, почему сегодня меньше говорят о мигрантах – это то, что их действительно стало меньше. Мигранты едут в страну, где лучше, чем у них на родине, где больше рабочих мест, больше оплата и т.д. Поэтому когда в России был экономический подъём, мигранты к нам прибывали толпами. Сегодня у нас достаточно глубокий спад, и мигранты теряют тягу сюда идти. Это тоже одна из объективных причин, почему о них меньше говорят и меньше эту проблему называют в качестве вопиющей. <br />
 </p>
<p>России сейчас нужна именно квалифицированная рабочая сила. Очень правильно, что ФМС решила озаботиться преимуществом предоставления виз и правом на работу именно этой категории гастарбайтеров. Наконец-то мы слышим нечто разумное от ФМС. Однако хотелось бы напомнить, что по данным Федеральной миграционной службы в России, официально работают меньше 2 миллионов иностранных граждан, а по данным той же ФМС в России проживает 7,5 миллионов иностранных граждан (гастарбайтеров). Чем занимаются остальные 5,5 миллионов - ФМС не знает, и  в этом проблема.</p>
<p>Очень хорошо, что визы будут выдавать преимущественно тем, кто имеет высокую квалификацию, но очень плохо, что они не контролируют остальные 75% тех мигрантов, которые въехали в страну и неизвестно чем занимаются. В принципе, от этого ведомства хотелось бы видеть гораздо более продуктивную и скоординированную политику по защите российского рынка труда. В частности, большинство вакансий, которые заполнены в Москве гастарбайтерами, вполне могли бы быть заняты самими москвичами или, по крайней мере, гражданами РФ. <br />
 </p>
<p>Объём иммиграции из стран СНГ сократился за последние годы, особенно за последние полтора-два года, в силу кризисных явлений, сокращения возможности получить работу здесь и в силу более жёсткого контроля со стороны властей РФ. Но какой-то достаточно серьёзный объём всё равно будет оставаться, иначе встанут многие сферы нашей жизни, мы нанесём ущерб развитию нашей страны и интересам граждан, которые пользуются услугами иммигрантов в личном порядке, начиная с рабочих которые ремонтируют квартиры, дачи или строят что-то для частных лиц. Я уж не говорю о крупных работодателях, которые, начиная с олимпийских объектов и кончая мелким бизнесом, пользуются этими услугами. <br />
<br />
Сегодня существует проблема интеграции мигрантов, особенно тех, которые здесь живут подолгу и, вероятно, хотели бы остаться на постоянное жительство с перспективой получения гражданства. Нужны какие-то образовательные, языковедческие курсы, необходимы какие-то контакты с населением,  людьми других культур, традиций, другого облика, вероисповедания.<br />
<br />
Есть проблема адекватного образа роли миграции, образа самих мигрантов. Кроме того,<span style="">  </span>никого не наказывают за то, что люди жестоко обманывают мигрантов, не выплачивая им зарплаты за сделанную работу, и тем самым ставят их в отчаянное положение. Они не могут не только получить эти деньги, но даже купить билеты и нормально уехать из страны. Это очень отрицательно сказывается на образе нашей страны среди этих людей. Это отрицательно сказывается и на отношении к русским и русскоязычным, которые продолжают жить в тех странах, куда мигранты вернутся. Это вообще чревато негативными последствиями. <br />
<br />
Ситуация в сфере миграции сейчас  не такая  драматическая, как, скажем, было 4-5 лет назад, когда неконтролируемая и незарегистрированная миграция составляла подавляющее большинство. Сейчас, в результаты усилий, которые предприняты государством, властями, большая часть мигрантов всё-таки относится к категории контролируемых или зарегистрированных. О них имеется информацию, имеются данные. Возможность воздействия и управления гораздо больше со стороны государства и со стороны общества.</p>
<p> </p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".