Статья
3428 20 Июля 2018 18:35

Земфира vs Монеточка и Гречка

В соцсетях разразился скандал: певица Земфира, редко идущая на контакт со СМИ и медиа, неожиданно высказалась у себя на странице «ВКонтакте» по поводу популярных певиц этого года – Гречки и Монеточки.

Ее высказывание не получается назвать корректным – голос Монеточки она назвала «омерзительным», а Гречку «некрасивой». В соцсетях уже поднялась волна возмущения. «Актуальные комментарии» разбираются в деталях скандала и пытаются понять, как неосторожный выпад в адрес молодых певиц скажется на репутации Земфиры.

Начиная разговор о Земфире, нужно иметь в виду – в последние десять лет она по минимуму общалась с медиа, выпустила всего два альбома и создала вокруг себя – в большей степени благодаря поклонникам – образ умудренной интеллектуалки, живущей по принципу «молчание – золото».

Также необходимо учитывать, что Земфира именно в эти десять лет не в последнюю очередь благодаря этому образу (а также взрослению и усложнению музыки – последний альбом небеспричинно сравнивали с Radiohead) окончательно укрепилась в статусе главной певицы страны.

То, в каком тоне и манере Земфира высказалась вчера – это очень сильный удар под дых ее же образу и репутации.

До вчерашнего дня она успешно культивировала то самое амплуа стильной, красиво взрослеющей певицы, разменявшей подростковый бунт, корабли и ромашки на внутреннюю миграцию, молчание со СМИ (которое, как известно, золото) и реверансы группе Radiohead.

Сейчас она выставляет себя человеком, который не владеет как минимум орфографией и пунктуацией, а как максимум – чувством такта, выдумывает на ровном месте конфликт отцов и детей, использует первобытные и, скажем честно, уничижительные критерии оценки. Называть девушку «некрасивой», обладая таким ампула и статусом – это, по меньшей мере, неуместно. Плюс репутационные издержки, о которых ниже остановлюсь подробно.

При этом Гречка ответила тем, что «благодарна Земфире за ее мнение и что она уважает ее как человека».

Здесь очень показательно, что семнадцатилетняя Гречка, рифмующая «дура тупая» и «шкура простая» повела себя взрослее, чем умудренная жизнью и опытом Земфира, которая исполняет сейчас интеллигентные песни под фортепиано и умную электронику.

Впрочем, ключевой момент этой истории – это ее обсуждение в соцсетях. Сегодня утром казалось, что обсуждение пенсионного возраста, Путин и Трамп, русская «шпионка» в США и другие темы ушли куда-то на второй план. В общем-то, и сам факт освещения этой истории здесь – тоже вполне говорящий.

О репутации. Главная ошибка Земфиры заключается в том, что она, находясь в многолетней аскезе по отношению к СМИ и любым медиа, совершенно забыла о существовании института репутации и проигнорировала гигантский прогресс в его развитии.

Двадцать лет назад двадцатилетняя еще Земфира ругалась со всеми, унизительно критиковала Шевчука и позволяла себе высказывания вроде «я не встречала людей, которые знают о вокале больше меня».

Даже со скидкой на возраст и тогдашнее совершенно иное амплуа Земфиры, эти слова имели бы совершенно иной оттенок сейчас. Их бы тут же разорвал твиттер на твиты, фейсбук на посты оскорбленных и гневные комментарии под ними. Интервью с этой фразой, которое взяла «Афиша», тогда дошло ровно туда, до куда и должно было дойти – до читателя журнала «Афиша». Не самого многочисленного по сравнению с охватом Земфиры в 2000 году. Обыватель его не заметил.

Главное отличие тогдашних медиа от теперешних (социальные сети можно и нужно приплюсовать сюда же) – это способы подачи информации. В 2000 году они были строго вертикальными и односторонними, от отправителя к получателю. Фидбэк появлялся только в виде писем в редакцию – читай, его не было.

Сейчас мы живем в реальности, где одна публикация про «вскрытую ватку» может лишить человека работы и, если не разрушить, то серьезно подпортить ему карьеру, а одно неосторожное слово может обсуждать и осуждать весь русскоязычный фейсбук.

Страшно представить, до чего карьеру Киркорова мог бы довести скандал с «розовой кофточкой», произойди он сейчас – уверен, это было бы куда громче недавнего шума вокруг депутата Слуцкого – против него восстал бы весь русскоязычный фейсбук, а культурные и светские издания объявили бы ему бойкот. Мог бы он похоронить свою карьеру? Возможно.

Относительно недавний пример: в 2015 году Оксимирон победил на рэп-баттле успешного исполнителя Джонибоя. Баттл разлетелся по соцсетям и вообще стал отправной точкой для взлета массового интереса к поединкам рэперов. Джонибой проиграл – его концерты перестали продаваться, его высмеяли в соцсетях, а сам он ушел из рэпа на два года.

Сухие факты: получасовой ролик, где рэпер просто проиграл оппоненту по качеству и подаче рифм (ничего непристойного в этом ролике при этом нет, это не видео с Алексеем Паниным), стоил ему серьезной трещины в карьере.

Другой пример – более подходящий. Английский исполнитель Моррисси, бывший вокалист важной для английского рока группы The Smiths – одна из культовых для Британии фигур, повлиявшая на десятки непоследних лиц в современной музыке. Сейчас он ассоциируется в первую очередь с расистскими, женоненавистническими и другими высказываниями из разряда скандальных и своим скверным характером.

Земфире предстоит понять прямо сейчас и прочувствовать на себе, что такое институт репутации и сделать выводы. Выигравшими в этой медиабитве выглядят явно Гречка и Монеточка – образ хранящей молчание умудренной и выдержанной Земфиры претерпел демонтаж. Глобально на ее карьере это, конечно, не скажется – но это отличный индикатор того, что фейсбук не щадит никого. Даже главную певицу страны. Пока главную.

Автор:
Актуальные комментарии
© 2008-2018 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".