Жигули - в чужие руки
Основным трендом недели стала продажа «АвтоВАЗа» нерезидентам. Предложение о приобретении контрольного пакета в «АвтоВАЗе» поступило компании Renault-Nissan. Сделка откроет третий (последний) этап реформирования российского автогиганта, который завершит процесс преобразования, запущенный два года назад.
Подготовка компании к продаже активизировалось с уходом «команды Алешина». Топ-менеджер является человеком из ближнего круга главы госкорпорации Сергея Чемезова. Алешин разрабатывал схему создания «Ростехнологий» и активно лоббировал объединение автомобилестроительных активов госкорпорации. До прихода на «АвтоВАЗ» он оставался основным лоббистом интересов «Рособоронэкспорта» (предшественника «Ростехнологий»). Занимая должности замминистра промышленности РФ и руководителя Роспрома, ликвидированного после реорганизации Минпромторговли (в прошлом Минэнерго). В свое время именно экс-чиновник инициировал передачу блокпакетов «АвтоВАЗа» и «КАМАЗА» госкорпорации.
В дальнейшем с усугублением проблем в самарской автокомпании он возглавил автогигант. Основной задачей, стоящей перед топ-менеджером, было обновление модельного ряда «АвтоВАЗа» и привлечение иностранных партнеров. Именно при его участии 25% акций тольяттинского завода были проданы корпорации Renault-Nissan. Причем, нерезидент привлекался как младший партнер, а не контрольный акционер. В дальнейшем у Renault-Nissan за 220 млн евро была приобретена платформа для производства нового автомобиля. Для этого «АвтоВАЗу» даже пришлось взять кредит в Societe Generale на 171,5 млн евро.
Однако, несмотря на некоторые подвижки, Алешину так не удалось решить производственные и финансовые проблемы внедрения новых марок. Более того, экономический кризис показал неэффективность деятельности компании. На фоне падения покупательной способности «АвтоВАЗ» не смог самостоятельной аккумулировать необходимую прибыль и нуждался в постоянном государственном финансировании.
Недовольство деятельностью Бориса Алешина топ-менеджмент «Ростехнологий» проявлял давно. Однако замену руководителю автогиганта нашли только год назад. Тогда на завод в качестве вице-президента был «десантирован» советник Сергея Чемезова – Игорь Комаров. Вместе с топ-менеджером на «АвтоВАЗ» пришли вице-президент по финансам Олег Лобанов и вице-президент по стратегии Григорий Хворостянов, которые были назначены на эти посты два года назад, а ранее вместе с Комаровым работали в «Норильском никеле». В августе 2009 года после «передачи дел» Комаров сменил Алешина на посту руководителя «АвтоВАЗа» и оптимизировать производственные процессы компании. После ротации руководства компании, оптимизации производства и запуска программы утилизации у автогиганта стала расти рентабельность.
Улучшение финансовых показателей существенно укрепило позиции «Ростехнологий», подконтрольных группе Сергея Чемезова. При этом Чемезов успел «нажить» себе очень мощных аппаратных противников, включающих Минфин, Минэкономразвития, Минобороны, Экспертное управление президента. Последний год оказался для «Ростехнологий» неудачным – кампания против госкорпораций существенно ослабила позиции главы «Ростехнологий». Параллельно ряд проектов ее экспансии в смежные отрасли был торпедирован аппаратными противниками Чемезова. Кроме того, усилиями Минфина существенно сократилось госфинансирование автогиганта, которое в последние годы превысило $2 млрд. Общий объем господдержки «АвтоВАЗа» составил 65 млрд рублей, из которых автогигант получил около 55 млрд рублей. При этом, средства компании предоставлялись в несколько этапов. Сейчас «Ростехнологии» ведут переговоры с «АвтоВАЗом» о получении оставшихся 10 млрд рублей из второго транша, которое правительство выделило компании в конце прошлого года.
Именно ослабление «Ростехнологий» активизировало продажу контрольного пакета автогиганта нерезиденту. Изначально предполагалось, что инвесторам достанутся исключительно непрофильные активы автогиганта. В рамках реструктуризации отечественной компании планировалось выделить в отдельные 100-процентные «дочки» шесть производств. «АвтоВАЗ» решил расстаться с инструментальным, прессовым и металлургическим направлениями, производством пресс-форм, штамповки пластика, переработкой промышленных отходов. Причем, планировалось, что судьба этих непрофильных активов может быть решена до конца текущего года.
Однако осенью экономическая конъюнктура изменилась. Дефицит бюджета и снижение эффекта от программы утилизации заставили правительство форсировать продажу «АвтоВАЗа» целиком. В качестве стратегического инвестора был выбран альянс Renault-Nissan. Нерезидент должен вывести на рынок новый модельный ряд автогиганта, который не обновлялся последние 5 лет.
Возможности у Renault-Nissan для развития «АвтоВАЗа» достаточно обширные. Продажи автомобилей во всем мире в III квартале 2010 года у нерезидента выросли на 5,7% до 592 тысяч штук, а выручка увеличилась на 7,6% до 8,7 млрд евро по сравнению с тем же периодом прошлого года. При этом Renault продала все принадлежащие ей акции производителя грузовиков и автобусов Volvo AB и досрочно выплатила 1 млрд евро из 3 млрд евро антикризисного займа, выданных правительством Франции в начале 2009 года. К тому же у компании есть неиспользованные кредитные линии на 4,1 млрд евро. Несмотря на наличие финансового ресурса, процесс увеличения доли нерезидента в «АвтоВАЗе» до контрольной займет 2-3 года. Акции будут выкупаться у «Тройки Диалог», которая может выйти из акционерного капитала автогиганта.
Дмитрий Абзалов, ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры, специально для АК